Можно ли причащаться без исповеди в православной церкви: что такое причастие и почему так важно соблюдать все правила

Многие православные христиане, особенно те, кто только недавно воцерковился, задают вопрос священникам и верующим: «Можно ли причащаться без исповеди?» Однозначно и категорично ответить нельзя, но, тем не менее, это будет скорее “нет”, чем “да”. Почему? Чтобы не было искушения.

Зачем придумали исповедь?

Обычно, отвечая на такой вопрос, священнослужители вступление начинают с цитирования Ветхого Завета, где речь идет об Адаме и Еве.

Помните, Бог, создав мужчину и женщину, сказал примерно так: «Живите, пользуйтесь дарами, но с этого дерева плодов не ешьте». Изначально наши прародители жили без греха в Эдеме, общались между собой и с Богом.

Но в райском саду обитал Змий (дьявол). Когда Ева оказалась рядом с запретным деревом, Змий-искуситель рассказал ей, что она узнает многое, если съест плод. Она ослушалась Бога, но согласилась с дьяволом.

Обратите внимание

После такого трагического случая человек навсегда был изгнан из рая.

С того времени человек и Бог отдалились друг от друга. Чтобы снова примириться с Богом, людям нужно раскаяться в своих поступках.

Что такое Причастие?

  1. Давайте посмотрим, какое отношение эта история имеет к современнику. Можно ли причащаться без исповеди и что такое Причастие?
  1. После грехопадения в Эдеме в течение многих тысяч лет праведники знали Бога, но жили по другим законам, которые написал Моисей. Спустя время на землю пришел Сын Божий – Иисус Христос – и установил новый закон – Евангелие (Новый завет).
  2. Накануне дня распятия Он собрал учеников своих и сказал: «В память Мою будете вкушать хлеб и пить вино, ибо это есть Мои тело и кровь». Под этими словами Господь подразумевал Причастие.
  3. К сожалению, каждый из нас (даже святые) грешили и грешим. Безгрешен был только Иисус Христос. Чтобы с Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом примириться, нужно искренне раскаяться в своих поступках, очистить свою душу от грязи.
  4. Исповедь – первый элемент покаяния. Значение ее усматриваем в притче о блудном сыне: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! согрешил я против неба и пред тобою. И уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:18).
  5. Словом «встану» он показывает свое исправление прежнего падения, разрыв с беззаконно сделанным им ранее выбором и содеянным грехом. Признанием «согрешил» – просит прощения.
  6. Следующий элемент действительного покаяния – смирение, повергающее неразумное начало, в котором находит себе прибежище эгоизм и высокомерие заблудшего. «И уже недостоин называться сыном твоим!»

Основная причина заблуждения человека – ложное суждение, которое выносит ум.

Важно

Покаяние означает обращение ума к правильному суждению и правильному образу мыслей, так, чтобы уже не было места для неразумного начала.

Бог по человеколюбию Своему принял это возвращение человека в состояние духовного равновесия и соделал покаяние величайшим благом для нашей природы, после того как мы утеряли эдемское богоподобие.

О таинстве Евхаристии

  1. Простым людям не дано видеть, как происходит подготовка Причастия в алтаре после общего пения «Отче наш». Не видят, что происходит, даже сами священники, только знают, что это за таинство, поэтому молятся о превращении вина и хлеба в тело и кровь Христовы.
  2. Есть свидетельства того, как некоторые святые люди видели в алтаре Младенца, множество ангелов, Божию Матерь. Вот так, невидимо для человеческого глаза, происходит самое настоящее чудо, к которому нужно серьезно готовиться.
  3. После таких историй, как правило, люди уже не задают вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Ведь каждый христианин в таком случае ощущает свое недостоинство перед причастием.

Великий пост и Рождество Христово

Есть такое правило церковное насчет Великого поста: если постился все дни, причащался хотя бы раз, ходил в храм регулярно, то можно причаститься в Пасхальную ночь.

В Великую субботу разрешают после таинства исповеди причаститься утром на литургии. Если человек в течение дня не согрешил, молился, готовился к ночной службе, то ему можно причащаться без исповеди снова. Такое же правило действует и в рождественский сочельник.

А если перед смертью не причастился?

Нередко люди с волнением спрашивают: “Умер близкий, а он не причащался. Где будет его душа?”

Есть одна история про монахиню, которая поддалась искушениям и ушла в мир. Там жила с мужчинами, развлекалась. Но пришло время, она опомнилась, поняла, что натворила, и решила вернуться.

Пока шла в родной монастырь, плакала, каялась, подойдя почти к воротам обители, умерла. Как позже узнали чудом насельницы монастыря, их заблудшая сестра попала в рай, она прощена Богом, потому что плакала о своих грехах, искренне просила у Господа прощения.

Этот случай ответит на вопрос: «Можно ли причащаться без исповеди?» Но нужно помнить, что это разрешается только в исключительных случаях, например, солдат умирает во время сражения на войне, или тяжелобольной, к которому не может приехать священник.

Соборование, исповедь и причастие

Во время Великого поста, перед Рождеством проходит соборование. Что это такое? Во время этого таинства читают семь Евангелий и помазывают крестообразно верующих людей.

В чем заключается это действие? Священники молятся о здоровье соборующихся. Многие священники говорят, что собороваться нужно при болезнях.

«Можно ли причащаться после соборования без исповеди, ведь все грехи снимаются с этим таинством?» – нередко слышат такой вопрос батюшки.

Грамотный священник задаст встречный: «Кто вам сказал, что с соборованием все ваши грехи смываются?»

На самом деле в чине соборования практически ничего не сказано о прощении грехов в целом, есть только моление о здравии.

Совет

Обычно можно слышать ответ перед соборованием: «Можете подойти на исповедь после соборования, если до него не успеваете». Здесь ничего не сказано о причастии.

Вот мы и разобрали вопросы о том, можно ли причащаться без исповеди в Великий пост, можно ли после соборования приступать к евхаристии. Любые подобные вопросы нужно обсуждать только со священником, у которого исповедуетесь.

Источник: http://polet-dushi.ru/duxovnye-praktiki/raznye-religii-i-filosofiya/pravoslavie/mozhno-li-prichashhatsya-bez-ispovedi/

Можно ли причащаться без исповеди в Православной церкви?

Моя знакомая сказала, что в современных условиях можно причащаться без исповеди. Она уверена, что это разрешено и не несет в себе никакого греха.

Например, в греческой церкви верующие могут постоянно причащаться, а исповедуются лишь в случае необходимости снять тяжесть с души.

Я обратилась за разъяснениями к своему духовнику, можно ли причащаться без исповеди? Оказывается, в Русской Православной церкви не принято причащаться Святых Даров без покаяния. И вот с чем это связано.

Зачем нужна исповедь

  1. Наши прародители Адам и Ева находились в Эдемском саду непорочными. Они не ведали греха до тех пор, пока не нарушили запрет о Древе познания добра и зла. С этого момента грех стал властвовать над человеком, отделяя его от бога. Поэтому человеку необходимо постоянно каяться в грехах ведомых и неведомых, чтобы преодолеть это отделение.
  2. Без покаяния спасение невозможно. Без покаяния духовная жизнь христианина превращается в лицемерный фарс.
  3. После исповеди священник благословляет на причащение Святых Даров. Верующий может принять Плоть и Кровь Христа во искупление от греховной природы.
  4. Многие верующие интересуются, можно ли каяться дома? Личное покаяние тоже слышит Господь, но оно не является Таинством церкви. В этом вся разница.
  5. После церковного покаяния человек получает не только прощение грехов, но и благодать от бога. В домашних условиях благодать получить невозможно.
  6. Благодать необходима для того, чтобы человек больше не совершал греха, в котором исповедовался священнику.
  7. В Русской Православной церкви существует традиция исповедоваться перед каждым причастием. Эту традицию необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы вести полнокровную духовную жизнь.
Обратите внимание

Безгрешным является только Иисус Христос, который смог попрать дьявола и победить смерть. Именно через святую Кровь Христа человек может быть прощенным и обрести царство божие в вечности. Перед крестными муками Спаситель провел Тайную Вечерю, на которой назвал хлеб своим Телом, а вино — своей Кровью.

Что это значит для верующего? Это значит, что через Кровь и Плоть Христа человек становится причастным к спасению души. Теперь встает вопрос: а можно ли причащаться без исповеди? Если совесть позволяет, то можно. Но будет ли такое причастие истинным, о чем поведали апостолы верующим?

Верующий должен осознать, что причащаться можно только с чистой совестью, а чистая совесть может быть только после Таинства покаяния.

Причастие в осуждение

  1. Недостойно причащающиеся христиане не получают благодати божьей, а наказывают сами себя. Если человек не осознает до конца смысл крестных страданий Спасителя и принимает хлеб как простой продукт, то он осуждает себя в своем неверии.
  2. Также к недостойно причащающимся относятся те, кто в сердце своем враждует на ближнего, кто тайно занимается оккультизмом и не исповедал смертные грехи. Недостойное причащение приводит к духовным и телесным недугам.
  3. Однако и уклонение от причастия по причине осознания греховной природы тоже не правильно. Человек должен осознавать свою грешную природу, стремиться к исправлению с помощью Святого Духа и раскаиваться в своих прегрешениях. Иначе путь в небесную обитель будет закрыт.
  4. Жизнь верующего — это постоянная борьба с дьявольскими соблазнами и противостояние им силой Духа Святого. Все великие святые осознавали свою греховную природу, вели с ней борьбу и не отказывались от принятия Святых Тайн.

Не причастился перед смертью

  1. Неужели душа человека попадет в ад, если он не успеет причаститься перед скоропостижной смертью? Однозначного ответа не существует, так как все зависит от состояния души человека. Если он в сердце своем осознавал свою грешную природу и искренне раскаивался, то будет прощен. Речь идет о крещенном человеке, а не атеисте.
  2. Например, если к тяжело больному верующему не успел приехать священник, то душа пойдет в рай, если больной искренне скорбел о своих грехах. Не его вина, что священник не смог успеть причастить его перед смертью.

Соборование и причастие

Многие верующие считают, что елеосвящение автоматически снимает все грехи, поэтому исповедоваться не нужно. Это большое заблуждение. Елеосвящение снимает те грехи, о которых человек забыл или не обратил внимание по своему духовному неведению. Однако елеосвящение не снимет утаённый грех, который человек намеренно не исповедал священнику по какой-либо причине.

Поэтому если после соборования верующий вспомнил о грехе, то должен его рассказать на исповеди. Не важно, на следующий день после соборования был обнаружен неисповеданный грех или через месяц — необходимо исповедоваться.

Верующий человек может исповедоваться без причастия, но без исповеди причащаться не принято. Несмотря на то, что в греческой церкви верующие причащаются без исповеди, в Русской церкви к причастию не допустят без покаяния. Сначала нужно полностью очистить совесть от прегрешений, а потом с чистой совестью причащаться Святых Даров.

Источник: https://digivi-cctv.ru/magiya/mozhno-li-prichashhatsja-bez-ispovedi-v

Можно ли причащаться без исповеди в Православной церкви

Моя знакомая сказала, чего в современных условиях можно причащаться без исповеди. Она уверена, почему это разрешено и не несет в себе никакого греха.

Например, в греческой церкви верующие могут неумолчно причащаться, а исповедуются лишь в случае необходимости снять тяжесть с души.

Я обратилась вслед за разъяснениями к своему духовнику, можно ли причащаться без исповеди? На практике, в Русской Православной церкви не принято причащаться Святых Даров безо покаяния. И вот с чем это связано.

Важно

Наши прародители Адам и Ева находились в Эдемском саду непорочными. Они приставки не- ведали греха до тех пор, пока не нарушили приказ о Древе познания добра и зла. С этого момента грех стал диктаторствовать над человеком, отделяя его от бога. Поэтому человеку ну что ж постоянно каяться в грехах ведомых и неведомых, чтобы преодолеть это отщепление.

Без покаяния спасение невозможно. Без покаяния завещание жизнь христианина превращается в лицемерный фарс.

После исповеди священник благословляет в причащение Святых Даров. Верующий может принять Плоть и Кровь Христа в искупление от греховной природы.

Многие верующие интересуются, можно ли мучиться угрызениями совести дома? Личное покаяние тоже слышит Господь, но оно безлюдный (=малолюдный) является Таинством церкви. В этом вся разница.

После церковного покаяния член (партии) получает не только прощение грехов, но и благодать от бога. В домашних условиях порядок получить невозможно.

Благодать необходима для того, чтобы человек более не совершал греха, в котором исповедовался священнику.

В Русской Православной церкви существует так принято исповедоваться перед каждым причастием. Эту традицию необходимо неукоснительно выдерживать роль, чтобы вести полнокровную духовную жизнь.

Читайте также:  Сретение в христианстве и православии: Сретенская свеча, все о ее использовании в религии

Причастие

  1. Безгрешным является лишь только Иисус Христос, который смог попрать дьявола и победить смерть. Как через святую Кровь Христа человек может быть прощенным и приобрести царство божие в вечности. Перед крестными муками Спаситель провел Тайную Вечерю, получай которой назвал хлеб своим Телом, а вино — своей Кровью.
  2. Точно это значит для верующего? Это значит, что через Душегубство и Плоть Христа человек становится причастным к спасению души. Теперь встает злоба дня: а можно ли причащаться без исповеди? Если совесть позволяет, так можно. Но будет ли такое причастие истинным, о чем поведали апостолы верующим?
  3. Богобоязненный должен осознать, что причащаться можно только с чистой совестью, а чистая убежденность может быть только после Таинства покаяния.

Причастие в осуждение

Безнравственно причащающиеся христиане не получают благодати божьей, а наказывают сами себя. Ежели человек не осознает до конца смысл крестных страданий Спасителя и принимает средства как простой продукт, то он осуждает себя в своем неверии.

Опять же к недостойно причащающимся относятся те, кто в сердце своем враждует в ближнего, кто тайно занимается оккультизмом и не исповедал смертные грехи. Недостойное причащение приводит к духовным и телесным недугам.

Совет

Хотя и уклонение от причастия по причине осознания греховной природы равно как не правильно. Человек должен осознавать свою грешную природу, скоро к исправлению с помощью Святого Духа и раскаиваться в своих прегрешениях. Иначе дис в небесную обитель будет закрыт.

Жизнь верующего — это константа. Ant. переменная борьба с дьявольскими соблазнами и противостояние им силой Духа Святого. Весь великие святые осознавали свою греховную природу, вели с ней борьбу и невыгодный отказывались от принятия Святых Тайн.

Не причастился пред смертью

  1. Неужели душа человека попадет в ад, если он безлюдный (=малолюдный) успеет причаститься перед скоропостижной смертью? Однозначного ответа не существует, эдак как все зависит от состояния души человека. Если спирт в сердце своем осознавал свою грешную природу и искренне раскаивался, в таком случае будет прощен. Речь идет о крещенном человеке, а не атеисте.
  2. Возьмем, если к тяжело больному верующему не успел приехать священник, в таком случае душа пойдет в рай, если больной искренне скорбел о своих грехах. Приставки не- его вина, что священник не смог успеть причастить его предварительно смертью.

Соборование и причастие

Многие верующие считают, а елеосвящение автоматически снимает все грехи, поэтому исповедоваться не нужно. Сие большое заблуждение. Елеосвящение снимает те грехи, о которых человек забыл возможно ли не обратил внимание по своему духовному неведению. Однако соборование не снимет утаённый грех, который человек намеренно не исповедал священнику точно по какой-либо причине.

Поэтому если после соборования верующий вспомнил о грехе, в таком случае должен его рассказать на исповеди. Не важно, на грядущий день после соборования был обнаружен неисповеданный грех или сквозь месяц — необходимо исповедоваться.

Итог

Верующий человек может побывать у исповеди без причастия, но без исповеди причащаться не принято. Невзирая на то, что в греческой церкви верующие причащаются без исповеди, в Русской церкви к причастию приставки не- допустят без покаяния. Сначала нужно полностью очистить совесть ото прегрешений, а потом с чистой совестью причащаться Святых Даров.

Волшебный шар земной магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Каждый человек хочет затронуть к чему-то особенному и ранее неизведанному, открыть для себя новые параметры понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Потому, каждый который находится в поисках высоких духовных практик, кто желает заглянуть «следовать занавес», со временем все же получает ответы.

Обращаясь к глубинам мироздания, необходимо сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, аюшки? находится за гранью понимания. Со временем люди сумели сцементировать. Ant. разъединить все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания.

И настоящее это называется одним словом — эзотерика. Однако, стоит сразу убедить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых в отлучке отрицательных последствий.

Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света река Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует запрос к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «подсаживаться».

Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, постигнуть ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более до иголки познакомиться с ней и понять, как она работает.

В первую выстрел стоит сказать о том, что при помощи эзотерики можно примагнитить удачу. Для этого достаточно направить свои мысли в данную сторону и предрешить себя на то, что феноменальная удача обязательно произойдет в ближайшее век.

Ввиду того, что мысли материальны, можно ни на подождите не сомневаться в том, что все задуманное осуществится в ближайшие сроки.

Ввиду этого, можно с уверенностью сказать о том, что главное правило эзотерики — сие вера в себя, в свои силы и в то, что при помощи положительного мышления и внутреннего настроя держи прием светлых волн, можно добиться феноменального успеха.

Денежная талан также не заставит себя долго ждать, если регулярно снабжать свой разум правильными мыслями.

Обратите внимание

Так, стоит взять одну с купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить в нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта облигация притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как процент приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего дозволено быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и хватит именно таким, каким родилось в воображении.

Ввиду того, что эзотерика учит совокупляться мир через самопознание и самосовершенствование, будет намного проще понять тех не то — не то иных представителей современного общества в определенной ситуации.

Находясь в абсолютно гармоничном состоянии, суще наполненным внутренней силой, можно не сомневаться в том, что процветание в бизнесе придет внезапно и неожиданно, или же проблематичная ситуация решится самоё собой, словно по мановению волшебной палочки.

Эзотерика учит вылуплять на мир светлыми и чистыми глазами, возрастать духовно, взращивая в своем штаб-квартира любовь и гармонию и можно не задумываться о приходе успеха, ведь симпатия будет все время находиться рядом, сопровождая одухотворенную личность держи каждом шагу, приумножая его доход, наполняя его необъятной против воли, радостью и безграничным умиротворением.

Источник: https://321news.ru/mojno-li-prichashatsia-bez-ispovedi-v-pravoslavnoi-cerkvi/

Исповедь и причастие

Обязательно ли причащаться на каждой службе, можно ли причащаться  без исповеди? (Светлана)

На вопрос нашей читательницы отвечает игумен Алексий (Ермолаев), наместник Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря:

— На Ваш вопрос я хотел бы ответить следующее. Я пришел в церковь 25 лет назад, стал воцерковляться. Около восьми лет я нес различные послушания на двух приходах и 16 лет в двух монастырях – Посольском и Троицком.

Я могу Вам ответить исходя из своего личного духовного опыта и из той традиции исповеди и Причастия, которую я видел в начале своего воцерковления и которая вышла из времен различной степени гонений на Церковь до перестройки. Эта традиция стала близкой для меня и определила мой взгляд на то, как надо причащаться и перед причастием исповедоваться.

В храм города Шилки Читинской области, где я нес в начале своей церковной жизни послушание, ездила, наверное, половина наиболее  активных прихожан нашего региона. В те времена при нашем храме перед причастием постились даже без растительного масла и обязательно три дня. Некоторые — чуть больше.

Одна из таких постящихся и всегда тщательно исповедовавшихся перед Причастием, уже старушка раба Божия Лидия, недавно почила в Бозе на второй или третий день Пасхи, что подтверждает её праведность, которую мы видели своими глазами.

Причащались мы обычно раз в две-три недели. Как бы ни было трудно, вычитывали все правила и, исповедовавшись в накопившихся за это время грехах, попостившись и соответствующим образом помолившись и свое покаяние.

Мое отношение к подготовке к Причастию того периода осталось как к некоему идеалу в смысле того, как нужно подходить к этому Таинству.

Когда я был уже в Посольском монастыре, то владыка Евстафий Читинский и Забайкальский благословлял всех живущих в святой обители — монахов и не монахов — причащаться обычно раз в две недели, что мы обычно и делали.

Важно

Таким образом я благословляю причащаться и своих духовных чад, хотя и не говорю, что причащаться чаще нельзя в какие-то праздники и важные дни (именины, дни памяти наиболее чтимых святых, дни Светлой седмицы). Разрешаю причащаться иногда  2 — 3 раза в неделю.

Отсутствие исповеди перед Причастием – дело какое-то непривычное. Раньше меня удивляло то, что в православных храмах Америки, Греции, а также в некоторых других поместных Православных Церквях подходят к Святым Тайнам без исповеди и часто без всякого поста. Это у них стало уже  нормой.

Но в Греции в храмах и женщины давно ходят без платочков, и прихожане сидят во время богослужения на особых стульях — как у католиков, иногда вставая в особо важные моменты службы.

И, например, вечерние богослужения у них длятся, как я видел в одном из храмов Греции, всего лишь около 30-40 минут И вообще по крайней мере, где я был, у них там нет того строя, как мне показалось, того благоговейного отношения к службе, к молитве, как в наших храмах.

И как-то все уж очень расслабленно у них. Хотя и у нас конечно не все так, как хотелось бы.

В Греции некоторые, кто подходят к Святым Таинам, иногда больше года не бывают на исповеди. Я не думаю, что это хорошо. Поразительным для меня был пример, когда наш гид, давно живущий в Греции молдаванин, причастился на наших глазах.

Мы удивились, когда он в одном из греческих монастырей без приготовления постом в предыдущие дни, без чтения молитв перед Причастием, не подойдя к исповеди, вместе со всеми пошел и причастился. Всех членов нашей группы, прибывшей из Бурятии на Афон, очень удивило такое легкомысленное его отношение к причащению.

А он на наши недоуменные вопросы  сказал, что его духовный отец, греческий священник, благословил причащаться, когда только можно, и он исполняет его послушание. Но более всего мы были поражены тогда, когда вспомнили, что этот наш проводник во время службы выходил на улицу и, накурившись, возвратился в храм, а потом подошел к Чаше.

И вообще за несколько дней, пока он нас водил по Афону, особого благочестия мы в нем как то особо не заметили, т.е. не заметили и благих плодов такого фривольного частого причащения. Вот пример и расслабления в духовной жизни и причащения без благоговения и плодов его. Говоря об исповеди перед причащением, нельзя сказать, что здесь нет никаких проблем.

Совет

Разумеется, есть ситуации, когда люди иногда говорят на исповеди перед Причастием о чем-то, лишь бы хоть что-то сказать. Не видят своих грехов. Но когда им объясняешь, что нужно каяться не только на уровне дел и слов, но и помыслов, которые гнездятся в нашей душе, день и ночь оскверняют наше сердце, люди начинают задумываться.

Вообще людям всегда есть, в чем каяться, когда они начинают исповедовать свои внутренние соглашения с этими бесовскими мысленными прилогами на исповеди, чтобы очистить свою совесть перед принятием Святых Христовых Таин. И более того, нужно сказать, что при причащении мы говорим о встрече со Христом, о Великой встрече, а когда встречаются слишком часто, как бы по нужде и абы как, то и плоды таких встреч соответствующие.

Причащение же за каждой Литургией, по моему мнению, является делом для современного этапа христианской жизни неполезным.

Да, богословы правильно утверждают, что в некоторых частях Литургии есть призывание всех верных, стоящих на этой службе, к Святым Таинам, но уже в древние времена апостол Павел говорил, что «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27 — 30). То есть причащаться можно недостойно, в грех себе, в скорбь себе, в беду себе.

Причащаться почаще, готовясь  соответственно,  душу приготовляя покаянием и молитвой, по моему, хорошо.

Читайте также:  Философия: как самостоятельно провести диагностику и лечение чакр человека

Но все эти святые говорили о желательности частого причащения, а и о причащении за каждой Литургией – только двое отцов, и то во времена далёкой древности – это Киприан Карфагенский и блаженный Августин. (См. об этом: Митрополит Волоколамский  Иларион  (Алфеев). О частоте причащения).

Обратите внимание

Следует сказать, что первые три века христиане действительно причащались почти за каждой Литургией, но это было время гонений, время опасности ссылок, мучений, потери ближних и самой смерти.

А значит – время самой горячей молитвы, время горячего желания, чтобы Господь бы близок к человеку, чтобы Он укрепил его в условиях постоянной опасности и, если надо, помог перенести мучения.

И волей-неволей люди причащались в благоговейном состоянии души.

Но если в те времена – первый век христианства, когда были живы апостолы и ближайшие ученики Христа и была жива память о недавних событиях земной жизни Богочеловека, Его смерти на кресте и Его Святого Воскресения, имело место недостойное причастие, то что говорить о нашем времени, удаленном от тех событий на 2000 лет? В наше время обязательное Причастие на каждой Литургии может привести к профанации этого Таинства для значительной части верующих. Постоянно и незаметно уровень благоговения к этой великой святыне снизится, люди  начнут «причащаться по привычке», и без должного благоговения. А как я заметил, благодать людям, причащающимся без должного благоговения, особо не дается.

Как мы помним, некоторые святые, например, Мария Египетская, причащались всего несколько раз в течение жизни, но достигли святости, мы же, причащаясь часто, постепенно начинаем смотреть на Причастие как на некую «витаминку», духовную таблетку, а потом удивляемся, что ничего особо не чувствуем.

Также я замечал, что множество детей, причащаясь часто, но не готовясь благоговейно принять святые Дары, в возрасте 12-13 лет надолго, а, возможно, навсегда  исчезают из храма. И особо их не видно возвратившихся в храм в более взрослом возрасте.

Если бы Причастие действовало автоматически, вне учета нашей воли и необходимых при этом благоговейнейших чувств, тогда бы дети, часто причащающиеся у некоторых родителей, были бы как ангелы, и не покидали их в переходном возрасте.

Да и взрослые, часто причащающиеся, «автоматически» становились бы ангелоподобными существами, чего, находясь при Церкви 20 с лишним лет, я не замечал.

А вот те, которые причащаются достаточно редко, но благоговейно, имеют в себе немалые плоды благодати Святого Духа – и кротости, и терпения, и смирения, и любви и матери всех добродетелей – молитве.

К сожалению, я заметил, что в наше время расширяется процесс, когда молодые священники относятся к вопросам Причастия, Исповеди как-то уж очень по-современному, но мнение священнослужителей должно базироваться на учении святых отцов, а не на либеральном богословии.

Важно

Ни у одного святого отца я не видел совета причащаться за каждой Литургией, кроме двух названных выше, да еще без исповеди. Например, Серафим Саровский советовал причащаться во все 4 поста, на двунадесятые праздники и в некоторые другие важные дни года.

А если бы воля Божия была причащаться на каждой Литургии, то ему это наверняка было бы открыто Господом или Пречистой Матерью, которая являлась ему 12 раз.

В явлении Матерь Божия сказала, чтобы преподобный Серафим убрал из монашеского правила Дивеевских сестер чтение, если не ошибаюсь, акафиста, чтобы не налагать лишнего греха на какую-нибудь из них, если не сможет прочесть.

И такое важнейшее для спасения дело, как обязательное причащение на каждой Литургии, — если бы такое было угодно Богу, — не могло остаться без вразумления преподобного Серафима от Божией Матери. Нет поучения о необходимости обязательно причащаться на каждой Литургии ни у Игнатия Брянчанинова, ни у Феофана Затворника и учителей Церкви такого же масштаба ближайших к нам времён при великом множестве других духовных поучений.  А  ведь они были очень близки к Господу, и Господь духовно открыл бы им, что такое причащение угодно Ему.

Святые говорили от Бога, а мы, современные христиане, нередко говорим от себя, и это при недостаточной опытности в духовной жизни. Нужно базироваться на поучении святых отцов, чтобы была духовная польза, а не прелестное заблуждение.

Исходя из всего вышесказанного, могу сказать: я советую своим духовным чадам регулярно исповедоваться и — с определенной периодичностью, если есть внутренняя готовность, достаточно часто, но без обязанности на каждой службе, – причащаться Святых Таин.

И наилучшим доказательством  моих слов является краткое поучение одного  из богомудрых старцев Оптинских, святого преподобноисповедника Никона Оптинского: «Причащаться можно и чаще, и реже, но исповедаться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная».

Источник: http://selenginskii-monastery.cerkov.ru/novosti/ispoved-i-prichastie/

Покаяние происходит не только на исповеди

Обязательно ли перед каждым Причастием исповедоваться священнику? Что делать, чтобы исповедь не становилась формальной? Какие события в жизни мирянина должны быть освящены благословением священника? Почему нельзя спешить с выбором духовника? Как избежать духовной «раздвоенности»? Эти и другие актуальные вопросы мы обсудили с председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, викарием Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием.

Откровение помыслов и исповедь мирянина

— Владыка, сегодня можно услышать разные точки зрения относительно исповеди: частой она должна быть или редкой, регулярной или только в случае впадения в тяжкие грехи… Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее верным?

— Я думаю, что сейчас наступил такой период в жизни нашей Церкви, когда эти вопросы проходят испытание жизнью. Практика полувековой давности или Синодальной эпохи уже мало приемлема — сегодня, как правило, люди причащаются чаще.

Да и сама жизнь сильно изменилась. Прежние подходы и решения уже не могут устраивать людей, поэтому вырабатываются новые — в том числе и в таких дискуссиях. Очень хорошо, что идут обсуждения, что люди осознают, думают, рассуждают.

Нельзя формализовать духовную жизньЯ полагаю, эти вопросы, в конце концов, найдут свое разрешение и надеюсь, что они не будут закреплены в каких-то обязательных правилах. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней. Тем более что строгих канонов на этот счет и не существует — есть разные практики, разные обычаи.

Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Каждый человек с помощью духовника решает его по-своему. А уж дело прихожанина — находить того духовника, который ему нужен, который сможет ему помочь.

— Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью? Можно ли причащаться без исповеди или если исповедь была за несколько дней до Причастия?

— На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии.

Совет

Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа.

Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.

Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни.

Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного.

Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет.

Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза.

— Полезна ли наша традиционная практика исповеди как откровение помыслов?

— Я вообще не думаю, что откровение помыслов всегда полезно для мирян. Исповедь мирянина и монашеское откровение помыслов — это совсем разные вещи.

Монах в идеале должен своему духовному отцу открывать все движения его души и на все брать благословения. Для мирянина это невозможно и даже вредно.

Странно, когда жены спрашивают у священников то, что должны спрашивать у своих мужей: куда ехать в отпуск, покупать ли ту или иную вещь, заводить ли еще детей…

Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью.

Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян — оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника.

О выборе духовного отца

— Как сегодня искать духовника?

Афон и Валаам: духовная связь— Так же, как и всегда. Если духовника нет — не огорчаться, молиться, чтобы Господь послал встречу с таким священником, который действительно помогал бы идти к Богу.

Здесь нельзя спешить, и надо быть очень осторожным.

Случаев лжестарчества, когда духовник вмешивается во всю жизнь человека, сейчас действительно очень много, и это не зависит от возраста и положения священника.

Духовник вообще ничего не должен решать в жизни своего чада, он должен только предостерегать его от ошибок и греха.

— Полезно ли мирянам искать духовника в монастыре?

— Если это опытный духовник — отчего же нет. Можно иметь духовника в обители, приезжать к нему нечасто, когда есть необходимость решить какие-то личные серьезные проблемы в духовной жизни, а обычные грехи исповедовать приходскому священнику. Многие также находят возможность побеседовать с духовным отцом письменно или посредством телефона.

— А вообще исповедь по телефону допустима? Митрополит Вениамин (Федченков) описывал, как тверской губернатор, видя из окна своего дома, что за ним идут мятежники, позвонил архиерею и исповедался ему по телефону…

— Если покаяние понимать не только как те слова, которые мы произносим на исповеди, а как готовность измениться, оставить грех и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, то вопрос о том, каким образом оно технически осуществляется, второстепенен. Человек может покаяться дома перед иконами, в метро, разговаривая по телефону или отправляя сообщения. Главное — что происходит в его душе.

Обратите внимание

Но нельзя считать, что Покаяние как церковное таинство можно совершить по телефону. Таинство имеет определенное чинопоследование, совершаемое священником, оно является завершением этого покаянного делания.

О проблеме исповеди у молодых священников

— В нашей Церкви есть проблема, что ставят исповедовать, а вместе с тем и духовно окормлять — совсем молодых и еще не опытных священников.

— Закончил человек семинарию в 20 с небольшим лет, только женился или принял постриг, получил сан — и начинает окормлять. А как он будет окормлять, когда сам еще ни духовной жизни, ни житейских трудностей не знает?

Греческие Церкви следуют другой практике — духовника поставляют. Над священником совершается определенный молитвенный чин, и только тогда священник может принимать исповедь и духовно окормлять других людей. Это иногда приводит и к другой крайности: исповедь становится редкой, что тоже плохо.

Если бы у нас было достаточно много священников, имеющих и духовный, и житейский опыт, таких проблем бы не было. Я бы, по-хорошему, раньше 40 лет и не ставил бы человека исповедовать. Но мы не можем этого себе позволить. Духовенства вообще не хватает — что уж говорить о духовниках…

Читайте также:  Особенности таинства православной церкви: обзор и смысл

— Как священник должен учить своих духовных чад каяться?

Беседа с игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом— Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Чтобы научить каяться других, священник сам должен научиться приносить покаяние.

К сожалению, многие священники, особенно служащие на сельских приходах, каются и исповедуются очень редко.

Так уж устроено: духовники в епархиях заняты, батюшки сами заняты…

Хорошо в большом городском приходе — служат несколько священников, они могут друг другу покаяться. Но и это тоже не всегда. Бывает, что они не очень доверяют друг другу.

— Недоверие между собратьями — это плохо и нуждается в искоренении или все-таки нормально?

— Это жизнь. Конечно, лучше, если бы было доверие, но оно не всегда есть. Собственно говоря, потому и нужен духовник — священник, которому доверяешь.

Молитва — это труд

Покаянию учит молитва. Если у человека нет опыта реальной духовной жизни, нет опыта молитвы и личного предстояния пред Богом, то у него не будет настоящего, глубокого и искреннего покаяния.

Молитва, особенно покаянная, как бы прокладывает для души путь к Богу. Одна из самых главных, во всяком случае для монашествующих, молитв — Иисусова молитва — покаянного духа.

Само предстояние Богу практически не может быть иным, как покаянным, на том уровне духовного развития, на котором находится большинство из нас.

— С другой стороны, молитва — это дар свыше…

— Молитва — это труд. «Царство Божие силой нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Это значит, что Царствие Небесное получат те, кто прилагал усилия для его обретения. Вот почему мы должны понуждать себя, даже если сначала молитва идет с трудом. Конечно, Господь по Своей милости дает благодать и молитву молящемуся, но для этого человек должен сам работать над своей душой.

Только так человек и учится покаянию.

Если же он будет жить рассеянной жизнью, без молитвы, то, может быть однажды — если «гром грянет» — у него получится прийти в покаянное и молитвенное чувство, но это не будет тот дар, о котором вы говорите.

Предыдущий СледующийПервопроходцы. «Аще монах смирится…»

Причащение — смысл Литургии

— Владыка, как вы посоветуете готовиться к Причастию?

— Покаянное чувство должно сопровождать нас постоянно, и это, собственно говоря, должно быть главным нашим приготовлением к Причастию. Если мы будем постоянно готовиться к принятию Святых Христовых Таин и принимать их так часто, как мы можем, то это и будет правильное христианское устроение.

— До сих пор, как ни странно, идут споры не только о частоте, но даже о днях, когда возможно Причащение: некоторые священники не причащают взрослых на Светлой седмице, потому что в эти дни не положено поститься…

— А вы не ходите к таким священникам. Пусть их храмы опустеют. Если где-то в глуши, то придется потерпеть. Или просить. Просите, и дастся вам.

Ну, а сам священник как служит (порой несколько раз в неделю)? Он же причащается. Почему же он простирает другие требования поста на своих прихожан? Почему он от них требует строго поститься неделю, а сам не постится? Отчего делает для себя исключение? Отчего возлагает на своих пасомых «бремена неудобоносимые»?

ПервопроходцыЕсли мы соблюдаем посты среды и пятницы, никакой дополнительный пост для подготовки ко Причастию не нужен.

Между прочим, на Афоне сейчас именно так и живут: постятся в понедельник, среду и пятницу, а причащаются четыре дня в неделю — во вторник, четверг, субботу (после постных дней) и воскресенье. И это совершенно правильно: люди живут Христом.

Важно

Литургия — это центр их жизни, вокруг которого строится все остальное. Иначе невозможно.

Известно мнение многих святых отцов о том, что причащаться необходимо чаще. Это понятно любому человеку, который хоть немного изучает этот вопрос. Смысл литургии в том, чтобы причащаться. Ведь Господь говорит: пейте от Чаши все — все приглашаются.

Другое дело, что не всегда мы достойны приступить к Чаше. Но нельзя свое недостоинство преувеличивать. «Никто же достоин» так и сказано в литургической молитве свт. Василия Великого. Но это не значит, что приступать к Таинству не надо — если мы не будем причащаться, в нас не будет Жизни, не будет Христа. Мы просто погибнем. Это должно быть совершенно понятно каждому христианину.

Бывает, что верующие люди ограничиваются Причастием раз в месяц или только по великим праздникам. Это не очень хорошо.

На мой взгляд, для христианина правильно за каждой воскресной службой причащаться Святых Христовых Таин, а готовиться к этому все предшествующие дни — молитвой, внимательной жизнью, покаянным настроем.

Но, конечно, решать, когда причащаться должен каждый христианин самостоятельно, посоветовавшись с духовником.

Предыдущий Следующий«Желая жития постнического» (монашеские постриги)

Тщательно следить, что происходит в своей душе

— А что делать с нашей постоянной «раздвоенностью»? В храме я церковный человек, а в жизни светской, обыденной — быт заедает, суета… Часто оказывается так, что в нас как два разных человека сосуществуют — легкая «духовная шизофрения». Какое там постоянное покаянное состояние!

— Легко. Произошла какая-то неприятность, недоброе слово слетело с уст, помыслы какие-то — так ты тут же и покайся. Для этого именно и нужна внимательная жизнь. Нужно тщательно следить, что происходит в твоей душе. Тогда не будет никакой раздвоенности.

Как мы в советские годы жили? У нас был еще больший контраст между Церковью и обычной жизнью. Но даже в этих условиях мы старались определять свою жизнь верой.

Мы должны строить свою жизнь по вере, по Евангелию, по заповедям — независимо от условий, в которых она протекает.

Тем более что сейчас ничуть не больше суетности, чем было тогда. Все — то же самое. И, по-моему, так было всегда и в любом обществе. Можно подумать, в древности не было суеты, быта и внецерковной жизни! Конечно, была. И точно так людей отвлекала. Но мы должны искать, прежде всего, Царства Божия, а остальное приложится нам. Это должно быть для христианина главным.

Совет

Жизнь в вере. Возрастание в смирении через послушание— Но в те же Средние века быт был иначе устроен, а ритм жизни подчинялся Церкви, хотя бы на уровне постов и молитв: в определенный момент все шли на службу, в определенный день у всех менялся режим питания… К тому же человек не был настолько публичен — пользователи интернета находятся постоянно на виду.

Лично у меня, например, когда я пишу в блоге или социальной сети, возникает проблема — я стараюсь быть искренней, но все равно есть ощущение картинности: я такой показываюсь людям, я хочу так выглядеть. Мне кажется, у современного человека есть искушение лицемерием — не прямой ложью, а чем-то тонким…

— Не думаю, что главное сильно изменилось с прошлых времен.

Конечно, мы претерпеваем огромные информационные нагрузки — мы значительно больше, чем наши предки, вовлечены в жизнь мира, мы меньше времени, чем они, можем провести в тишине и уединении. Но фундаментальные основы жизни человека в мире остались неизменными.

Мы просто должны следовать тому, что нам сказал Господь: открыть Евангелие и действовать в соответствии с Его заповедями.

Как создать церковную общину?

— Другая проблема — распались общинные связи. Даже совместная молитва, Литургия превратилась в частное дело. Как сделать так, чтобы люди ощущали себя общиной, единым целым?

— Это зависит от приходского священника. Будет хороший священник — будет и активная приходская жизнь, будет и христианское общение.

Чтобы этого достичь, священник должен стараться жить, как жил св. прав. Иоанн Кронштадский — чтобы его служение, его слово соединяло людей.

Подходят все формы внебогослужебной приходской деятельности. Трапеза, чаепитие после службы — все это приближает священника к прихожанам, возникают более теплые, человечные, доверительные отношения.

Если приходской священник является для своих прихожан также и духовником, то во время таких трапез можно беседовать о духовной жизни (разумеется, речь не идет о личных духовных вопросах — тут нужно найти время для беседы с глазу на глаз).

Очень плохо, когда священник — фигура недоступная. Он же пастырь.

Проблема в том, что у нас очень большие храмы — в том числе и новые. В нем служат несколько священников, туда ходит очень много народу — как тут найти единство?! Старинные же приходские храмы были очень маленькими. Духовный отец — это был священник, которого знал весь приход и который знал весь приход. Это и есть основа для жизни общины.

Источник: https://valaam.ru/publishing/4310/

Боюсь исповедоваться и не причаститься

Вопрос читателя: 

Я очень боюсь исповедоваться и потом не причаститься. Мне известно, что на исповеди батюшка всегда говорит: “Прощаю и разрешаю от всех грехов”.

Но если не причаститься после исповеди, то тогда этот грех снова ведь в душу вернется и с собой возьмет еще 7 злых духов новых, еще более злых.

Вот я и боюсь, что вдруг я исповедуюсь вечером в субботу, а в воскресенье утром заболею и не смогу пойти в церковь, или вдруг если батюшка не допустит к причастию, то как тогда быть, переживать? Это все очень действительно страшно? Спасибо вам заранее за ответ.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Обратите внимание

Добрый день! Исповедь и причастие – это два разных Таинства, независимых друг от друга, просто традиционно у нас они оказались связаны между собой. В этом есть особый смысл – к великому таинству Причастия мы подходим, раскаявшись в своих грехах, с прощенными обидами, с чистой душой.

Но при этом при необходимости мы можем исповедоваться и без последующего после Причастия. Если нас гложет совесть, а по какой-либо причине нет возможности Причастия, но есть возможность исповеди – конечно надо исповедоваться.

Поэтому ни в коем случае не бойтесь, исповедуйтесь, чтобы получить ту благодать, которая подается человеку в этом Таинстве на противостояние греху и жизнь в Боге.

И где и от кого вы узнали о том, что якобы “если не причаститься после исповеди, то тогда этот грех снова ведь в душу вернется и с собой возьмет еще 7 злых духов новых, еще более злых”?

В Евангелие от Матфея действительно есть слова о семи еще более злых духах, но там они даны в другом контексте:

“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.

И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом” (Мф, 12: 43-45).

Здесь Христос говорит о том, что нам не достаточно очистить свою душу от грехов, злых дел и мыслей, но надо наполнить ее после добрыми мыслями и делами, молитвой, чтобы на место одного старого греха, не пришло еще несколько новых.

Но, конечно, при этом мы понимаем, что именно через Причащение Святых Христовых Таин мы получаем помощь Божию на то, чтобы в жизни своей все наши поступки соотносить с нашей верой.

Важно

Поэтому, как только есть возможность, старайтесь причаститься, помолитесь, попросите у Бога помощи в этом.

Если не удастся – ну что же, приходите в другой день, только ни в коем случае не унывайте и не отказывайтесь от исповеди из-за страха, что не причаститесь – это страх ложный, который мешает Вам исповедоваться. Не поддавайтесь ему!

Недопущение ко причастию возможно только для Вашего блага, чтобы причащение не было во осуждение. Не бойтесь этого, примите как совет врача и сделайте все, что скажет священник, чтобы спустя некоторое время иметь возможность приступить не только к Таинству Исповеди, но и ко Причастию. Храни Вас Бог!

Источник: https://foma.ru/boyus-ispovedovatsya-ne-prichastitsya.html