Слово «Троица» происходит от двух латинских слов: tri, означающего «три»; и unus, означающего «единый». Его нет в Библии, но оно используется для обозначения трех Ипостасей (Личностей) Бога. Дело вовсе не в том, появляется ли слово «Троица», само по себе, в Библии. Факт заключается в том, что Бог открывает Себя в Писаниях как Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Свята́я Тро́ица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.
Образы Святой Троицы в материальном мире
Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами.
А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму (см. подробнее).
Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:
- солнце – его круг, свет и тепло;
- ум, рождающий неизреченное слово (мысль), выражаемое дыханием;
- сокрытый в земле источник воды, ключ и поток;
- присущие богообразной человеческой душе ум, слово и дух.
Единая природа и три самосознания
Будучи едиными по природе, Лица Святой Троицы различаются лишь личными свойствами: нерождённость у Отца, рождение – у Сына, исхождение у Св. Духа.
Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца.
Личные свойства Сына и Св. Духа указаны в Символе веры: «от Отца рожденного прежде всех век», «от Отца исходящего».
«Рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени процесс, поскольку Божество существует вне времени.
Сами термины: «рождение», «исхождение», которые открывает нам Священное Писание, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это лишь несовершенные образы их неизреченного общения. Как говорит св. Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим».
В Боге три Личности, три «Я». Но аналогия человеческих лиц здесь не применима, Лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют один вне другого. Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10).
Три Лица, имеют: – одну волю (желание и волеизъявление), – одну силу, – одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято…
Отец – источник бытия Сына и Св. Духа
Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником в Святой Троице: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, при этом происхождение Сына и Духа не зависит от воли Отца.
Слово и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят те Лица, что из Него.
Отец не обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.
Истинное знание о Боге-Троице невозможно без внутреннего преображения человека
Опытное познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей.
Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова, прп.
Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.
Святитель Григорий Богослов:
«Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня».
Как понять слова «Бог есть Любовь»
Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь.
Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога.
Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника.
Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом.
Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого.
Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.
Учение о Святой Троице – основа христианства
По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».
Все догматы христианства покоятся на учении о Боге едином по существу и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь.
Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов.
– Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.
Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли.
Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».
Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский.
Христианское учение о Святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом.
Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом).
Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах.
«Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов.
Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Исповедник.
Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово – Единородным Сыном.
Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух.
Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).
Божественный Ум, Слово и Дух всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу.
Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству.
Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны.
Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того, чтобы сразу не существовали два Других.
Отец есть Отец только в соотношении с Сыном и Духом. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое.
Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин.
Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности-персоны, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности.
Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» (из Литургии святителя Иоанна Златоуста).
То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну.
Может ли христианин обращаться к каждому из трёх Лиц Святой Троицы?
Несомненно: в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в иисусовой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небесный, Утешителю» – к Святому Духу. Кем же каждое из Божественных Лиц осознаёт Себя и как нам правильно осознавать наше обращение, чтобы не впасть в языческое исповедание трёх богов? Божественные Лица не осознают Себя, как обособленные Личности.
- Мы обращаемся к Отцу, вечно рождающему Сына, выразителем Которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
- Мы обращаемся к Сыну, вечно рождающемуся от Отца, чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
- Мы обращаемся к Святому Духу, как выразителю Сына, который вечно рождается от Отца.
Таким образом наши молитвы не противоречат учению о единстве (в т.ч. воли и действия) и нераздельности Лиц Святой Троицы.
Для чего необходимо знать учение о Святой Троице
В первую очередь постижение учения о Пресвятой Троице необходимо во исполнение Божественного указания, данного через апостола; ради единения с Богом и наследования вечной блаженной жизни в Царстве Небесном: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Православный христианин всякий раз исповедует истину о Пресвятой Троице, осеняя себя крестным знамением через перстосложение.
В более частной перспективе это знание необходимо:
1. Для правильного, осмысленного понимания Святого Евангелия и апостольских посланий.
Без знания основ учения о Троице невозможно не только уразуметь проповедь Христа — невозможно даже понять, Кто в действительности является этим Благовестником и Проповедником, Кто есть Христос, чей Он Сын, Кто Его Отец.
2. Для правильного уразумения содержания Книг Ветхого Завета. Ведь несмотря на то, что Писание Ветхого Завета главным образом сообщает о Боге как о Едином Владыке, оно, всё же, содержит места, которые могут быть исчерпывающе истолкованы лишь в свете учения о Нём как о Троичном в Лицах.
К таким местам относится, например:
- а) повествование о явлении Бога Аврааму в образе трёх странников (Быт.18:1-16);
- б) стих псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6).
В действительности Священные Книги Ветхого Завета содержат не два и не три, а множество таких мест.
(Достойно замечания, что понятие «Дух» далеко не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы. Иногда под таким обозначением подразумевается единое Божественное действие).
3. Для понимания смысла и значения Крестной Жертвы. Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому принесена эта Жертва, каково достоинство этой Жертвы, какова цена нашего Искупления).
Если бы знание христианина было ограничено знанием о Боге как о Едином Владыке, он встал бы перед неразрешимым вопросом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе?
4. Без знания о Божественном Триединстве нельзя полноценно понять и многих других положений христианства; например, истины о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
Если бы мы, по неведению учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отношения к миру распространяется Его бесконечная Любовь, на Кого она изливалась до Творения мира, в вечности.
Если бы мы полагали, что Любовь Бога распространяется только на Его творение, в частности на человека, легко было бы соскользнуть к мысли, что Он — Любящий, а не (Сам в Себе бесконечная) Любовь.
Учение же о Троице сообщает, что Бог всегда пребывал и пребывает во внутритроичной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын — Отца и Духа; Дух — Отца и Сына. При этом Каждая Божественная Ипостась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изливает Божественную Любовь, но и Тот, на Кого изливается Божественная Любовь.
5. Незнание учения о Троице служит почвой для возникновения заблуждений. Слабое, поверхностное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не является гарантией от уклонения в ересь. История Церкви содержит массу тому подтверждений.
6.Не зная учения о Пресвятой Троице, невозможно заниматься миссионерской работой, во исполнение заповеди Христа: «идите, научите все народы…» (Мф.28:19).
Как объяснить учение о Св. Троице не-христианину?
Для лучшего объяснения догмата о Пресвятой Троице святые отцы использовали ряд общедоступных аналогий. В рамках одной из них Бог, как Высочайший, Верховный Ум, сопоставляется с человеческим умом (см. подробно: Догмат о Пресвятой Троице).
Примечательно: с утверждением, что в устройстве мира усматривается разумность, могут согласиться даже язычники и атеисты. В этом отношении данная аналогия может служить хорошим апологетическим средством.
Суть аналогии состоит в следующем. Человеческий ум выражает себя через мысль.
Обычно человеческая мысль бывает сформулирована в словесном выражении. Имея это в виду, мы можем сказать: человеческая мысль-слово рождается умом (от ума) по подобию того, как Божественное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рождается Отцом, от Отца.
Когда мы хотим выразить нашу мысль (озвучить её, произнести), мы используем голос. В данном случае голос может быть назван выразителем мысли. В этом можно видеть подобие со Святым Духом, Который является Выразителем Слова Отца (Выразителем Бога-Слово, Сына Божьего).
* * *
По преданию, когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря.
Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ему ответил: – Я хочу вычерпать всё море в эту ямку! Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно.
На что мальчик ему сказал: – А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?
И тут же мальчик исчез.
См. ИПОСТАСНЫЕ СВОЙСТВА, ЕДИНОСУЩИЕ, ЛЮБОВЬ, МОНОТЕИЗМ, МОНАРХИЯ (ЕДИНОНАЧАЛИЕ) БОГА ОТЦА, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ, ПЕРИХОРЕЗИС
Источник: https://azbyka.ru/svyataya-troica
Один Бог — три божественные Ипостаси
Не имеет смысла вопрос о том — логично ли это учение и насколько оно легко для понимания. Мы не можем полностью понять даже того, как устроены простейшая травинка, или микроскопический атом. Бог же тем более недоступен для нашего разума и понимания. Точно также, вопрос не состоит в том, охватывают ли Никейский (325 г. по Р.Х.) и Афанасьевский (5-6 вв. пр Р.
Х) Символы Веры доктрину о Троице. Наша вера основывается на Святых Писаниях, а не на составленных человеком символах веры. Возможно, что язычники в древние времена и поклонялись каким-то тройственным богам, однако их искаженные поверья также не делают доктрину о Троице «языческим заблуждением», как языческий способ молитвы не делает делает ошибочным само явление молитвы.
Решающий вопрос заключается в следующем: Что говорят богодухновенные Писания?Свидетель Иеговы говорит: «Какие же факты указывают тогда на Троицу? Ни одно слово и ни одна идея в Слове Божьем, Библии» («Истина, ведущая к вечной жизни», 1968, с.25). [The Truth That Leads to Eternal Life, 1968, p.25.]
«Да откроет господь наш разум,чтобы мы могли понять Слово Его, в процессе исследования Библии и истолкований Сторожевой Башни».
Библия, от начала и до конца, последовательно учит, что существует только один Бог. Во Второзаконии (6:4) мы читаем: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш,Господь един есть». Еврейское слово «един», используемое в этом фрагменте, очень многозначительно. Оно отличается от слова yachid, означающего «единственный» (т.е. «существующий в одном лице»).
Согласно их убеждениям, Иисус сначала был ангелом. Затем, на протяжении тридцати трех лет он жил в облике человека на земле. А сейчас — Он снова ангел, живущий на небесах. Они настаивают на том, что Он никогда не был равен Своему Отцу.
«Новый Всемирный перевод Святых Писаний» дает фрагмент (1:1) из Евангелия от Иоанна в следующей интерпретации: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было (каким-то) богом». Говоря другими словами, Свидетели Иеговы верят, что Иисус Христос, (какой-то) бог, был с Богом.
Но Бог Иегова безоговорочно отвергает такую интерпретацию Писаний, когда провозглашает: «Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (Ис.43:10) и «… Нет иного Бога кроме Меня» (Ис.45:21).»Но разве в Первом Послании к Коринфянам (8:5) не говорится: ‘Хотя и есть так называемые боги’?», — спрашивают Свидетели Иеговы.
Верно, говорится! Сатану тоже называют «богом века сего» (2Кор.4:4). Обращаясь к ветхозаветным судьям, Бог сказал: «Вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс.81:6). Но сатана — ложный объект поклонения, а судьи — просто были посредниками Божьими, но не Самим Богом. О них сказано далее: «… Вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс.81:7). Иисус же — истинный Бог.
Апостол Павел утверждает: «… Ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3:24). Имеет ли он ввиду, что они служат всего лишь какому-то другому человеку? Нет, потому что апостол пишет, что они все делают «для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Служили ли они какому-то богу? Нет, мы должны служить одному только Богу. Стефан молился: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59).
Разве он молился какому-то богу? Это было бы идолопоклонничество. Молитвы должны обращаться только к Богу.Если Отец — Бог и Иисус — тоже Бог, то следует ли из этого, что существует два Бога? Нет. Бог, как следует из Второзакония (6:4) един. Бог является столь целостным и столь абсолютным, что Он не может быть разделен на две или три «составные части».
Иисус Христос сказал: «Я и Отец одно» (Иоан.10:30). Разве слово «одно» в Его заявлении не описывает нечто большее, чем полную гармонию воли и целей Иисуса с Отцом? Прямой контекст показывает, что здесь речь идет о гораздо большем. Иисус, как человек, только что провозгласил: «Отец Мой… больше всех» (Иоан.10:29).
Но, как Бог, в человеческом обличье, Он претендует на такую же божественную силу, какой обладает Его Отец. Он говорит, что никто не может похитить Его овец ни из Его руки, ни из руки Его Отца (Иоан.10:28-29). Затем Он говорит: «Я и Отец одно» (Иоан.10:30). И сразу же после этого неверующие иудеи «схватили каменья, чтобы побить Его» (Иоан.1-:31). Почему? Они отвечают сами на этот вопрос: «…
Хотим побить Тебя камнями … за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоан.10:33).В Евангелии от Иоанна (17:22) Иисус молится о том, чтобы Его последователи были едины: «… Да будут едино, как Мы [Отец и Сын] едино». И затем Он молится о том, чтобы единство верующих могло быть проявлено в любви и мир мог познать, что Отец послал Сына (Иоан.17:21,23).
Как же может быть достигнуто единство народа Христова? Иисус отвечает на этот вопрос: «Я в них и Ты во Мне» (Иоан.17:23). Как Отец обитает в Сыне, так и Иисус обитает в тех, кто открывают свои сердца для Него. Единство народа Христова достигается через Иисуса Христа, обитающего в Своих людях. Через Него Его народ становится «одним телом» (Ефес.4:4). Единство, о котором говорится в (Иоан.17:22), — это единство верующих через обитающего в них Христа. Единство же, о котором Иисус говорит в Евангелии от Иоанна (10:30) — это Его равенство с Отцом.Никто никогда даже не видел Бога (Иоан.1:18). Бог говорит: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Ни один человек, будучи грешным, не может вынести взгляда Божьего.
Фактически, Иисус существовал в недре Отчем, в такой близости с Ним, какая только может существовать (Иоан.1:18). Он является единородным (буквальный перевод греческого слова monogenhV Сыном Отца (Иоан.3:16). Когда человек создает какой-то инструмент — на свет появляется нечто отличное от него самого. Когда же человек рождает сына — этот сын бывает такой же, как он сам.
Таким образом, единородный Сын Божий — такой же, как и Его вечный Отец. Сын явил нам отца потому, что Он жил в самой наитеснейшей связи со Своим Отцом. Сын Божий сказал Филиппу: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан.14:9). Видеть Иисуса глазами веры — это то же самое, что видеть Самого Бога, потому что Иисус, стоя перед Филиппом, был истинным Богом в человеческом облике.
О Нем апостол пишет: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).Когда Иисус-человек упоминает Своего Отца, Он называет Его: «Мой Боже», как, например, Он делал на кресте (Мат.27:46) и после Своего воскресения (Иоан.20:17).
В Евангелии от Иоанна (17:3) Иисус-человек молится Своему Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Этим заявлением Иисус ставит Себя наравне со Своим Отцом и показывает, что Они едины. Он провозглашает, что для того, чтобы получить вечную жизнь мы должны познать Сына так же, как Отца.
Может ли творение — будь оно даже совершенным человеком, или святым ангелом — даровать кому-то вечную жизнь? Нет, это может сделать только Бог. Иисус сказал: «… Я даю им [Моим овцам] жизнь вечную» (Иоан.10:28).Каково же отношение Иисуса, как Бога, к Своему Отцу? Павел говорит: «… А Христу глава — Бог» (1Кор.11:3).
Подчиненность Христа Своему Отцу ни в коем случае не подразумевает, что Он, как Бог, не равен Своему Отцу. Глава женщины — ее муж (1Кор.11:3), однако женщина обладает той же природой, что и мужчина. Точно также и в Триедином Боге имеет место добровольное подчинение Сына Отцу. Но при этом Отец и Сын — в равной мере являются Богом.
Сын имеет туже самую божественную форму, или природу, что и Его Отец (Фил.2:6), ибо полнота Божья обитает в Его Сыне (2:9).В 1-ом Послании к Коринфянам (15:28) утверждается: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем». Когда мир был создан, Христос стал «рожденным прежде всякой твари» (Кол.1:15), «Первенцем превыше царей земли» (Пс.88:28). Сатана исказил творение Божье. Но Иисус, Своей смертью и Своим воскресением лишил престола дьявола, как правителя мира сего. Хотя дьявол по-прежнему порождает немало зла и опустошения, он является уже побежденным врагом Божьим. Во время Своего последнего пришествия Иисус Христос поставит последнюю точку в Своей победе над дьяволом.
И тогда победоносный Христос «вручит» Свою завершенную работу Спасителя человечества Своему Отцу. В этом акте повиновения Он подчинит Себя Самого и все Свое творение Богу Отцу. Затем Бог — Отец, Сын и Святой Дух — будет править всем творением.»Таким образом, Библия учит, что Отец является Богом, и Сын является истинным Богом и истинным человеком. Библия учит также о реальности Святого Духа».
Для Свидетелей Иеговы Святой Дух является не более, чем некой «невидимой, действующей силой Божьей» («Да будет Бог истинным»,19526 с.108).Они утверждают, что Святой Дух не может быть Ипостасью (т.е. Личностью), потому что Иоанн Креститель сказал, что Иисус будет крестить Святым Духом и огнем (Мат.3:11).
Как же,- спрашивают Свидетели Иеговы,- одна личность может крестить другой личностью?В День Пятидесятницы Петр процитировал фрагмент из Книги Иоиля (2:28): «… Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян.2:17). Свидетели Иеговы считают это завление еще одним доказательством того, что Святой Дух не может быть Личностью.
Они снова демонстрируют свою неспособность различать образные и буквальные высказывания, а также тот факт, что они полностью полагаются на человеческий разум, а не на Святые Писания. Иов спрашивает: «Не Ты ли вылил меня, как молоко?» (Иов.10:10). Вполне очевидно, что для Писания вполне типично образное высказывание о личности, как о чем-то «излитом».
Свидетели Иеговы пытаются доказать, что Святой Дух — это «нечто», а не Личность. Написано: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему…» (Рим.8:16). Слово «Дух», на греческом языке Pneuma, является существительным среднего рода. Существительное среднего рода, в соответствии с грамматическими правилами, должно сопровождаться местоимением среднего рода «себя самого».
Однако, это нисколько не опровергает того, что Святой Дух является Личностью. В Евангелии от Иоанна (4:24) сказано: «Бог есть дух». И все же Бог — это отнюдь не «нечто».В Евангелии от Иоанна (16:13) говорится о Святом Духе как о «Духе [Pneuma] истины». Тем не менее, на существительное среднего рода Pneuma здесь дается ссылка как на ekeinoV — мужскую форму греческого местоимения, означающего «он». Таким образом, даже «Новый всемирный перевод Святых Писаний» (1970) вынужден перевести фрагмент (Иоан.16:13) следующим образом: «Когда же придет дух истины, он наставит вас на всякую истину; ибо он будет говорить не от себя, но он будет говорить, что услышит, и он возвестит вам будущее». [Как и в предыдущем случае, приводится смысловой перевод цитаты.] В 16-й главе Евангелия от Иоанна «Новый всемирный перевод Святых Писаний» (1970) 10 раз ссылается на Святого Духа (называя Его «утешителем», или «духом истины»), как на личность (то есть словами: «он», «его», «ему»).Отличительными чертами личности являются интеллект, эмоции и воля. Некая безличностная сила не может учить. Святой же Дух делает это. Свидетели Иеговы говорят, что Святой Дух может быть уподоблен лучу радара. Луч радара не может любить или огорчаться. Святой Дух может. Невидимая сила не может запрещать. Святой Дух может.
- Святой Дух говорит, призывает «Дух Святый сказал: отделите Мне [обратите внимание на личное местоимение] Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2)
- слышит «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит…» (Иоан.16:13)
- учит «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему …» (Иоан.14:26)утешает «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Иоан.14:16-17).
- знает и предсказывает будущее «И, вошед к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян.21:11).
- запрещает «Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать Слово в Асии» (Деян.16:6).
- ему пытаются лгать «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому…?» (Деян.5:3)
- может быть оскорблен «И не оскорбляйте Святого Духа Божия…» (Ефес.4:30)
- ходатайствует «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей» (Рим.8:27)
- любит «… Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа…» (Рим.15:30)Только Личность может делать все то, что совершает Святой Дух. Библия совершенно ясно говорит о Святом Духе как о Личности.
Библия учит также, что Святой Дух — это Бог.В первой церкви, в Иерусалиме, Анания и его жена Сапфира продали свою собственность и принесли только часть денег апостолам, утверждая при этом, что принесли все. Но Петр сказал: «Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?»
Далее Петр продолжает и дает определение Святому Духу. Он говорит: «… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3-4). Высказывание Перта не оставляет никаких сомнений: Святой Дух — это Бог.Святой Дух отождествляется в Писаниях с Господом (Иеговой). Господь сказал пророку Исаие: «Слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите» (Ис.6:9). В Книге Деяний (28:25-26) апостол Павел утверждает, что это Святой Дух произнес эти слова через Исаию. В пустыне иудеи искушали Господа (Иегову) (Исх.17:2). В Послании к Евреям (3:9) Святой Дух говорит: «Где искушали Меня отцы ваши…».
В Книге Иеремии (31:33) Господь (Иегова) провозглашает: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его». В Послании к Евреям (10:16) Святой Дух говорит: «… Вложу законы Мои в сердца их».Таким образом, в Писаниях упомоинаются три Личности, Которые в равной мере носят имя Божье. Именно во имя этой Троицы мы должны быть крещены: во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мат.28:19).
Снова и снова в Писаниях подчеркиваются различия между Отцом, Сыном и Святым Духом. Хотя Библия приписывает свои особые деяния каждой из трех этих Ипостасей Бога, все эти божественные личности принимают участие в делах друг друга. Для иллюстрации приведем несколько примеров:Существует «Один Господь…» (Ефес.4:5). Иисус молится: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли…» (Мат.11:25). В Послании Иакова (2:1) говорится об «Иисусе Христе, нашем Господе славы», а во 2-ом Послании к Коринфянам (3:17) сказано: «Господь есть Дух».В Послании к Ефесянам (4:4) сказано: «Один дух». Он является «Святым Духом» (Мат.28:19), «Духом Христовым» (Рим. 8:9) и «Духом Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса» (Рим.8:11).Дух созидает (Пс.103:30). Сын Божий является Творцом (Евр.1:10). Отец сотворил все сущее (1Кор.8:6). Единый Бог сотворил нас (Мал.2:10).Дух Божий обитает в вас (Рим.8:9). Христос обитает в ваших сердцах (Ефес.3:17). Отец и Сын сотворят Свою обитель в человеке Христовом (Иоан.14:23).
Бог обитает в Своем храме, народе Своем (2Кор.6:16).Совершенно ясно, таким образом, что учение о Триедином Боге не является «еще одной попыткой сатаны удержать богобоязненных людей от познания истинного Иеговы и Его Сына Иисуса Христа» («Да будет Бог истинным»,1952, с.111). Скорее это явное свидетельство Писаний.Истина, раскрываемая в Писаниях, заключается в следующем:
- Существуют три самостоятельных Ипостаси (Личности) Бога;
- Эти три Личности равны по Своим свойствам, но они — Единое Божественное Существо;
- Как все вместе, так и по отдельности, они носят имя: Бог;
- Они не являются «тремя отдельными Богами», но единым, вечным Богом: Отцом, Сыном и Святым Духом.
Источник: https://luk-konstantin.livejournal.com/324442.html
Учение о Троице
Многие из нас попадали в ситуацию, когда слов и понятий для выражения некоей идеи так, чтобы ее поняли другие, не хватало. Мы пытаемся помочь себе жестами, мимикой, словами-заменителями, рисунками и образами.
И тут уже все зависит от культуры собеседников, от совместно выработанного предыдущими поколениями опыта взаимного общения и понимания.
Если же этого нет или опыт только-только вырабатывается, то люди так и будут жить, не вполне понимая даже самих себя.
Именно это и произошло в процессе роста и развития христианства в первые пять веков нашей эры. Помимо смутно угадывавшейся идеи о троичности единого Бога, постепенно формулировалась богословская лексика для ее выражения.
Для осмысления троичности Бога и научения других первые учителя Церкви и миссионеры прибегали к методу подобий и аналогий.
Августин дал такую аналогию образу Божию: духовная природа человека, дух, который есть не что иное, как любовь, состоит из субъекта любви, ее объекта и самой любви.
Святой Патрик, в V веке обративший в христианство кельтов в Ирландии, поступал проще . В качестве аналогии он использовал стебель трилистника, в изобилии росший повсюду. Каждый лепесток должен был представлять одну из ипостасей Троицы.
Но все эти аналогии были слабым подспорьем, не столько разъяснявшим суть Троицы, сколько уводящими в сторону. Только благодаря активному действию Духа Святого, направлявшего сознание церкви как единого целого, была выработана доктрина о Троице, суть которой мы попытаемся здесь изложить.
То, что Бог един по существу и тро-ичен в личностях (ипостасях), понять во всех деталях вряд ли кто-то способен. Это краеугольная истина христианства, на которой базируются многие другие доктрины, такие как учение о спасении, о Боге-Искупителе и Боге освящающем. Она была постигнута именно как Божие откровение в ходе исторического развития церкви, сформулированное в результате долгих споров. |
Идея о троичности единого по Своей сути Бога была совершенно немыслимой для иудаизма, из недр которого родилась церковь. И поныне она коренным образом отличает христиан от всех иных вероисповеданий.
Наши старания должны направляться не столько к уяснению самой сущности учения, а сколько к углублению нашей веры в него и его оснований, чтобы представить в виде, более доступном для себя.
Мы можем только до некоторой степени приблизиться к этой истине и успокоиться в любви Господней, признав ее существование и справедливость для нас.
«Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27), — говорят Писания.
Так был поставлен предел самостоятельным попыткам ограниченного человеческого сознания объять необъятное и бесконечное. Писания указывают на бытие Отца, Сына и Святого Духа в существе Божием (Мф. 28:19), но того, как строятся взаимоотношения в Троице, не разъясняют.
Апостол Павел заложил фундамент учению о Троице, когда заявил о божественности Сына (Кол. 2:9). Павел назвал действующих Лиц, но только со временем Церковь смогла собрать все элементы учения воедино.
ТРОИЦА В ИСТОРИИ ЕЁ ВОСПРИЯТИЯ
Идея о троичности Бога в той или иной степени была известна еще со времен апостольских. Само слово «Троица» впервые было упомянуто Фе-офилом Антиохийским в 189 г. н. э. Он говорил о троичности Бога как о чемто уже многим известном. В этом же смысле высказывался христианский апологет, современник Феофила Афинагор.
Сначала Иустин Философ в середине второго века сказал, что поклонение Иисусу Христу как Богу не противоречит единобожию. Он объясняет, что «Логосом» (греческое «разум»), является божественное мышление, часть Бога. Логос есть Посредник между Богом и человеком и во всей полноте явился во Христе.
Однако, как отметил Ориген (182— 255 гг.): « Многих любящих Бога и Ему искренно предавшихся смущает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божьем, как бы принуждает их верить в двух богов». Поэтому среди богословов шли серьезные дебаты о том, как можно соединить единобожие с тремя Личностями в Нем».
Серьезный прорыв в правильной постановке учения сделал Тертуллиан, который примерно через сорок лет после Афинагора и Феофила недвусмысленно сказал, что Бог представляет собою одно существо (природу, субстанцию) в трех лицах (испостасях).
Идею троичности Бога он развил в полемике против ереси монархиан. Тертуллиан предупреждает, что за различием нельзя подразумевать разделения, чтобы впасть в троебожие.
В отношении Святого Духа он говорит: «Бог хочет показать третью степень Божества в Параклите по примеру того, как мы показываем вторую степень в Сыне, соблюдая основное начало высшего домостроительства».
Единство сущности при различии Ипостасей Тертуллиан объясняет и на основании слов Спасителя: «Я и Отец одно» (Ин. 10:30).
Независимо от Тертуллиана Ориген развил учение о трех лицах в Боге — Отца, Сына и Святого Духа, обладавших одинаковой сущностью. Но Ориген называет Богом только Отца, ибо Сын в его представлениях относится к категории сотворенных и подчиненных существ.
Учение о Духе Святом остается у Оригена в зачаточном состоянии. Признавая Дух «особою сущностью» и «ипостасью» и возвышая Его над всем творением, Ориген говорит об изведении Духа Отцом «чрез Сына» и ставит Его ниже Сына.
Путаница в понятиях стала серьезным препятствием для развития учения церкви о природе и личности Бога. Взаимная подозрительность и неправильное понимание проявилось между теми, кто, как Тертуллиан, писали на Западе латынью, и теми, кто на Востоке пользовался греческим языком. Возник разнобой в понимании слов — «усия», сущность и — «ипостась», личность. Для Тертуллиана они были синонимами. Термины-«геннэ-тос» — рожденный часто смешивалось с«генэтос», сотворенный.
Аналогичная проблема была и у Афанасия Великого, епископа александрийского.
У него нет особых терминов для обозначения Трех в единице Божества. Словодля него совпадает по смыслу с- «усия», сущность, природа.
Афанасий Великий переносил понятие «единосущия» как на Сына, так и на Духа Святого, равняя Его по Божественности с Отцом и связуя с Логосом.
На Никейском Соборе (325 г.), на котором, как говорит предание, присутствовало 318 епископов (уподобляя их рабам Авраамовым в Быт. 14:14), была провозглашена и принята полная божественность Иисуса Христа, Его единосущие Отцу (см. «Христианство» 1/2001). |
Признание этой истины произошло в немалой степени под давлением императора Константина, и в результате большинство толком и не поняло, за что они голосуют. Как говорит историк Лев Карсавин: «Истина превысила разумение его (т. е. собора — прим. ред.) большинства».
Богословы, склонные к арианству, настаивали на троичности ипостасей, но не находили слова для единой сущности. Никейцы указывали на единую сущность, но зачастую не называли трех ипостасей.
Сторонников никейского вероисповедания стали обвинять в «троебожии», на что они отвечали исповеданием веры в «истинно сущую и пребывающую Троицу» и в «одно Божество и одно Начало».
Но «начало» понималось противостоящими сторонами поразному.
Ариане считали, что только Бог безначален: все, что имеет начало, не является Богом, следовательно Сын — не Бог. На что Григорий Богослов утверждал, что да, Сын имеет начало, однако не считал безначальность Отца синонимом Его Божества.
Безначальность, как он учил, есть свойство Отца, отличающее Его от Сына; однако и Сын, и Отец обладают полнотой Божества. Сын не безначален по отношению к Отцу, однако безначален по отношению ко времени.
Одним словом, требовалось создать точную богословскую терминологию, чтобы противостоять тем, кто отрицал божественность Иисуса Христа и не признавал равенства в божественности Отца и Сына и Святого Духа.
С этой задачей успешно справились три Великих Каппадокийца — Василий Великий, его брат Григорий Нисский и их друг Григорий Назианский (Богослов), жившие в IV веке в Каппадокии, находящейся на территории современной Турции.
Великие Каппадокийцы выработали целостное учение о Троице именно тогда, когда это было нужно. Вместо иерархического подчинения Сына Отцу у ариан они разработали учение о Троице как единстве трех равных и единосущных Ипостасей. Каппадокийцы ввели четкое разграничение между понятиями «ипостаси» и «сущности». Термин «ипостась» стал обозначать конкретное и личностное бытие, в отличие от довольно общей «сущности», природы. Если у всех людей есть одна общая природа, то Матфей, Лука и Марк есть три «ипостаси» (и не единственные в своем роде) этой единой природы. Так же Отец, Сын и Дух суть три «ипостаси» (но только единственные) одного Божества. Тем самым с правоверных снималось обвинение как в троебожии, так и в монархианстве, то есть в отрицании божественных Лиц. Важно было то, что у всех трех Лиц признавался единый уровень.
Отношения в Троице строились не по субординации, то есть кто кого главнее, а по божественной любви. Василий Великий учил, что несмотря на то что лица в Троице различимы, их нельзя пересчитывать, так как Бог прост в Своем единстве и в природе Бога нет различимой множественности. Троица — это не количественная, а качественная характеристика Бога. Число три не покрывает истины триединства. Обычное единство слагается из многого. Оно разложимо на отдельные элементы. Когда же мы говорим о Троице, речь идет не о формальном соотношении числовых моментов, а о таком Едином по своей природе, которое реализует Себя в трех лицах. Поэтому счислению Василий Великий противопоставляет именование. В раскрытии особенностей этих имен и состоит задача богословия.
Каппадокийцы утверждали, что Отец не рождается и не исходит, Сын рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Все три лица имеют равную силу, честь, славу и достоинство, что вошло в символ веры, принятый на 2-м вселенском соборе 381 года в Константинополе окончательно и в точных формулах.
Источник: http://hrist-sv.ucoz.ru/Uhenie/Troica.html
Святая Троица: раскрытие единства трех божественных ипостасей
В православии Троица имеет основополагающее значение. Триединство Бога — основа всех христианских конфессий. Это учение отражает единого по существу Создателя в трех ипостасях. Рассмотрим значение триединства высшей силы с православной точки зрения.
Тайна Троицы
Многие люди не могут понять, как у единого Бога могут быть три лица, а противники христианства считают учение о Троице прямым идолопоклонством.
Православная церковь развенчивает мифы об идолопоклонстве, указывая на неземное происхождение божественного. В духовном мире отсутствуют понятия времени и расстояния, и утверждать о разделении единого на части немыслимо.
Поэтому между лицами Святой Троицы нет никакого разделения на части или расстояния.
Тайна Троицы недоступна восприятию человеческим разумом, так как относится к духовному измерению.
Лица Святой Троицы едины по природе, но различны по свойствам. Отец символизирует нерожденное состояние, Сын — рождение, Дух Святой — силу исхождения.
Отец существовал изначально и не был создан, Сын был рожден от Отца, а Дух Святой — это вечно исходящая от Бога Отца Сила.
Однако следует учитывать духовные категории и осознавать, что процессы исхождения силы и рождения не существуют в физическом времени и не могут быть осмыслены человеческим разумом как нечто физически осязаемое.
Образ рождения и образ исхождения непостижимы для нас. Иоанн Дамаскин.
Грубой ошибкой является проведение аналогии между человеческими лицами и проявлением триединой божественной сущности. Божественные лица не сливаются друг с другом, но и не существуют раздельно. Речь идет о взаимном проникновении, непостижимом человеческим разумом.
О единстве Святой Троицы свидетельствуют следующие характеристики:
- обладают единой волей;
- обладают единой направленной силой;
- совершают единое направленное действие.
Поэтому православная церковь утверждает, что Бог действует через Сына посредством Духа Святого. Однако следует понимать, что главной силой в Троице является безначальный Отец, хотя, Сын и Дух Святой обладают тем же уровнем власти.
Постижение Троицы
Как можно постичь Святую Троицу и приобрести знание о ней, если человеческому разуму это недоступно? Святые отцы церкви утверждают, что постижение Троицы возможно через мистическое откровение посредством нисхождения Божественной благодати. То есть, это действие не зависит от воли и усилий человека, а является актом божественной милости.
Кому доступно мистическое переживание? Тому, кто позаботился об очищении своего сердца от грязных помыслов и решил посвятить свою жизнь искреннему служению Богу. Для верующего очень важно освободить свое сердце от мирских страстей, уводящих от путей постижения духовного измерения.
Как практически достичь очищения от греховных мыслей и избавиться от наваждений? Для этого необходимо открыть свое сердце миру и наполниться к нему любовью. Этому нас и учит Святая Троица, которая пребывает в совершенном единстве, благодаря Силе Любви. Каждое из лиц Троицы не живет само для себя — Оно растворяется в другом, что является примером абсолютной самоотдачи.
Догмат о Святой Троице
Вера христианская основана на догмате о единстве Святой Троицы. Можно сказать, что Пресвятая Троица — это сама суть христианства. Считается, что высшая цель христианина — это познание Единосущной и Нераздельной Божественной Ипостаси. Именно познание тайны Троицы во всей ее полноте открывает перед христианином Божественную жизнь.
Святые отцы церкви объясняют единство Троицы на примере человеческой души:
- ум человека — это образ Бога Отца;
- мысль и слово — образ Сына;
- душа — образ Духа Святого.
Святитель Игнатий Брянчанинов указывает, что единство мыслей, ума и души человека объясняет единство Триединого. Как наш ум, мысли и душа существуют независимо, но принадлежат одному человеку, так и лица Троицы.
Наш ум постоянно рождает мысли, мыль не может существовать без ума, как и ум без мысли. А дух человека исходит от ума, который постоянно рождает мысли. Разделить эти три ипостаси невозможно, ибо они не могут существовать друг без друга.
Не может быть ума без мысли, мысли без ума и духа без ума и мысли.
Учение о Святой Троице есть учение Ума, Слова и Духа.
Христианской догмат о Триединстве есть учение об Отце (божественный ум), Сыне (божественное слово) и Духе Святом (божественный дух). Эти три божественных лица являются нераздельными и взаимопроникающими, существующими в единстве и согласии и пребывающими в абсолютной любви. Они образуют нераздельное Божественное Существо.
В божественном уме существуют идеи мироздания, замыслы творения. Божественный ум бесконечно рождает божественное слово, которое творит мироздание. Однако не следует проводить аналогии между божественным словом и человеческим. Божественное слово характеризует невещественность, беззвучность, отсутствие символизма, безначальность и вечность.
Христианин должен постичь, что три лица не делят божественную сущности на части, но и не сливаются в монолитное целое.
Итак, божественный ум — это Предвечный Отец, а божественное слово — Единородный Сын. Это абсолютно духовные понятия, лишенные каких-либо черт материальности. Бог есть Дух, который пребывает вне пространства и времени, никак не ощущается и не имеет формы. Божественный дух ничем не ограничен, существует извечно и не имеет никакого образа.
Каждое лицо Божественной Ипостаси наделено всемогуществом, находится везде и всюду, не ограничено материальными категориями и наделено абсолютной святостью.
Разделять лица на три ипостаси невозможно: ибо одно не существует без второго, а третье — без первых двух. Где появляется одно из лиц, там сразу же присутствуют два других.
Одна Божественная Ипостась не является отдельной частью целого — она содержит в себе две других Ипостаси. Это единая духовная сущность, которая является отцом и сыном, и производящей силой одновременно.
Молитвенное обращение к Троице
Многие не понимают, к кому именно нужно обращаться в молитве, к какому из лиц Троицы? В православии существуют три молитвы, каждая из которых направлена к отдельному лицу Триединого:
- Отче наш;
- Иисусова молитва;
- Царю утешителю.
Как осознать, что это не поклонение трем разным богам, в чем упрекают христиан язычники? Православная церковь учит, что три упомянутые Божественные Ипостаси не осознают себя как отдельные личности.
Поэтому когда мы обращаем свой взор к Отцу, с ним вместе присутствует и Единородный Сын, и Дух Святой. Когда мы обращаем свой взор к Единородному Сыну, а ним вместе присутствует Отец и исходящая сила — Дух Святой.
Так как в духовном измерении времени не существует, то Единородный Сын вечно рождается от Отца, а исходящая божественная сила (Дух СВятой) вечно производит акт рождения.
Поэтому молитвенное обращение к одной божественной Ипостаси Троицы никак не противоречит учению об единстве божественной сущности.
Важность постижения единства Троицы
Неужели без осознания триединства целого невозможно обрести истинную веру? Отцы церкви учат, что постижение единства является основой правильного понимания и служения Богу.
Без постижения триединой сути невозможно правильно понять послания апостолов и учение Христа. Невозможно разобраться, кем является Отец Единородному Сыну, а также, чью волю выражает Сын.
Неверное понимание учения о Триединстве может привести христианина к ереси, что не раз уже происходило в истории церкви.
Следует ясно понимать, что именно учение о Триединстве отличает христианскую религию от других конфессий, основанных на монотеизме и политеизме. В связи с этим существуют множество профанаций и искажения истинности понятия триединства.
Вся история церкви изобилует примерами борьбы с ересью и искажением истинного учения. Учитывая немощность земного разума постигать духовные понятия, необходима вера.
Только вера поможет человеку прикоснуться к тайне невыразимого земным языком и образами.
День рождения церкви
Христиане отмечают день Святой Троицы через 50 дней дней после Пасхи. Именно в это время Дух Святой спустился на землю, чтобы явить себя апостолам. Последние увидели сошествие Духа Святого в виде необжигающих языков пламени. Вместе с пламенем апостолы и дева Мария ощутили, что их коснулась невероятная сила неземного происхождения.
Вследствие прикосновения Духа Святого апостолам был дан дар говорения на иных языках. То есть, они стали разговаривать на языках, которых ранее не знали. Это был благодатный дар глагола.
С тех пор этот день увековечили в празднике, называемом днем сошествия Святого Духа — Пятидесятницей, Духовым днем.
Сошествие Духа на землю положило начало образования церкви Христовой, ведь именно с этого момента была раскрыта вся полнота Божественного Единства.
Источник: http://elitarnoe.ru/otnoshenija-2/svyataya-troica-raskrytie-edinstva-trex-bozhestvennyx-ipostasej