Об углублении отношений с Богом – архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия.
«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой.
И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11).
Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос.
К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача.
Зачем нужно причащаться, должны ли быть после причастия особые ощущения
Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога.
Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора…
– Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного?
– Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом.
– Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?
– Если человек со слезами покаяния и молитвой пришел в храм и ограничился лишь тем, что поставил свечу, то никто не вправе осудить такого человека за то, что он не остался здесь на большее время, не приступил к Таинствам. Возможно, это его первый маленький опыт приобщения к духовной жизни. Пройдет какое-то время, и у этого человека появится потребность в углублении своих отношений с Богом.
– Но ведь такая потребность может и не появиться! Не секрет, что ныне, несмотря на изобилие необходимой информации, у множества людей нет никакого понятия о церковных Таинствах, им никто об этом ни в семье, ни в школе не рассказывал.
– Да, сейчас большинство людей крещены в православной вере, но не просвещены, то есть не имеют элементарных знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно или, не будет преувеличением сказать, невозможно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно ввергает его мирская суета.
– Для людей, которые живут в миру, хотя они постоянно наступают на одни и те же грабли, это не очевидно. Можно ли привести какой-нибудь конкретный пример?
– Например, человек женился. Вначале все шло хорошо, была любовь и согласие, но по мере более глубокого узнавания друг друга отношения в браке начали расстраиваться и оказались на грани полного разрыва.
Что делать? В большинстве случаев, как об этом свидетельствует официальная статистика, такой брак распадается, потому что в разгоревшемся конфликте обычно каждая из сторон обвиняет другую сторону и нет конца-краю этим взаимным обвинениям.
Если же в сердце человека хотя бы немного теплится вера в Бога и он старается через молитву, исповедь и причастие Святых Христовых Таин ее постоянно поддерживать и воспламенять, то при свете веры он видит причину конфликта не в другом человеке, а в первую очередь в самом себе и старается все сделать, пойти на любые жертвы и уступки, чтобы конфликт исчерпал себя.
Без веры и без участия в Таинствах этого никто сделать не может. Или возьмем другой пример: у кого-то очень суровый и придирчивый начальник, которого непросто терпеть. И вот начинаются постоянные склоки и скандалы. Если же человек имеет веру, то он спокоен, ибо боится не сурового начальника, а Бога и старается все делать наилучшим образом, чтобы в первую очередь угодить Ему.
– Однако есть много случаев, когда люди регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, но не становятся лучше или становятся еще хуже, чем были. Почему так бывает?
– Пожалуй, главная причина отсутствия перемены не в бездейственности Таинств, а в неправильном отношении к ним. Часто люди, приступая к Причастию, ищут каких-то особых ощущений и восторгов.
Бывает, что они даже хвастаются друг перед другом своими ощущениями после принятия Таинства, но при этом забывают о главной сути его.
Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям.
– Неужели после Причастия совсем не должно быть никаких ощущений?
– Ощущение может быть лишь одно – осознание своего недостоинства перед Богом. Об этом говорится в молитве перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедшего в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз».
Иногда еще от ощущения своего недостоинства на глазах у людей появляются слезы. Знаю некоторых священников и мирян, которые никогда без слез не причащаются. Но главное во время Причастия, повторюсь, – не особые ощущения, а духовная близость с Господом и с другими людьми.
– А разве Причастие не может благотворно влиять не только на душу, но и на тело человека, исцелить его от болезней?
– Да, в молитве перед Причастием есть слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин, но во исцеление души и тела». Значит, Причастие может даровать и телесное здравие.
Не случайно верующие люди в случае тяжелой болезни и особенно перед операцией стараются причаститься Святых Христовых Таин.
Известно много случаев, когда Причастие действовало благотворно, когда врачи уже давно потеряли всякую надежду.
– Почему верующие люди причащаются с одной чаши и одной лжицей (ложечкой)?
– Существенный аспект Причащения – это единение всех людей во Христе.
В древнем христианском памятнике Дидахе (учении двенадцати апостолов) приводится евхаристическая молитва, в которой есть такие слова: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (9, 4). Через Причастие толпа людей, где каждый переживает лишь за самого себя, превращается в Церковь, где все люди становятся близкими и родными, готовыми чужую боль воспринимать как собственную, чужие радости – как свои. И как в семье все общее и часто не брезгуют есть из одной посуды, так и во время Причастия мы становимся одной великой семьей, а потому причащаемся из одной чаши и одной лжицы.
– Как часто нужно причащаться? В ХІХ веке, согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), мирянам рекомендовалось причащаться 4 раза в год, то есть во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. А сейчас мы видим, что некоторые люди причащаются за каждой литургией. Как найти золотую середину?
– Думаю, что в ХІХ веке такая рекомендация – причащаться четыре раза в год – была продиктована вынужденно, из-за оскудения веры и благочестия среди части интеллигенции и народа. Об этом в своих проповедях и публицистических выступлениях свидетельствуют почти все пастыри того периода.
В то время многие люди совсем перестали ходить в храм и причащаться. Отсюда была такая рекомендация в Катехизисе: лучше редко, чем никогда. Но сейчас иная ситуация. Нынче мы, священники, рекомендуем людям причащаться не реже одного раза в месяц и обязательно в двунадесятые праздники.
Тем, кто хочет причащаться чаще, например, студенты семинарии, послушники, монахи или люди, которые чаще чем раз в неделю ходят в храм и стараются вести активную духовную жизнь, мы это не запрещаем.
Наоборот, радостно, что в наше время есть еще люди, которые в первую очередь стараются угодить не себе, не своей неге, расслабленности и страстям, а Богу.
– Сейчас люди много путешествуют и попадают в места, где нет православных храмов. Можно ли им причаститься в католическом или раскольническом храме?
– Лучше этого не делать, потому что эти религиозные собрания хотя и сохраняют древние обряды, но суть их потеряли. Это тема для отдельного большого разговора.
Самое страшное, что они отпали от единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которую мы всем храмом исповедуем за каждым богослужением в Символе веры.
А веточка на дереве, которая отломилась, лишь до поры до времени может сохранять свою красивую зелень и благоухание, но позже без влаги она полностью засыхает.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/zachem-nuzhno-prichashchatsya-dolzhny-li-byt-posle-prichastiya-osobye-oshchushcheniya
Как объяснить нехорошее состояние после причастия?
Давно не причащалась. Тут в Чистый четверг решилась. Странно, что не успела я дойти до запивка, как меня охватил озноб, стало холодно и мурашки побежали по телу. Это было недолго, но существенно, потом я все списала на мою мнительность, мало ли что.
В ночь на Пасху произошло то же самое. И тут я уже призадумалась, спросила у батюшки, и он меня напугал, сказав, что все плохо очень. Что делать-то, почему? Думаю, что за грехи, богохульство, наверное так.
А что делать мне и что ожидать? Подскажите мне план моих действий.
Доброго здоровья. Ваш вопрос можно разделить на два направления. За что это и как выйти из этой ситуации.
Самое первое. Вопрос, за что это происходит с вами. Нужно честно сказать, что никто не знает ответ на данный вопрос. Святых людей, которые были раньше и могли дать ответ Духом Божиим, безошибочный и точный, — сейчас нет.
А если вдруг предположить, что они где-то и есть, то мы о них, настоящих, не узнаем. По той причине, что чем святее человек, тем он смиреннее, то есть не кричит о себе на каждом углу. Совесть внутри самого человека подсказывает ему, за что это происходит с ним.
Важно прислушаться к ней, если она не завалена хламом разных грехов и совсем уже не замолчала.
Другая сторона — это подготовка к причастию. Причастие без должной подготовки очень опасно, об этом всегда везде и всюду говорилось. Начиная с апостола Павла (К Коринфом, глава 11- я, стихи 27-30):
А дальше все святые всех времён и народов предупреждали об опасности причастия без соответствующей подготовки. В будущем необходимо это исправить и не приступать к причастию просто так.
Второе направление ответа на вопрос — конкретный план действий.
Самое первое — необходимо читать. Чтение — это пища для нашей души. Всю литературу можно условно разделить на три категории.
- Священное писание и толкование на него. Начать необходимо с Нового завета, с четырёх Евангелий и толкований на них Феофилакта Болгарского. Они есть в интернете, можно скачать бесплатно.
- Творения Святых отцов и жития святых. Читать необходимо начать с древних, всеми признанных отцов и учителей церкви, а не новых.
- Прочая литература. Весь упор необходимо сделать на первые две категории, то есть твердую пищу для ума.
Затем необходимо молиться утром и вечером. Необходимо наладить регулярное посещение церковных служб в храме. Нужно освоить пост — все четыре поста и среды с пятницами. Начать с простого: отказаться хотя бы от мясной и молочной пищи в посты.
Потратить время, прочитать литературу о духовном отце, каким он должен быть. Молиться Богу, чтобы помог найти не прельщенного духовного отца. И найти его. К нему сходить на покаяние — таинство исповеди. Советоваться с ним по разным духовным вопросам.
То, что подсказывает совесть, стараться исполнять. Вот краткая инструкция ваших действий.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Источник: http://ruvera.ru/vopros/posle_prichastiya
После Причастия
Многое говорится о подготовке к Причастию, но далеко не все знают, как себя вести после принятия таинства. Те внешние предписания, которые сложились к настоящему времени в церковной традиции и касаются поведения христианина после принятия Святых Христовых Таин , были продиктованы глубоким содержанием таинства Причастия.
- Так, после принятия теплоты причастники молятся до конца богослужения, а после отпуста подходят ко кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь при этом на пустые разговоры и неполезные для души дела.
- В день после причащения Святых Таин не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке его не прикладываются; прикладываться разрешается лишь к иконам, кресту и Евангелию.
- Остаток дня причастнику важно провести благочестиво: избегать многословия, просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим воздержаться от курения.
У многих великих церковных праздников есть дни предпразднства, которые служат для подготовки к достойной встрече торжества, а есть и дни попразднства, которые хотя и менее торжественны, но продолжают праздник, – так и в жизни христианина есть часы до принятия Святых даров и часы, проводимые им после Евхаристии.
Подготовку к таинству Причастия можно уподобить предпраздничному периоду, когда предполагается, что человек заблаговременно приведет в правильное расположение свои ум и сердце; тогда сама воскресная Божественная литургия – это и есть христианский праздник.
Время, которое мы проводим после нее, приобщившись Святых Христовых Таин, – это определенный период попразднства, когда ощущение праздника и сильно, и свежо, и радостно – по крайней мере, так должно быть.
Протоиерей Андрей Канев говорит: «Никто не помыслит сказать: «Готовясь ко крещению, не греши, – а после греши!» Это ведь безумие! То же самое и с таинством святого причащения – человек не должен расслабляться после таинства. После поста, молитвы, внимательной покаянной жизни мы не можем устраивать себе выходные или каникулы.
Мы просим в молитвах, чтобы не в осуждение причаститься, поскольку Причастие может нам быть в осуждение. И святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о трех таких судах…»
Суд оправдывающий
Что это значит? Этот суд для тех, кто проводит жизнь богоугодную, и по нему раздаются человеку духовные награды.
Он судит погрешности тех, чье богоугождение недостаточно, он врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым. «Но прежде, – учит святитель Игнатий, – тем, кто желает приступить ко Святым Таинам, завещевается тщательнейшее приуготовление!»
Протоиерей Андрей Канев считает: «Мы многого за собой не замечаем, но в том, что найдено, должны каяться – и каяться искренне: нераскаянный грех не прощается. Кто-то мечтает: хочу жизни вечной, но пойду, раз надо, один раз в год на причастие… А надо по-другому.
Велика пустыня, но мал оазис! А у нас раз в год такой причастник зайдет в оазис, и потом по пустыне целый год ходит, – а мы говорим о вечной жизни. У нас неправильное представление о вечности, что она в будущем.
Мы причащаемся, будто вносим некий залог, – а Причастие действует сейчас».
Святитель Игнатий пишет: «Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падения человеческие с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие – Свою кровь, неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своею плотию и Кровию, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собою.
И тогда, от такого рассматривания и суждения себя, является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию Святых Таин искренним сознанием своего недостоинства.
Такое рассматривание себя изложено святыми отцами в молитвах ко Причащению, и этими молитвами отцы помогают нашему тупозрению и ожесточению, этими молитвами они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение столько возлюбленное Спасителю нашему».
Святитель Иоанн Златоуст в своем молении ко Господу вспоминает то, как Спаситель не отвергнул подобной нам грешной блудницы, как не погнушался Христос нечистотою ее. И просил Бога, перечисляя при этом все свое окаянство и недостоинство, чтобы «пылающий уголь Пресвятого Тела Христова и Честной Его Крови послужил в освящение, просвещение и укрепление» его убогой души и тела.
Отец Андрей Канев поясняет: «Грешник восклицает: «Я, который мучим был грехами, боролся с ними, каялся, в Причастии получаю облегчение, та рана мерзости, которая во мне еще остается, затягивается, и уже помыслы ее не пробивают. Что произошло? Я изменился? Нет, мне помогают, рану перебинтовали, бактерии не множатся, и черви не заводятся. Потому я после Причастия должен быть так внимателен!»
Согласимся со святителем Игнатием: «Действие Святых Таин не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе по очищении его от облаков. «На враги моя воззри, око мое», – взывает святой Давид после возмущения в душе, произведенного врагами.
Должен произнести это исповедание о себе и причастник Святых Таин, когда он освободится от нашествия духов, которых тем яснее обличит пред ним действие Святых Таин.
Ибо всякий приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верою чувствует в себе изменение если не тотчас по Причащении, то по прошествии некоторого времени».
Суд, карающий с милосердием
Иногда бывает, как об этом пишет святитель Игнатий (в особенности у людей больных, немощных), что после Причастия от усталости человек не сразу испытывает подобное духовное чувство – тишину в своей душе. Однако после незначительного отдыха оно обязательно начинает в нем действовать. Но говорит он и о другом суде, который карает человека с милосердием.
По словам отца Андрея Канева, законы духовной жизни, описанные святителем, действуют и сегодня: «Когда в подготовке что-то пропустил по нерадению, то Господь на это указывает – Он нас учит практически, только надо быть внимательным: когда полезла какая-то страсть, это не просто так. Это обнажение – Господь вошел в сердце и указует: вот с этой грязью ты не борешься, обрати внимание, борись, Я здесь пока, с тобой. Полезла страсть после Причастия – на колени нужно падать…»
Святитель Игнатий пишет: «Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим и направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, лишает человека должного понятия о Святых Таинах, лишает приличествующего приготовления перед принятием их, приличествующего настроения и состояния при их принятии, и необходимого хранения по принятии Святых Таин». И не карал бы нас Суд Божий, пишет святитель Игнатий, «если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием, ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы», и заключает: «Подобное наше легкомыслие и недостаточно добродетельную нашу жизнь карает Суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием Святых Таин, карает с милосердием, карает казнями в настоящем времени с целью спасения в вечности. И как только человек встретится с такой карой – он немедленно должен вновь с решимостью каяться и просить Господа о помиловании!»
Отец Андрей призывает нас к практической духовной жизни: «Как нужно провести всего один день – тот, когда мы причащаемся, чтобы дольше удержать святыню в себе? Как должен день пройти? Алкоголем упиваться или объедаться и развлекаться? Этот день со Христом должен быть! Пусть в домашней обстановке – с детьми, за простыми человеческими занятиями, но со вниманием к сердцу, и тогда этот день будет проведен правильно и Суд Божий будет милосердным».
Суд наказующий
Но есть и третий суд, о котором говорит святитель Игнатий в своем слове и называет его наказующим, когда поясняет: «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии.
Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, а казни решительные, навлекающие на человека вечную муку.
И преступление это равно тому, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его Лицо, истерзавшие Тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием».
Отец Андрей Канев убежден: «Страшен суд – казнь; после такого Причастия у человека помрачается ум. Он может заболеть, умереть, – такие вещи бывают и, наблюдая за людьми, знаешь, что такие истории происходят, когда человек после Причастия впадает в смертный грех… Бывает, он еще жив, но духовно – уже подбит».
Архиепископ Московский и Коломенский Платон (Левшин) писал: «Оплакивает днесь Церковь Божия, яко сердобольная Мать, несчастливую участь предателя Иуды.
И как его не оплакивать? Был апостол: был участник всех Христовых Таин, был зритель Его чудес; да и сам творил чудеса: был по званию апостольства назначен быть проповедником вселенной и судиею мира. Был участник таинственныя Господни вечери; и удостоился, что Сам Великий Учитель обмыл его ноги.
На таковую был возведен высоту; но ах! пал, сокрушился и погиб. Но Иудина судьба решена, и суд о нем кончен. Но как уже оное невозвратимо, то, конечно, Церковь Божия, оплакивая Иуду, более взирает на прочих чад своих, которых таковое несчастие не постигло, дабы и они оному не подпали.
Нет ли и ныне подражателей Иуде? Нет ли таковых же предателей? Таковое Иуды недостойное причащение было причиною, что уже стал он и предателем. Почему и апостол о недостойно причащающихся говорит: причащается ли кто недостойно, он предательствует Христа.
Ибо, не понимая великого Его достоинства и недостоинства своего, он не узнaет ни Христа, ни себя. А по тому и Христа отрицается, и самого себя совсем забывает и, не чувствуя, к своей погибели стремится. Не продает он Его за сребренники, яко Иуда. Но все то почитай едиными сребренниками, чем кто прельщаясь, предательствует честь свою и Христову».
И почему такое происходит после Причастия? Отец Андрей Канев отвечает на это вопрос так: «потому что Господь уважает свободу человека.
И если я по свободе своей ничего не делаю, а думаю, что в церкви после Причастия, как в супермаркете, мне будет какое-то приобретение, то я ошибусь – да, можно получить спасение, а можно, как Иуда, получить погибель: в него после Причастия вошел сатана! Он принял Тело и Кровь Христовы, но они, как святые отцы говорят, в таких случаях, как по желобу исчезают из нашего сердца. И вот еще что – недостойное причащение приравнивается к Богоубийству; это нужно помнить – это налагает ответственность на человека как при подготовке к таинству, так в проведении дня после него.
Некоторые таинства повторяются, а некоторые происходят однажды.
Таинство святого Причащения повторяется, и хочется пожелать нашим братьям и сестрам, чтобы они, понимая важность этого таинства, повторяли бы его не раз в год, и не четыре раза в год: больному принять лекарство раз в год – не значит исцелиться.
И принимать его надо так, как рекомендует Церковь в своих канонах, говоря о правиле причащаться раз в три недели, если к этому нет канонических препятствий: человек должен быть регулярно у Чаши!»
Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52079
Как вести себя после причастия: разъяснения
Евхаристия или Причащение Святых Христовых Тайн было установлено самим Спасителем во время Тайной Вечери.
Во время божественной литургии вино таинственным образом превращается в кровь Спасителя, а хлеб — в его тело. Во время принятия Святых Даров мы принимаем Христа в свое сердце, становимся единым целым с Господом.
Как вести себя после причастия? Что разрешается делать, а что запрещено? Рассмотрим вопросы подробно.
Таинство Евхаристии
На Тайной Вечере впервые свершилось Таинство Святого Причастия, где Иисус отождествил свое тело с хлебом, а вино с проливаемой за грехи кровью.
Причащающийся соединяется с Господом посредством вкушаемого хлеба и вина. Это действо непостижимо для человеческого разума, поэтому происходящее нужно воспринимать верой.
Человек должен верить, что в каждой частичке святого причастия находится тело и кровь Христа.
Отцы церкви учат, что без Таинства Причастия невозможно достичь царства небесного и войти в жизнь вечную. Это учение было дано нам Господом, о чем записано в евангелии:
Как переводится слово евхаристия? Это слово греческого происхождения, оно переводится как благодарение. Мы благодарим бога, что через жертву Христа получаем спасение и искупление от грехов.
Это по сути возвращение потерянного рая, из которого были изгнаны Адам и Ева. Мистическая тайна Евхаристии основана не просто на жертве, а на жертве любви к человеку.
Искупление падшей человеческой природы — вот что обозначает крестная жертва Христа.
Принимая участие в Евхаристии, мы становимся причастными искуплению — искупленными и свободными от вечного наказания.
Каким образом хлеб и вино в Таинстве Святого Причастия становятся кровью и плотью Христа? Это чудо возможно посредством снисхождения Духа Святого — вещество вина и хлеба приобретает иную, высшую природу.
Таким образом, Святое Причастие есть приобщение человеческой души к жизни вечной в царствии небесном.
Подготовка к Таинству
К Евхаристии следует подготовиться, так как это событие очень важно для верующего — оно преображает тело и душу.
Во-первых, человек должен искренне верить в Спасителя и осознавать, что происходит во время Таинства. Мы должны с благоговением принимать Святые Дары, помятуя о своей недостойной грешной природе.
Милость божья не имеет границ, поэтому нужно принимать ее с трепетом в душе и сердце.
Во-вторых, перед Причастием следует умиротворить свою душу и от всего сердца простить враждующих на нас.
Иисус наставлял, что перед молитвой Отцу Небесному следует простить всех врагов и не держать в сердце зла на человека.
Нужно не только простить обидчиков, но и попросить прощения у тех, кого мы вольно или невольно обидели сами. Это непременное условие подготовки к Таинству Причастия, о котором нужно знать.
Минимум за три дня до причастия необходимо
- держать пост, отказавшись от скоромной пищи;
- отказаться от мирских удовольствий и развлечений;
- размышлять о своих греховных поступках, в которых следует покаяться.
Накануне причастия следует прочитать Правило ко Причащению (эту книгу можно купить в церковной лавке). Также желательно посетить вечернее богослужение. Вечер и утро перед Таинством — особенное время. Нельзя кушать, курить сигареты и выпивать крепкие напитки.
Причащение Даров Святых осуществляется во время утреннего богослужения. Верующему следует прийти заблаговременно до начала литургии и исповедаться во грехах. Это правило обязательно для всех взрослых, а также для детей с семилетнего возраста.
Когда проводится Причащение? Это Таинство проводят после божественной литургии.
Правила принятия Святых Христовых Тайн:
- подойти к амвону;
- сложить руки крестообразно на груди;
- сказать вслух свое имя;
- широко открыть уста;
- после причащения поцеловать Чашу (нижнюю часть);
- принять запивку.
Запивка — это разведенное горячей водой церковное вино и просфора.
Обратите внимание! Креститься и кланяться около Чаши не следует. Также не следует кланяться иконам.
Как причастить младенца? Мать должна положить его на руку, как при кормлении, личиком вверх. Священник причастит малыша и вытрет ротик платом. Не желательно сразу же давать малышу пустышку, а также поить его водой до употребления запивки.
Когда можно покинуть церковь после причастия? Нужно дождаться, когда священник поднесет крест для целования после завершения литургии. Не забудьте прочитать благодарственные молитвы, причастившись Святых Даров.
Как вести себя после причастия
В этот день следует удаляться мирской суеты, размышлять о Господе и его милости. Не участвуйте в мирских беседах, старайтесь посвятить себя богоугодным делам, читайте духовную литературу.
Что нельзя делать после причастия:
- откровенно грешить;
- класть земные поклоны;
- вставать на колени в молитве;
- вкушать жирную пищу;
- пировать и объедаться;
- вкушать продукты с косточками;
- чистить зубы перед сном.
Грех отделяет человека от бога, поэтому считается скверной. Если вы приобщились благодати божьей, то грешные поступки просто прогонят Спасителя из вашего сердца.
Чтобы не растерять полученную благодать, нужно быть очень бдительным, особенно, в день после свершения Таинства. Нечистый непременно постарается лишить вас святости, соблазнив через других людей.
Поэтому старайтесь меньше общаться и разговаривать вообще.
Почему нельзя преклонять колени в молитве и класть земные поклоны? Потому что это является символом раскаяния в грехах, признания своей грешной природы.
После принятия Святых Даров следует пребывать в благодарности и радости за спасение от духовной смерти, поэтому земные поклоны неуместны.
После приобщения Святых Христовых Тайн верующий должен читать благодарственные молитвы, а не скорбеть о содеянных грехах.
Отцы церкви рекомендуют придерживать легкой (скоромной) пищи в день совершения причащения. Категорически запрещено посещать вечеринки с обильным застольем, тем более, принимать спиртное.
Это не способствует благочестию, зато можно легко растерять божественную благодать. Можно кушать и мясную пищу, но в умеренных количествах. Если вы не уверены в себе, лучше просто выдержать диету в этот день.
Ничего страшного не произойдет, если вы откажетесь от жирного мяса на ужин.
Что говорит церковь насчет еды с косточками — рыбе и фруктах? Считается, что в этот день нельзя ничего выплевывать, чтобы случайно не лишиться полученной благодати. Доводить до абсурда это правило не следует.
После вкушения Святых Даров можно есть фрукты с косточками и рыбу, просто нельзя плеваться. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, само действие лишает вас благодати. А если вы на ужин скушаете рыбу, никакой благодати не лишитесь.
Но для успокоения души можно просто собрать косточки от рыбы и сжечь.
Чтобы не опасаться случайно сплюнуть частички Святых Даров, нужно хорошо прополоскать рот запивкой, а потом ее проглотить. Запивка специально дается верующим, чтобы все частички причастия проникли вовнутрь и не остались в полости рта.
Также священники рекомендуют проглотить Святые Дары целиком, не разжевывая: это убережет от потери божьей благодати. Это же правило относится и к чистке зубов вечером. Если его выполнить, бояться выплюнуть или вычистить частички не нужно.
Однако тем, кто опасается растерять Дары, лучше не чистить зубы в день причащения.
Относительно срыгиваний причащенного младенца существует правило: собрать пищу на салфетку и сжечь. В мусор выбрасывать отрыжку нельзя. Пепел после сжигания закапывают в землю.
Многие считают, что после причастия нельзя целовать родных и иконы. Это тоже связано со страхом растерять благодать. Однако строгих запретов на этот счет не существует.
Особенно это касается прикладывания к святым ликам и церковным святыням. Как можно растерять благодать, целуя иконы? Насчет поцелуев родных людей тоже нет строгих запретов.
Однако эту ночь не следует посвящать любовным утехам и каким-либо мирским волнениям.
Является ли сонливость после причастия грехом?
Этот вопрос тоже интересует верующих, так как на утреннюю службу нужно рано вставать. Многих людей после обеда уже клонит ко сну. Можно ли спать после причастия? Отцы церкви так трактуют этот вопрос.
Сон как бы завершает день, поэтому ранний отход ко сну не желателен. Следует посвятить остаток дня богоугодным делам, чтению молитв и духовной литературы.
Сам по себе ранний отход ко сну не является грехом, но он сокращает день получения благодати.
Это к греху не относится, но является свидетельством неокрепшего духа. Для верующего человека Таинство Причащения является радостью, бодрит дух и сподвигает на богоугодные дела.
Если вы ощущаете телесную слабость, значит, вы еще духовный младенец. Также во время сна человек лишается контроля разума, а в сновидениях его может соблазнить лукавый.
Это очень опасно для души, поэтому следует максимально воздерживаться от раннего отхода ко сну, тем более, в обеденное время.
Приняв Таинство Причащения, мы несем в своих душах и телах Христа. Постарайтесь не растерять благодать до следующего причастия, подготовка к которому начинается сразу же после принятия Святых Даров. Глупо полагать, что к следующей Евхаристии можно быстро подготовиться за три дня, а перед этим жить обычной грешной жизнью.
Пока вы не нанесете оскорбление Святыне, присутствующей в вас, плоды Евхаристии будут действовать постоянно. Как только вы споткнетесь о грех или грешные мысли, полученная благодать тут же покинет вас.
Дорожите принятием Святых Даров, не растрачивайте жизнь на бесцельное времяпровождение. Помните, что в храме вашего тела обитает сам Христос, поэтому ведите достойный Спасителя образ жизни.
Источник: http://pokemonworld.ru/magiya/kak-vesti-sebja-posle-prichastija-razjasnenija
Как вести себя после причащения?
Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
(2 Пет. 2, 20-22).
По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее.
Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего…
Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).
После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).
Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.
А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти.
Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали.
Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь.
И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.
Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).
Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше.
Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию.
И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.
Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).
Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.
Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).
Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам.
Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).
Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься.
А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни.
Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).
Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.
Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.
Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже.
И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов.
А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.
Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).
После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием.
Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.
Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).
Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).
Источник: http://ioann.ru/parts/cerkov/kak-vesti-sebya-posle-prichashheniya
Молитвы после Причастия
Дни единения душевного покоя с Богом – называются Причастием. Помимо обычных дней, когда каждый может просить и молится, существуют и специально предназначенные для этого. В дни причастия, у верующих людей происходит обновления телесное и душевное.
Существует большое множество различных молитв, которые направлены на благодарение Бога, за то, что он принимает всех людей, независимо от количества их грехов.
Такой текст молитвы, направлен на то, чтобы сказать всевышнему «спасибо», за все, что он терпит от людей. А также в молитве есть прошение о защите, и помиловании.
Текст молитвы:
«Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и Кровь Твоя драгоценная – в прощение грехов. Да будет же мне это благодарение в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподоби меня, грешника, стать справа от славы Твоей, по ходатайствам все чистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.»
Она дана на прошение о долгой жизни, а также о прошении помилования в страшный Судный день.
В названиях молитв уже прописано время прочтения, это может совершаться после Причастия. Благодарить Бога можно в любое время суток, однако читать именно такие тексты молитв рекомендуется после прохождения Причастия.
Святая Богородица выступает заступницей перед Всевышним, и поэтому существует отдельная молитва обращения к ней.
Молиться и отдавать благодарность Богу имеют право все верующие люди. Независимо от национальности, финансового положения, а также от половой принадлежности.
Просить о помиловании и благодарить никогда не поздно! Самое главное чтобы благодарность была искренней и чистой. Совершалась на трезвую голову, и от всей души.
Перед проведением сего действия, батюшка должен очистится, также не следует принимать какую – либо пищу перед Причастием.
- После исповеди во время Причастия все люди строятся в очередь, и молятся;
- В момент выноса чаши с дарами, необходимо совершить три поклона;
- По пришествию вашей очереди необходимо подойти к чаше и назвать свое имя (полное) после чего как можно шире открыть рот и принять Причастие (глотнуть, и поцеловать бок чаши);
- После проведенных манипуляций, нужно подойти к столику и испить чашечку воды разбавленной небольшим количеством вина, после чего сразу же заесть небольшим кусочком просфоры.
- По окончанию причастия покидать Храм необходимо после закрытия Царских Ворот.
Первое что нужно сделать после проведения обряда Причастия, вознести слова благодарности всевышнему Господу, за то что он Заступник всех православных верующих, несмотря на все содеянные грехи.
Текст первой молитвы может быть следующим:
«Благодарю тебя всевышний за то что принимаешь меня грешного, за то что позволил мне приобщиться к твоим Святыням, за то что удостоил меня священному обряду причастия.
Боже Человеколюбче, кто умер за нас и воскрес, кто подарил нам животворящую свою Тайну, во благо и освящение тела и души, прошу тебя, сделай так чтоб они жили во мне, исцели душу и тело, огради от злого и вражеского, открой глаза и сердце мои и направь душевную силу на веру непоколебимую, любовь чистую, наполни мудростью чтоб соблюдать Заповеди Твои, даруй благодать Божию свою.
Сохрани во мне память для милости Твоей, помоги жить не для себя, а для Тебя господи Благодетель.Чтоб уйдя из мирской жизни в вечную попал я в Твой мир покоя и вселенского счастья.
Поселе Ты Господь – истинная цель и радость всех верующих, да воспеваем Твое имя во веки веков Боже. Аминь.»
Следующие молитвенные слова – благодарение Господу Святого Василия, Всевышний даровал ему веру и возможность понять святые церковные таинства и очиститься душой и помыслами. Василий обращался к Господу с такими словами:
«Святой Господи Создатель мира нашего, благодарность тебе низкая за все те блага что есть у меня, за причащение к твоим Таинствам Светлым. Молю тебя Человеколюбче, сохрани меня под крылом своим, разреши мне с чистыми помыслами и совестью причащаться к твоим Святыням просить вечную жизнь и прощения за грехи содеянные.»
Ты Всевышний Хлеб и Свет, Податель и Источник духа праведного, к тебе воссылаем молитву. Аминь.
Как нужно вести себя после обряда Причастия, как сохранить полученную благодать, как использовать дар во благо и богообогащение.
Судя по духовному и житейскому опыту, порой легче получить чем удержать то, что уже имеешь. Если говорить о даре свыше, то правильно пользоваться таким даром очень сложно для получателя. При неумелом использовании благо может превратиться во зло, когда пренебрегают дарами господними.
Один из ярких тому примеров – история Израиля. Обратная сторона Светлого Дара при недостойном избрании – тяжелые жизненные удары, еще в писаниях о Евхаристии говорилась о смертях и тяжелых хворях недостойных причастия.
Именно поэтому важно не только правильно подготовится к обряду причащения, но и правильно вести себя после полученного блага.
Первый вопрос, который лежит буквально на самой поверхности – можно ли в день причастия вместо вечерней молитвы о покаянии и сокрушении прочесть на ночь молитву после причастия с благодарностью? Не просто попросить милостыню Господню, а попросить «войти в тело и душу, кости и суставы, простить все согрешения». Эти слова очень сильны и несут в себе особый смысл, неоднократное повторение таких простых слов в день причастия увеличит в душе верующего благодарность к господу, рождает целомудрие и желание причащаться как можно чаще.
Иоанн святитель после проведения литургии очень часто оставался в алтаре, где зачитывал Евангелие, перебирал священные четки, молился неустанно, и на свою работу мирскую шел даже с усилием, так ему не хотелось покидать священный алтарь. Такой своеобразный урок того, что современный темп жизни, мирская загруженность и озабоченность делами вредит сосредоточенности на вере.
После проведения обряда причастия нужно постараться не бросаться в рутинные дела, побыть в тишине, очистить мысли и отдаться божественному чтению.
Точных утверждений нет, но один из Оптинских старцев, вероятнее всего Варсонофий, в те сутки, когда произошел обряд Причастия полезно читать писания Иоанна Богослова.
В том плане что эти тексты настроят верянина на восприятия тайн Господних.
Но это скорее не совет, а очертания общих контуров правил, что в день причастия нужно посвятить максимум времени для изучения Господнего слова и трудам праведным.
После того как христианин прикоснулся к Таинству Причастия, а в сердце его есть уголок Божий, невидимые силы зла которые им владели отступают. От причащенного бежит все зло и все греховные страсти.
Но и злые стороны не дремлют. Они пытаются всеми хитростями и уловками подтолкнуть верянина в пучину всяческих мирских забот, опустить причастившегося в бездну неведения, забвения, малодушия, окаменения и нечувственности.
И порой из-за халатности людской злым силам это вполне удается.
Мы должны научиться пользоваться причастием как победоносным оружием, посланным нам свыше, соединиться со спасителем, и не окунаться в разгульный грех и сумятицу, которая царит повсюду.
Богатство даров данное нам при причастии важно понять и почувствовать, по этим помыслам Святцы будут судить мир. И будет у нас ровно столько, сколько накопили веры и праведности за прожитую жизнь, и в страшный час суда именно по этим фактам будет вынесен приговор.
И помните, порой не нужно ничего ждать, нужно научиться пользоваться тем, и ценить все то что у нас уже есть. И в данной ситуации это касается достойно хранить благоговейное причастие Господне.
Вопросов по причастию и сопутствующим правилам очень много, и по мнению настоятелей такие темы необходимо включить в темы воскресных школ, для изучения правил и Устава храмов.
Но оставлять такие вопросы нераскрытыми точно нельзя, иначе надуманное одним, подхваченное другим и ушедшее в поколения неправильное понятие может затвердеть, и превратиться в традицию, которая не приведет верян Господу, а напротив отведет от него.
Источник: https://o-vere.ru/molitvi-posle-prichastija.html