Как правильно читать Евангелие дома — главные правила, сложности

Евангелие является главной священной книгой для всех христиан, так как это живое слово Самого Господа Иисуса Христа.

Именно в Евангелии описывается земная жизнь и служение Спасителя, Его проповеди и наставления людям, чудеса, страсти, искупительная смерть за все человечество и последующее чудесное Воскресение из мертвых.

Всего существует четыре Евангелия, написанных апостолами Христа – Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Все вместе, как единое целое, они входят в состав второй крупной части Священного Писания (Библии) – Новый Завет.

Обратите внимание

Традиционно Евангелие читается в храмах за богослужениями, а также во время совершения таинств. Однако храм – не единственное место, где можно и нужно читать эту книгу, к ней также жизненно важно обращаться христианам и в своей частной, домашней религиозной жизни. В связи с этим, особенно у новоначальных верующих, часто возникает вопрос — как читать Святое Евангелие дома правильно?

Как читать правильно?

В ответе на этот вопрос можно выделить несколько определяющих моментов, на которые указывают и святые подвижники Божии, и известные современные священнослужители.

  • Во-первых, чтение Евангелие дома должно быть серьезным и осознанным с определенной подготовкой и настроем. Важно понимать, что в руках находится священная книга, само Откровение Божие, а потому к каждому слову в нем необходимо относиться со всей степенью внимательности.
  • Второй момент, особенно в ответе на вопрос — как правильно читать Евангелие дома начинающему? – это, конечно же, вера в прочитанное. На самом деле, эту книгу читали и читают не только христиане и даже не всегда вообще верующие люди. При этом каждый читающий Евангелие ищет в нем что-то важное именно для себя лично.

Однако христиане должны читать Слово Божие с полной верой в то, о чем в нем рассказывается, иначе, по слову апостола Павла: «и проповедь наша тщетна, тщетна и вера…» (1Кор. 15:14). Это касается и описания чудес, и других различных событий из жизни Христа, а особенно Его славного Воскресения из мертвых. И, конечно, такое чтение важно подкреплять обращением к толкованиям святых отцов.

В таком случае, станет легче понять многие евангельские эпизоды.

  • Еще один важный момент – чтение Евангелия должно быть регулярным, систематическим. Конечно, хорошо обращаться к Слову Божию в каких-либо нуждах, тяжелых или радостных событиях в жизни, но христиане призваны обращаться к нему постоянно. Именно поэтому открывать Святое Евангелие нужно стараться как можно чаще, желательно ежедневно.

Как правильно читать Евангелие каждый день?

Отвечая на вопрос — как правильно читать Евангелие каждый день дома? – стоит отметить, что такое чтение должно быть логически выстроено. Пускай, Вы будете читать понемногу, но эти небольшие части должны логически начинаться и заканчиваться.

Один из самых распространенных видов чтения Евангелия – это с первого (от Матфея) и до четвертого (от Иоанна), хотя бы по одной главе в день. А может быть и другой вариант, например, по одной главе утром, днем (если есть возможность) и на ночь.

По завершении прочтения всего Евангелия надо снова возвращаться к его началу – таким образом, у человека формируется и закрепляется целостное восприятие прочитанного.

Кроме того, есть и конкретные святоотеческие советы по чтению этой священной книги.

Так, по словам святых, верующим необходимо включать чтение Евангелия и других книг Нового Завета в свое домашнее молитвенное правило. Например, две главы из Деяний  и одну главу Евангелия в день.

Но в целом, как было отмечено выше, здесь возможны разные вариации, исходя из возможностей и внутренних потребностей каждого конкретного человека.

Еще один часто задаваемый вопрос — как читать Евангелие в Великий пост дома? В данном случае помимо основных рекомендаций можно отметить еще несколько моментов.

Важно

Во-первых, Великим постом чтение Слова Божия нужно усилить, то есть читать больше обычного.

Во-вторых, можно уделить больше внимания описанию последних дней земной жизни Христа – Его проповедям, судам над Ним, страстям, смерти на кресте, Воскресению. Особенно такое чтение уместно на Страстной седмице.

Также имеет значение и то, как православный человек читает Святое Евангелие дома – стоя или сидя. В данном случае, опять же, есть разные советы. Конечно, в идеале читать священную книгу нужно стоя. Так, например, протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендовал читать Слово Божие стоя, перекрестившись один раз до и три раза после чтения.

Однако даже если человек читает Евангелие сидя, что в целом не возбраняется, то делать это необходимо с благоговением (без закидывания ноги на ногу и т.п.), серьезно и осознанно, не отвлекаясь на посторонние темы.

В целом по данной теме можно привести известные слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Молитва перед чтением Евангелие дома

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва после чтения Евангелие дома (к ней также можно обращаться и до чтения)

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Источник: https://letopise.com/info/kak-pravilno-chitat-evangelie-doma/

Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас.

Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные.

И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

  • Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова.
  • И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения.
  • При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.
  • Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть».

Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день.

Совет

По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще.

Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия.

Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея.

На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя.

Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Обратите внимание

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.

Читайте также:  Молитва мученику Вонифатию от пьянства - зачем нужна, кому и чем поможет, текст, советы и рекомендации

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И.

Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.

Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Источник: https://pravoslavie.ru/100980.html

Как правильно читать Евангелие дома? Советы и рекомендации

Люди, которые совсем недавно приобщились к церкви, не знают, как правильно читать Евангелие дома, и поэтому задают подобные вопросы священникам. Чтение Писания, обычно, сопряжено с рядом сложностей. И их стоит рассмотреть подробнее.

Трудности при освоении Евангелия

Некоторые верующие отмечают, что вначале читать Писание крайне трудно. И связано это не только с непривычным стилем изложения, но и с тем, что многих неуклонно тянет в сон при его чтении.

Священнослужители считают, что данный феномен связан с проявлениями тонкого мира, где находятся не только ангелы, но и демоны. Именно темным силам не нравится, когда человек занимается изучением Священного Писания. И они стараются всячески помешать такому действию.

У воцерквленных людей сложностей с чтением Евангелия меньше, ведь они крепче духом. И их вера больше и глубже, чем у новичков. Поэтому все искушения и трудности в освоении Священной книги проходят со временем, если человек прилагает усилия к этому.

Правила чтения Евангелия

Существует ряд правил, относящихся к чтению Писания. В них содержится следующая информация:

  • Читать необходимо стоя;
  • Первое чтение должно быть проведено от начала и до конца книги. Далее можно читать любимые отрывки. Но это не значит, что читать нужно беспрерывно;
  • Во время чтения нельзя отвлекаться или спешить.

Помимо общих правил, в современном мире присутствуют мифы, связанные с чтением Евангелия. Среди них есть такие, как:

  • Те, где говорится о том, что женщине обязательно нужно иметь определенную форму одежды и покрытую голову для чтения. В домашней обстановке можно читать и без этих формальностей;
  • Те, где упоминается о том, что если информация не запоминается, то достаточно просто молиться. Усвоить все из Евангелия даже за десятки чтений практически невозможно. Поэтому стоит продолжать читать даже тогда, когда в голове совершенно не откладывается прочитанное. Подобно тому, как река очищает заложенное в нее человеком, и сам человек, читая, очищается.

Чем дольше изучается Священное Писание, тем больше новых смыслов открывает для себя христианин в итоге. На вопрос о том, как правильно читать Евангелие дома, сложно дать однозначный ответ.

На каком языке изучать Писание?

Современные люди не знают старославянский язык, и мучить себя его чтением не рекомендуется. Лучше всего разбирать духовные тексты на том языке, который является для человека родным.

Как приобщать к чтению Евангелия детей?

  • В православии существует множество прекрасных книг для детей, где в доступной форме излагаются библейские сюжеты. Можно приобрести одну из них, чтобы читать об этом детям. Но и чтение «взрослого» Евангелия также приветствуется.
  • Недопустимо использовать для чтения современные стилизованные под сказки варианты. Ребенок должен понимать всю важность процесса, и не путать его с детской забавой.

Нужно ли пользоваться толкованиями?

Из-за нехватки церковных знаний, верующий может не понимать некоторые отрывки из Писания. Тогда необходимо прибегнуть к официальным толкованиям, разрешенным церковью или личным духовником.

Необходимо ли освещать духовную литературу?

  • На этот вопрос священнослужители дают отрицательный ответ. В церковной практике нет чина освящения литературы. А Евангелие само по себе уже является священной книгой. И в дополнительном освещении не нуждается.
  • Если есть какие-либо сомнения по поводу приобретенного издания, то стоит поделиться ими со священником в церкви. Священнослужитель может выступить в роли цензора, но освящать книгу не будет.
  • Так, как правильно читать Евангелие дома? Делать это нужно в спокойной обстановке. Можно читать в уединении, а можно организовать чтение для всей семьи. Если возникают трудности, то перед чтением можно помолиться Господу. Попросить его о даровании мудрости для изучения Священного Писания.
Важно

Вдумчивость и усердие — вот основные аспекты постижения одной из главных книг в христианстве. Во время чтения рекомендуется делать записи в отдельной тетради. Там можно записывать возникающие вопросы, важные мысли и полюбившиеся цитаты. Такой подход помогает систематизировать полученные знания.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1221366817752353638/kak-pravilno-chitat-evangelie-doma-sovety-i-rekomendatsii/

Как читать Евангелие

23 октября в культурном центре «Покровские ворота» состоится вечер памяти митрополита Антония, а главной темой обсуждения станет возможность разговора, подлинного диалога верующего с неверующим.

В вечере примут участие люди, знавшие владыку лично, известные журналисты (Александр Архангельский, Ксения Лученко), протоиерей Павел Великанов и протоиерей Алексий Уминский.

На вечере будут представлены две книги митрополита Антония, которые вышли этой осенью «Бог: да или нет? Разговор верующего с неверующим» и «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка».

Представляем вашему вниманию введение и фрагмент беседы на Евангелие от Марка митрополита Антония Сурожского (публикуется в сокращении).

Введение

Хочу дать и некоторые практические советы. Ведь очень важно, приступая к делу, знать возможно лучше, как это дело выполнить. Сначала укажу, как читать Евангелие, по возможности, в одиночку, самостоятельно, а затем попробую указать способ дискуссий и изучения Евангелия в группе.

  • Первое условие для извлечения действительной пользы от последовательного чтения Евангелия — это, конечно, честное отношение к делу; т. е.
  • надо к нему приступить с такой же честностью, добросовестностью, с которой человек приступает к изучению какой-либо науки: без предвзятых взглядов, стараясь понять, о чем идет речь, что тут сказано, и только потом отозваться на то, что было услышано или прочитано.
  • Поэтому необходимо приступить к чтению Евангелия с единственным желанием — открыть истину, понять, что там сказано. И во-вторых, отнестись к этому занятию столь же серьезно и добросовестно, как должно относиться ко всякому научному делу.

Читая Евангелие так, с честностью, с открытостью, непредвзято, мы непременно натыкаемся на места, которые по-разному отзываются в нашей душе. Некоторые места остаются непонятными, чуждыми, — мы можем их принять к сведению и пройти мимо, читать дальше, ожидая момента, когда мы дорастем до того, чтобы их лучше понять.

  • Другие места у нас могут вызвать отказ: «Я не согласен с этим, это неприемлемо для меня». Надо и это принять к сведению: значит, я не созвучен Евангелию в каком-то отношении.
  • И наконец, будут такие места, на которые я смогу отозваться всем сердцем, всей душой, от которых взволнуется все мое нутро, места, которые мне покажутся такими прекрасными, такими значительными, о которых хочется сказать: «Боже, как это хорошо!» Знайте, что если такое место есть, это говорит о том, что вы и Бог единодушны, что, вчитываясь в это место, вы вчитались в глубины Божии, вы познали Бога, вы знаете, каковы Его мысли, каковы Его чувства, каково Его отношение к тем или другим предметам. Но одновременно вы обнаружили какую-то глубину в себе, о которой не имели никакого представления. Это глубина, в которой мы и Бог заодно, мы друг друга понимаем, мы друг друга любим, мы друг другу созвучны. Мы одновременно и себя открыли по-новому, и Бога начинаем знать и понимать. Вот первое условие для чтения Евангелия: готовность честно, открыто, без страха отозваться на что бы то ни было, что дойдет до нашего сознания, что зажжет нашу душу радостью, восторгом и побудит нас не только созерцать красоту, но и осуществлять то, что мы обнаружили в Боге, в себе через Евангелие.
  • Надо быть готовым к тому, что некоторые места окажутся нам чуждыми, некоторые заденут нас как-то болезненно, и лишь немногие дойдут до нас глубоко. Но, вчитываясь в Евангелие, вдумываясь в то, что мы слышали, как бы мы ни отнеслись к этому, мы постепенно вспахиваем свою душу к новому пониманию.
Совет

Есть место в Евангелии, где сказано, что когда сеятель бросает семя на землю, то одно падает на дорогу, другое — в кусты придорожные, какое-то — на каменную почву и, наконец, некоторое — на добрую почву, способную принести плод. Каждый из нас является в каждый момент либо тем, либо другим-либо каменной дорогой, либо такой почвой, которая может принять Евангелие.

И поэтому если сегодня ничего не получилось из чтения, если все проходило мимо, если была рассеянность, если была неспособность глубоко вчитаться — вчитайся завтра, вчитайся послезавтра: в какой-то момент вдруг окажется, что на самом-то деле семя упало на добрую почву, но упало в такую глубину, которая еще не позволяет тебе заметить, как прорастает травинка.

Лишь спустя какое-то время ты увидишь, что то, что тебе казалось чуждым, непонятным, вдруг начинает прорастать; зеленеет луг, начинает подниматься жатва. Это первое.

Второе: надо вникать в смысл Евангелия, т. е. удостовериться в том, что, когда ты его читаешь, ты понимаешь то, что сказано.

Если что-то непонятно, если, например, слова чуждые, устарелые, надо самому задуматься, или посмотреть в словарь, или кого-то спросить, лишь бы только установить точное значение этих слов, потому что от того, как глубоко ты понимаешь слово, зависит, доходит ли оно до тебя глубоко или воспринимается поверхностно.

А теперь я хочу перейти к тому, как читать Евангелие сообща. И первый вопрос: надо ли читать сообща? Зачем нам вместе читать то, что относится ко мне так лично? Бог ведь говорит мне лично… Да, но Он говорит лично и всем другим, которые в Него верят и которые читают Евангелие или слышат его.

Евангелие является благой вестью не только обо мне и для меня, но обо всех. Каждый из нас может воспринять тот же евангельский текст, одни и те же слова — с равным вдохновением, но с более или менее глубоким пониманием.

Обратите внимание

И поэтому надо вчитываться в Евангелие в одиночку, надо вдумываться, вживаться в него, как говорил святой Феофан Затворник, вчувствоваться в него, надо начать жить согласно ему; но вместе с тем надо помнить, что Евангелие дано нам всем и что каждый из нас, вслушиваясь, вдумываясь, вчитываясь, живя Евангелием, может понимать его с новой и новой глубиной. Поэтому очень важно, чтобы, где только есть такая возможность, люди собирались маленькими группами, читали Евангелие вместе и делились своим опытом понимания его.

Я уже сказал, что надо предварительно тот или другой отрывок самому прочесть и продумать и прочувствовать; но вместе с тем необходимо и делиться этим опытом — не для того, чтобы обогатить свой ум, а потому что, когда ты делишься тем, что является для тебя самым драгоценным, самым святым, самым животворящим, ты совершаешь дело любви; а все Евангелие от начала до конца говорит о любви, о том, как нас любит Бог и как мы должны любить друг друга и Его. Поэтому надо собираться небольшими группами, по четыре, пять, шесть, восемь человек, предварительно прочитав определенный отрывок, помолиться вместе, помолчать, как бы вмолчаться в собственную тишину или в ту тишину, которую составляет совместное молчание; молчать достаточно долго, чтобы молчание нас глубоко проникло, и потом прочесть этот отрывок — негромко, внимательно, без драматичности, трезво, зная, что мы никогда не сможем слова Христовы произнести так, как Он их произносил, — и поэтому читать сдержанно, благоговейно. После этого помолчать немного, ожидая, пока кто-нибудь захочет что-то сказать. Надо дать время каждому отозваться. Тот, кто руководит этим собранием, должен быть готов, если никто сразу не отзовется, поставить какой-нибудь вопрос. Именно — не давать ответы на те вопросы, которые, как ему кажется, зародились в душах других людей, а поставить вопрос, который зародился в его душе.

Вот я прочел этот отрывок, я недоумеваю: как может быть, что Христос заповедует нам любить наших врагов и при этом говорит, что мы должны быть готовы оставить самых дорогих людей для того, чтобы последовать за Ним?.. Много таких мест есть, которые будут вызывать недоумение.

И затем ждать: может, кто-нибудь, у кого есть опыт, или кто продумал это, или прочел нечто на эту тему, сможет отозваться и сказать: «Знаешь, я, может быть, не все понимаю, но вот как я понимаю этот отрывок, вот как мне его объясняли, вот как его объясняет тот или другой духовный писатель».

И так можно вместе вчитываться в Евангелие, помогая друг другу понять прочитанное, но также в конечном итоге поддерживая друг во друге решимость и готовность не только умом понимать, не только сердцем отзываться, но всей волей укрепляться в решимости жить согласно Евангелию — согласно тому, что каждому лично и вместе нам стало понятно в нем.

Вот если так приступить к чтению Евангелия, сообща, то, как говорится в Писании, брат братом укрепляемый — как гора Сион, не подвигнется вовек.

Поддержка единомышленников, поддержка друзей, поддержка людей, которые на одном с тобой пути в Царство Божие, может оказать большую помощь, и от нее не надо отказываться.

Читайте также:  Описание волшебства иконы Корсунской Божьей Матери

Значит, нужно вчитываться в Евангелие в одиночку, и с любовью делиться с другими своим пониманием, и из этого общения черпать силы жить.

Фрагмент из толкования митрополита Антония на Евангелия от Марка

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф.3: 13–17).

Я хочу сказать нечто о крещении Иисуса Христа.

Люди приходили к Иоанну креститься, исповедуя свои грехи. Они приходили к Иоанну, потрясенные его проповедью, тем, что есть правда на земле, что есть правда небесная, что есть суд на земле, суд совести, а в вечности — суд Божий; и что тот, кто не примирится со своей совестью на земле, безответным станет перед судом Божиим.

Важно

Иоанн Предтеча говорил о покаянии именно в этом смысле: обратитесь к Богу, отвернитесь от всего того, что вас пленяет, что вас делает рабами ваших страстей, ваших страхов, вашей жадности.

  • Отвернитесь от всего того, что недостойно вас и о чем ваша совесть говорит вам: нет, это слишком мало, ты слишком большое существо, слишком глубокое, слишком значительное, для того чтобы просто предаться этим страстям, этим страхам… Но можно ли сказать нечто подобное о Христе?
  • Мы знаем, что Христос был Сын Божий не только в каком-то переносном смысле слова, но в самом прямом смысле этого слова. Он был Бог, Который облекся в человечество, воплотился.
  • Вся полнота Божества, как говорит апостол, в Нем обитает телесно; и можно ли себе представить, что человеческое существо, пронизанное Божеством, как железо бывает пронизано огнем, может одновременно быть грешным, т. е.

холодным, мрачным? Конечно, нет; и поэтому мы утверждаем, мы верим, мы знаем опытно, что Господь наш Иисус Христос и как человек был безгрешен, а как Бог — во всем совершенен. Зачем же Ему было креститься? Какой в этом смысл? Этого Евангелие не объясняет, и мы имеем право задавать себе вопросы, и мы имеем право недоумевать, мы имеем право глубоко задуматься над тем, что это значит.

  • Вот объяснение, которое мне когда-то дал пожилой протестантский пастор Южной Франции.
  • Я тогда был молод и ставил ему этот вопрос; и он мне отвечал: «Знаешь, мне представляется, что, когда люди приходили к Иоанну, исповедовали свои грехи, свою неправду, всю свою нечистоту душевную и телесную, они как бы символически ее омывали в водах реки Иордана.
  • И его воды, которые вначале были чисты, как всякие воды, постепенно становились оскверненными водами (как, знаете, в русских сказках говорится, что есть воды мертвые, воды, которые потеряли свою жизненность, которые могут передавать только смерть).
Совет

Эти воды, насыщенные человеческой нечистотой, неправдой, человеческим грехом, человеческим безбожием, постепенно становились мертвыми водами, способными только убивать. И Христос в эти воды погрузился, потому что Он хотел не только стать человеком совершенным, но хотел, как совершенный человек, понести на Себе весь ужас, всю тяжесть человеческого греха.

Он погрузился в эти мертвые воды, и эти воды передали Ему мертвость, смертность, принадлежавшую тем людям, которые согрешили. Эти воды несли в себе смерть как оброки греха, т. е. возмездие за грех (Рим. 6: 23).

Это момент, когда Христос приобщается — не греху нашему, а всем последствиям этого греха, включая самую смерть, которая, в каком-то отношении, ничего общего с Ним не имеет, потому что, как говорит святой Максим Исповедник, не может быть, чтобы человеческое существо, которое пронизано Божеством, было смертным.

И действительно, церковная песнь, которую мы слышим на Страстной седмице, говорит: О Свет, как Ты потухаешь? О Жизнь вечная, как Ты умираешь?.. Да, Он — вечная жизнь, Он — свет, и Он потухает нашей темнотой, и Он умирает нашей смертью.

Поэтому Он и говорит Иоанну Крестителю: оставь, не препятствуй Мне погрузиться в эти воды, нам надо исполнить всю правду, — т. е. все, что справедливо, все, что должно быть сделано для спасения мира, должно нами быть сейчас исполнено.

Но почему же тогда Он приходит на воды крещения тридцати лет, а не раньше или не позже? Тут снова можно задуматься над тем, что это могло значить.

Когда Бог стал человеком в утробе Божией Матери, был совершен односторонний акт премудрости и любви Божией. Телесность, душевность, человечество рождающегося Христа были как бы взяты Богом без того, чтобы они могли воспротивиться.

На это дала согласие Божия Матерь: «Вот, Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему» . И родился Ребенок, который был в полном смысле человеком, т. е. самовластным, с правом выбора между добром и злом, с правом выбора между Богом и Его противником.

Обратите внимание

И в течение всей жизни — детства, юности, более взрослых лет — Он созревал в полной Своей отдаче Богу. По Своему человечеству, как человек Он принимал на Себя все то, что Бог на Него возложил через веру Божией Матери, через Ее отдачу Себя и Его.

И Христос пришел креститься в этот момент, чтобы и как человек взять на Себя все, что на Себя взял Бог, Сын Божий, когда в Предвечном Совете Он принял решение сотворить человека, и — когда этот человек падет — понести все последствия Своего первичного акта творения и того страшного дара свободы, который был дан человеку. В славянском тексте Ветхого Завета, в пророчестве Исайи о Христе говорится, что от Девы родится Младенец, Который, раньше чем сумеет отличать добро от зла, выберет добро, потому что и в человечестве Своем Он совершенен.

И вот этот Человек Иисус Христос, возрастая до полноты Своего человечества, полностью берет на Себя то, что возложил на Него Бог, что возложила на Него вера Пречистой Девы Богородицы.

Погружаясь в эти мертвые воды иорданские, Он, как чистый лен, погружаемый в красильню, вступает белоснежным и выходит, как говорится у того же Исайи, в окровавленной одежде, в одежде смерти, которую Он должен на Себе понести.

Вот о чем говорит нам крещение Господне: мы должны понять, какой подвиг заключен в нем, какая любовь к нам. И перед нами ставится вопрос — не впервые, а снова и снова, настойчиво: как же мы ответим на это?

Источник: https://pravmir.ru/probuzhdenie-k-novoj-zhizni/

Зачем читать Евангелие каждый день?

Евангелие — это священная книга христиан, благая весть о приходе в мир Спасителя. Из нее мы узнаем, как Христос жил на земле и какие заповеди оставил человечеству. Отрывки из Священного Писания читают во время богослужений. Но этого бывает слишком мало, чтобы понять и жить по заповедям. Возникает вопрос: как читать Евангелие дома и зачем это делать?

Каждый раз открываешь как первый

  • Церковь учит, что человек может спастись благодаря исполнению евангельских заповедей. А разве можно исполнить то, чего не знаешь? Из этого следует, что первый шаг навстречу к Богу — это молитва и чтение Евангелия.
  • Это совершенно уникальная книга. Скептик скажет: подумаешь, четыре повествования от разных авторов, притом что у троих по-разному изложены практически одни и те же сюжеты — что в этом нового и уникального? Особенность Евангелия в том, что каждый раз его открываешь иначе. Многие христиане неоднократно читали его, но каждый раз обращали внимание на что-то новое.
  • Рассказывает православная христианка «со стажем», по образованию радиофизик: «Мне говорят друзья-сокурсники: и что ты там в своей религии нашла? Ты же умный человек, физик по образованию.
Важно

А я и отвечаю: понимаете, в нашей отрасли я уже достигла «потолка», а читая Евангелие, каждый раз открываю для себя что-то новое. Иногда сидишь и понимаешь: 20 лет ежедневно держу в руках эту книгу. Но такое чувство, что этого фрагмента я еще ни разу не читала.

Здесь открывается такая глубина, что дна не достигнешь даже за всю жизнь».

Если человек регулярно читает Евангелие, думает над прочитанным, то он просто не может не измениться.

Как читать Евангелие дома?

  • Нет конкретных правил, но есть только отдельные рекомендации, что указывают на почтенное отношение ко святыни. Евангелие — это благая весть о Боге-Слове. Со священных страниц человек как бы беседует с Богом.
  • Поэтому желательно иметь конкретный настрой, выбросить из головы отвлекающие мысли.
  • Можно прочитать специальную молитву перед чтением Священного Писания либо обратиться к Богу, чтобы от чтения вы получили духовную пользу, а не наоборот — согрешили невнимательностью, рассеянностью и суетливостью.

В знак благоговейного отношения принято читать Евангелие стоя. Но если человек устал за день, не имеет возможности стоять, постоянно думает о том, как бы облокотиться, то лучше ему будет сразу сесть.

Хорошо, если имеется возможность уединиться, один-на-один пообщаться с Богом, когда никто и ничто тебя не отвлекает. Но не всегда так получается.

Как часто и какими объемами нужно читать Евангелие?

Желательно делать это каждый день. Если имеете твердое намерение, попросите благословение у духовника.

Оптимально открывать для себя Священное Писание двумя способами:

  1. по главе в день;
  2. смотреть в церковном календаре, какой отрывок читают сегодня на богослужении, и прочитывать его.

Первый способ более затратный по времени, зато отсекается возможность непонимания контекста евангельской истории. Второй полезен тем, что если читать вечером те фрагменты, которые будут звучать на Литургии, то во время пребывания в храме человек будет внимательно слушать чтение Евангелия.

Зачем пользоваться дополнительными объяснениями?

Чтобы не возникло ложного понимания, желательно знать исторический контекст и пользоваться толкованиями. Посмотрите на протестантов.

Они каждый день знакомятся со священными текстами, но каждый привык по-своему понимать суть написанного. Отсюда и появляются разные ереси и расколы.

Поэтому человеку лучше не «разводить самодеятельность», а воспользоваться проверенным веками опытом церкви.

Авторитетными можно назвать пояснения таких толкователей:

  • Иоанна Златоуста;
  • блаженного Феофилакта Болгарского;
  • епископа Михаила (Лузина);
  • архиепископа Аверкия (Таушева);
  • профессора Александра Лопухина.

Новоначальные могут столкнуться с тем, что мысли Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского им покажутся не совсем доступными. Поэтому вначале можно читать Закон Божий Серафима Слободского и тексты трех последних толкователей.

Также часто задают вопросы по поводу того, на каком языке лучше читать Евангелие. Если церковнославянский вам кажется слишком трудным, читайте на родном языке.

Со временем можно изучать язык церкви и параллельно читать разные переводы.

Что делать тогда, когда не понимаешь и читать очень трудно?

  • Надо не останавливаться. Понимание приходит не сразу, а как результат прилагаемых усилий. Также необходимо молиться, чтобы сам Бог Слова открыл нам свою благую весть.
  • Почему читается трудно? Потому что бесы пытаются разными способами отвлечь вас от Священного Писания. Они боятся, что вы примете его и будете жить по заповедям.
  • Если бы в это время вы сидели в соцсетях или читали бесполезные статьи в Интернете, то вам бы совсем не хотелось спать, самочувствие не казалось бы таким плохим и так далее.
Совет

В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова есть рассказ о неком ученике, который уже длительное время читал Евангелие, но ничего не понимал. Однажды он пришел к учителю за советом: как быть? Нужно ли читать, если ничего не понимаешь и не усваиваешь?

На что учитель ответил: если бросить грязное белье в ручей, то даже без стирки оно очистится (на него подействует проточная вода). Если забрасывать в нашу голову Божественное Слово, то Оно также будет очищать наши мысли, просветлять восприятие.

Поэтому ответ однозначен: надо читать и очищать себя. Также важно осознавать, какую Книгу держишь в руках. Некоторые верующие по благословению читают Евангелие дома и молятся. Есть те, кто просит о своих родных и друзьях, каждый день читают по главе, делая это за конкретного человека.

Есть даже свидетельства тех, кто делал это на протяжении длительного периода (40 дней, полгода, год), а потом удивлялся, когда совсем далекие от веры люди приходили к Богу. Так что чтение Евангелия можно назвать и своеобразной молитвой.

Читайте также:  Камень Янтарь: магические свойства, кому подходит по знаку зодиака

Источник: http://megapoisk.com/chitat-evangelie-izmenjat-svoju-zhizn

Как читать Евангелие

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

Читая Евангелие

– Почему мы часто слышим, что очень важно читать Псалтырь каждый день. А Евангелие? Значит, надо читать и то, и другое? Нужно ли перед и после чтения молиться?

– Да, конечно, Евангелие очень нужно читать каждый день, хоть по нескольку строчек. Ведь это слово Божие к нам. Всякий разговор предполагает обоюдность. Мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарностями. И Он обращается к ним, отвечает. И каждый раз, несмотря на то, что мы, может, многократно читали Его Евангелие, ответ будет несколько иным. Господь всегда новый.

  • Относительно молитвы перед и после чтения… Вот, например, на Литургии есть «специальная» тайная молитва, читаемая священником перед чтением Евангелия, а на всенощном бдении – нет таковой. Просто «и о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия…» и т.д. Однако, это тоже молитвословия, хотя и краткие.
  • Внимание и благоговение – вот наш «главный пропуск» к словам Евангелия. Но полезна и молитва перед чтением, коль скоро нам требуется себя побудить к этому вниманию. Она может заключаться в нескольких словах (даже просто: «Господи, благослови», «Господи, вразуми» и т.п.) или в нескольких предложениях, – нет какого-то общего правила.
  • Есть разные примеры этих молитв из святых отцов. Например, прп. Ефрем Сирин: «Помолись прежде Богу, говоря: “Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” (Пс. 118: 18). “Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце моё” – всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих.

Многие, понадеявшись на своё разумение, впали в заблуждение и, “называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1: 22)». Или вот прп. Исаак Сирин: «К словесам таинств, заключённых в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”.

Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».

Есть ещё молитва свт. Иоанна Златоуста и другие.

  • – Откуда взялся обычай читать Евангелие (особенно ещё взяв благословение от священника) по сорок дней за приём – за детей, или за пьяницу, или за болящего?
  • Вот слова прп. Парфения Киево-Печерского: «Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть.
  • Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто.
  • Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – Слово Божие, тобой за неё чтомое».
Обратите внимание

Известна также молитва, как пишет иеромонах Иов (Гумеров), составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Относительно же именно сорока дней чтения что сказать? Это число символическое, т.е. имеющее смысл. Например, Господь Иисус Христос сорок дней постился в пустыне. Но, конечно, нельзя сказать, что, если кто-то молился о ком-то не сорок дней, а меньше, то молитва его «недействительна». Всякая внимательная молитва действительна, молится человек один день или сорок.

– Что означают слова: «Исследуйте Писание», сказанные в Евангелии?

– Святитель Григорий Богослов, говоря о трудах свт. Василия Великого по истолкованию Писания свидетельствует: «Убеждаюсь не останавливаться на одной букве (Писания), и смотреть не на поверхность только, но простираться далее, из одной глубины поступать в новую глубину, призывая бездной бездну и приобретая светом свет, пока не достигну высшего смысла».

Но апостол Пётр говорит: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». И свт.

Игнатий Брянчанинов поясняет, что, коль скоро мы Духа Святого в этой полноте не имеем, то должны обращаться к тем, кто имеет или имел его – ко святым отцам, к их сочинениям, истолковывающим Священное Писание.

Но и своим опытом требуется усваивать слово Писания, и это способствует углублению в понимании. Потому что, как говорит тот же свт. Игнатий, «в каждой книге много мёртвости» и оживает она тогда, когда усваиваем опытом. Например, написано в Евангелии, что «блажени нищи духом», «блажени кротции». И силу этих слов поймём, когда попытаемся это исполнять на деле.

– Есть ли какие-то особенности чтения Евангелия в дни поста?

– Речь идёт, надо думать, о личном, келейном чтении Евангелия. Нет, не думаю, что требуется как-то по-особенному читать его в дни поста. Подобно тому, как хорошо хранить постоянство в молитвенном правиле, так же и в чтении Писания.

В «Алфавитном патерике» один из египетских преподобных отцов говорит, что желал бы для человека молитвенного правила лучше небольшого, но постоянно исполняемого, чем большого и быстро оставляемого. Подобные указания можем найти у свт. Игнатия, прп. Серафима, прпп. Оптинских старцев.

То есть нам нужно найти свою меру, сколько мы можем читать, и этой меры держаться.

  • – Можно ли читать Евангелие в телефоне, когда едешь в транспорте?
  • – Да, можно! Есть фотография: святой праведный Иоанн Кронштадтский, сидя на палубе плывущего корабля, читает Евангелие. А вот ещё пример – древние египетские преподобные отцы, шествуя куда-либо по пустыне, на ходу прочитывали наизусть какие-нибудь книги Священного Писания, по произволению. Только смотрите, остановку свою не пропускайте.
  • – В Псалтыри есть молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» Нужно ли её читать помимо Великого поста в любое время?
  • – Обязательной общехрамовой и Общецерковной эта молитва делается в период Великого Поста. В прочие посты и в остальные дни года она может читаться христианином по произволению, если есть желание.

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/kak-chitat-evangelie-2385.html

Как правильно читать Евангелие дома

Вопрос о том, как правильно читать Евангелие дома, возникает не только у новичков, но и у христиан с большим стажем. Порой могут возникнуть небольшие трудности, поэтому к этому делу надо отнестись с полной серьёзностью.

За советами обращаются к священнослужителям или ищут ответ в специальной литературе. Приведенный ниже материал поможет получить нужный ответ и сэкономит драгоценное время.

Сложности при освоении Писания

  • Начиная чтение, многие замечают интересную особенность. Как бы человек не старался проштудировать текст быстро, это не получается. Иногда просто клонит в сон, с которым не так уж и легко бороться. Это доставляет определенные неудобства. Чем же объяснить такое? Священники считают, что это препятствие, которое учиняют демоны, на пути к Богу начинающем христианину.
  • Испытание необходимо преодолеть и тогда сила и красота Евангелия откроется перед упорным читателем в полной мере. У воцерковленных лиц подобные проблемы почти не возникают, так как они сильны духом и вера их непоколебима. Любые искушения и трудности отступают, если проявлять стойкость и приложить определенные волевые усилия.
  • К началу чтения надо подходить, отбросив все негативные мысли, успокоившись внутренне, отстранившись от повседневных мелких дел и суеты. Лишь после этого освоение святых страниц будет успешным.

Главные правила чтения Евангелия

Установлены определенные нормы, которые верующий должен соблюдать при чтении евангельских текстов.

  1. Читать впервые надо от корки до корки. При последующем обращении к книге можно избирательно обращаться к полюбившимся страницам и отрывкам.
  2. Чтение проходит стоя.
  3. Исключается поспешность.
  4. Никто не принуждает к беспрерывному чтению.
  5. Нельзя отвлекаться на посторонние вещи: телевизор, музыку, разговоры и прочее.

Это общепризнанные правила, но есть и интересные мифы. О них ниже.

Дополнительно к вопросу о чтении

Некоторые считают, что если за изучение Евангелия берется женщина, то она должна быть нейтрально одета и с покрытой головой. Другие утверждают, что в домашних условиях это соблюдать необязательно.

Запомнить все Писание за многоразовое чтение в любом случае не получится, лучше читать, чем стараться воспроизвести по памяти или заменять молитвой.

Если что-то непонятно в словах, не надо из-за этого прерываться. С каждым новым прочтением перед человеком откроется все больше сокровенного и интересного. Иногда, чтобы понять весь смысл прочитанного, стоит посмотреть толкователи. Есть такие книги. Надо использовать только разрешенные церковью.

Как правильно читать Евангелие ежедневно

Ни для кого не секрет, что часто человек обращается к Богу лишь в трудностях и бедах, которые преподносит порой жизнь. На самом деле чтение Писания должно быть логически выстроено. Надо стремиться к регулярности определенной системности.

Начиная чтение Евангелия дома надо с уважением и со всей внимательностью относится к каждому слову. Понимать, что в руках не просто обычная книга, а Божие Откровение.

Важно

Рекомендуется чтение по главам, т. е. за раз лучше прочитать главу полностью, не прерываясь и не бросая работу на полдороги. Если позволяет время, то лучше начинать свой день с прочтения и завершать его последующей частью.

Когда будет дочитала последняя страница, надо начинать снова. С каждым новым прочтением священных фраз, христианин получает новые душевные силы, перед ним открывается то, что раньше было неведомо.

Святоотеческие советы

Исходить надо от внутренней потребности верующего, но лучше включить чтение Нового Завета, в том числе Священного Писания в домашнее молитвенное чтение. Лучше по две части из Деяний и одну Евангелия.

С наступлением Великого поста надо приложить ещё больше усилий. Особенно важно обратить внимание на повествуется о последних земных днях Христа. Его мучениях, распятии, воскрешению. Более чем уместно делать это на Страстной неделе.

В какой позе читать

  • Вопрос о том, стоя или сидя читать Евангелие, задаётся священникам часто. Идеальный вариант, конечно, когда это делается стоя. Например Серафим Слободской советовал стоять, а перед началом обязательно один раз перекреститься. Как только процесс чтения подошёл к концу, надо ещё раз трижды положить крест.
  • Если же человек в силу разных причин сидит, болен или устал, то поза должна быть пристойной, без скрещенных ног или закинутый одна а другую. Известная фраза святителя Филарета о том, что лучше в сидящем положении размышлять о Господе, чем стоя о своих ногах, прекрасно иллюстрирует вопрос.
  • Можно прежде чем открыть книгу прочитать следующую молитву. По завершении так же прибегают к молитвам, но это не строго обязательно, а лишь по желанию самого верующего. Читать следует душевно и не торопясь.

Как читать Евангелие дома с детьми

  • Приобщать ребенка к этому прекрасному дело желательно как можно раньше. Однако не стоит брать какие-то облегченные тексты и уж тем более использовать сказочные формы. Этот подход ошибочный.
  • Приветствуется чтение взрослого Писания, но если малышу будет можно слушать, то лучше приобрести специальные адаптированные под детей православные тексты. Сейчас их можно приобрести в некоторых церковных лавках.
  • С самых первых дней надо дать понять, что это не развлечение очередное, а серьезное дело. Не надо перегружать ребенка большими объемами. Лучше приобщать его небольшими порциями.

Источник: https://12aprelya.ru/magiya/kak-pravilno-chitat-evangelie-doma

Ссылка на основную публикацию