Классическим и авторитетным трудом по йоге являются “Йога-сутры» Патанджали.
Кто такой Патанджали? (на картинке это он изображен в виде змея Шеша) Это индийский философ, мудрец, основатель философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II век до .н.э. В этой его работе мы встречаем определение «Аштанга-йоги».
Аштанга-йога, кто такой Патанджали, принципы Ямы и Ниямы
«Аштанга» правильнее перевести как восемь звеньев, хотя вы можете встретить и такой перевод как «восьми-ступенчатая».
Как вы поняли, звеньев всего восемь: 1 Яма – предписание на запрет определённых действий; 2 Нияма – предписание на выполнение определённых действий; 3 Хатха-йога – практики по развитию физического тела; 4 Пранаяма – практики работы с праной, энергиями; 5 Пратьяхара – практики извлечение чувств из внешних объектов; 6 Дхарана – практика концентрации; 7 Дхьяна – практика медитации; 8 Самадхи – высшая ступень просветления.
Как отмечено выше, до сих пор ведутся споры как же правильнее перевести «Аштанга» — восьмизвенная или восьми-ступенчатая. На мой взгляд, стоит учитывать общепринятый порядок приведения звеньев.
Поэтому начнем с первых двух звеньев – Ямы и Ниямы.
Яма
Считается, согласно древнейиндийской мифологии, что Яма был первым существом, который умер, и он стал управлять царством мёртвых. Наиболее часто приводятся 5 правил (принципов) ямы и 5 правил (принципов) ниямы, хотя встречается «расширенный» вариант с 10 ямами и 10 ниямами.
Этот вариант мы рассматривать здесь не будем. Правило 1: Ахимса – это не причинять вреда живым существам без крайней на то необходимости; Правило 2: Брахмачарья – умеренность во всех проявлениях, в особенности это касается чувственных удовольствий.
Также брахмачарья иногда очень точно формулируется как «нерастрачивание сил понапрасну, попусту», тогда «моих сил и энергии хватит на то, чтобы реализовать всё задуманное». Не прелюбодействовать; Правило 3: Астея – означает не воровать, не присваивать чужого; Правило 4: Сатья – не врать.
В позитивной формулировке будет звучать как проявление искренности и честности;
Правило 5: Апариграха – не стяжать, не стремиться к накоплению богатства.
Нияма
Их также пять, и они, как было сказано, определяют список рекомендуемых форм поведения.
- Правило 1: Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты;
- Правило 2: Сантоша – удовлетворённость тем, что имеешь;
Правило 3: Тапас – самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление её на развитие высших качеств, на служение Высшему; Правило 4 – Свадхиайя – постоянное самообразование, развитие интеллекта; Правило 5 – Ишвара Пранидхана – посвящение себя и своих дел Богу.
Как вы обратили внимание, принципы Ямы похожи на христианские заповеди, и в то же время они похожи и на буддийские правила. Во многих религиозных этических системах мы встретим схожий набор предписаний, что говорит об их универсальном характере.
Источник: https://yoga.planerka.info/notes/Ashtanga-joga
Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги
Аштанга-йога — одна из систем йоги, причём одна из самых известных.
Её часто называют просто «йогой» или «классической йогой», и объясняется это тем, что система аштанга-йоги была подробно описана древним мудрецом Патанджали в его Йога-сутре и вошла в традиционную индийскую философию как одна из даршан (философских систем). Эту систему йоги также называют мистической йогой, медитационной йогой, дхьяна-йогой и санкхья-йогой.
Определение
«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая». Аштанга-йога состоит из следующих ступеней:
- яма
- нияма
- асана
- пранаяма
- пратьяхара
- дхарана
- дхьяна
- самадхи.
Начальные ступени аштанга-йоги — это хатха-йога — система, следуя которой йог учится управлять телом с помощью йога-асан и дыханием с помощью пранаямы.
Достигнув этого и уединившись от мира, такой человек старается развить способность управлять жизненным воздухом, циркулирующим в его теле.
Когда вас ничто больше не беспокоит, а жизненный воздух сосредоточен у макушки, в сердце или ниже пупка, вы стараетесь полностью сосредоточиться на Верховном Господе. Такое сосредоточение сознания называется самадхи.
Самадхи, или сознание Бога, — это стадия совершенства как в аштанга-йоге, так и в бхакти-йоге.
Разница в том, что успех в системе аштанга-йоги определяется технической способностью человека управлять своими чувствами и умом, и начальные ступени этой системы предназначены именно для развития такой способности.
Для этого йог сначала должен упорядочить свою жизнь, что достигается с помощью первых двух стадий восьмиступенчатого процесса: ямы иниямы.
Яма
Это регулирующие принципы.
В стихах 33-34 девятнадцатой главы одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам, отвечая на вопрос Уддхавы, Кришна перечисляет следующие двенадцать принципов: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), запрет воровства или домогательства чужой собственности (астея), отрешённость (асанга), смирение (хри), нестяжательство (асаньчая), вера в религиозные принципы (астикья), половое воздержание (брахмачарья), молчание (мауна), самообладание (стхайрья), прощение (кшама) и бесстрашие (абхая).
Нияма
Предписанные обязанности. Кришна перечисляет их в стихах 34-35, сразу после регулирующих принципов, — поддержание внутренней и внешней чистоты (шауча), повторение святых имён Господа (джапа), аскетизм (тапа), жертвование (хома), вера (шраддха), гостеприимство (атитхья), поклонение Господу (арчана), паломничество по святым местам (тиртха-атана), стремление только
- Первая
- Назад
- Далее
- Последняя
Источник: http://ezoputi.ru/stati/ashtanga-yoga-principy-ashtanga-yogi
Практика и философия йоги — путь к гармонии
В последние годы слово «йога» отлично прижилось в словаре современной женщины.
Довольно быстро по всей стране появилось огромное количество школ для занятий йогой: каждый уважающий себя фитнес-центр включает в разнообразие программ занятия по йоге, да не одно, а не редко и несколько: хатха-йога, аштанга-йога, раджа-йога, кундалини-йога, сахаджа-йога – как выбрать наиболее подходящее для себя направление? Как разобраться в новых заморских словечках таких как: асаны, пранаяна, дьяхна, дхарана, йама?
Благодаря кинематографу, когда речь идет о йоге, часто возникает образ старца, стоящего на голове или идущего по битому стеклу. Благодаря щоу-бизнесу таким людям, как, Мадонна, Девид Духовны, Николь Кидман, Рики Мартин, Хайди Клум, Дженнифер Энистон, Шарлиз Террон йога вошла в моду и представляется чем-то вроде набора физических упражнений для растяжки мышц тела.
Что на самом деле из себя представляет йога? Откуда она взялась и какова ее философия? Почему столь резко и стремительно она завоевала любовь и признание огромного количества людей?
- Мадонна — одна из самых ярых поклонниц йоги
- Хайди Клум на занятиях йогой
- Слово «Йога» переводится с санскрита как «связь».
Истоки ее находятся в ведах – это древние священные писания, в которых говорится о событиях древнего мира. «Веда» переводится как «знание», появление этого источника датируется 1500 годом до нашей эры. Там впервые были описаны главные элементы йоги, целью которой было слияние души и тела человека в единое целое, духовного и материального, снятие ограничений разума и обретение гармонии.
Затем за следующие 2000 лет были созданы Упанишады – труд, где описывалась карма, взаимосвязь между смертью и рождением и моральные принципы человека.
500 годом до нашей эры датируется появление текстов Бхагават-Гите. В этих текстах зафиксирован разговор Кришны с Арджуной, обсуждается принцип преодоления эгоизма и самопознания.
Со временем йогу берут на вооружение буддийские монахи. Она служила им средством лечения от физических и духовных болезней.
Во 2 веке до нашей эры в Индии мудрец Патанджали создал труд «Йога-сутра», где он в 195 коротких фразах объединил опыт предыдущих поколений. По сути, это и есть та йога, которую применяют в современные дни.
Новаторство Патанджали заключалось в том, что он разъединил считающееся ранее одним целым материальное и нематериальное, также он считал, что дух человека должен быть свободным от всего материального.
Кроме того, йог говорил о важности работы над своим физическим телом, на что до него часто не обращали внимания, занимаясь в основном медитациями. После Патанджали новые йоги активно начинают изучать и раскрывать возможности своего тела, практиковать дыхательные упражнения.
В это же время йога начинает активно популяризироваться с помощью множества книг на территории Индии и Китая, начинается настоящий расцвет йоги.
Йога сочетает в себе как работу над физическим телом, так и духовное развитие
Европейские путешественники тех времен, которые бывали в Индии, рассказывали по возвращению своим соотечественникам, казалось, небывалые истории о невероятных способностях этих людей: они не боятся ни жары, ни холода, могут часами сидеть неподвижно и медитировать в странных позах, и им не мешает холодный снег в Гималайских горах. Они не боятся огня: могут ходить по горящей поверхности, не тонут в воде, могут бежать в течение нескольких дней без остановки. Еще говорили, что между собой йоги представляют братство, которое может общаться друг с другом посредством мысли на расстоянии.
Йог, медитирующий в Гималаях
Конечно, европейцы по-разному воспринимали такую информацию: кто-то скептически смеялся, считая это невозможным, другие верили в частичную истину. Неопровержимым было то, что йоги отлично владеют своим разумом и телом.
В 19 веке благодаря работе мудреца Вивекананды и Анкинсона, йога быстро набирает обороты в США, появляются ее новые направления.
Только в 19 веке йога получила мировое признание
По традиции йога передается от учителя (гуру) к ученику (челя). Основное правило для передачи информации: от простого к сложному.
Задача учителя после того, как он освоил практики, строго помогать своему ученику их освоить, а также поддерживать его желание самосовершенствоваться. Обучение происходило долго и кропотливо. Такой путь передачи информации во многом защищал ее от искажений. Одновременно должны развиваться и душа и тело.
Учитель, обучающий йоге
Итак, основная цель йоги – познать себя и свою душу, получить ответы на вопросы о смысле жизни, собственном будущем, о том, что происходит после смерти человека, а затем слиться с Брахманом – высшей силой в единое целое.
В йоге считается, что этом состоянии человек получает ощущение блаженства и просветления. В результате работы над собой человек избавляется от привязанностей, иллюзий и переходит в мир истинной реальности, соприкасается с вечностью и осознает свою Божественную природу.
Йога является способом достижения состояния, при котором в жизни нет места печали, боли, смерти, болезням.
Существует две формы образа жизни: вертикальный путь и горизонтальный путь.
- Вертикальный путь – это путь отшельника, который отрекается от всего материального мира, фокусируется только на себе самом и духовной работе, что позволяет ему достичь наибольшего счастья.
- Горизонтальный путь – не говорит об отказе от материального мира. Напротив, йога в этом пути призвана помочь человеку раскрыться в обычной жизни, применяя йогические практики в работе, построении отношений в семье, да и в целом в отношении к своему существованию на земле.
Считается, что с помощью йоги человек достигает ощущение высшего блаженства
О чем мы думаем больше всего, что наполняет наше сознание и бессознание?
Если проанализировать свои мысли, наверняка, каждый согласится, что большую часть времени мы тратим на раздумья о чепухе, о том, что по-настоящему не столь важно. Доказано, что большую часть времени в наших головах происходит бессвязный поток мыслей, на который тратится огромное количество энергии и который остановить не так-то просто.
Слово «медитация» переводится как «погружение». Йоги используют медитацию как процесс концентрации мыслей, что позволяет сделать собственное мышление подвластным человеку, а значить, быть хозяином своей жизни.
Конечно, это не значит, что человек должен целыми днями и ночами медитировать, отвлекаясь только на поесть и поспать. С помощью медитативных практик йоги учатся держать фокус на тех мыслях, которыми они сами хотят наполнить свой разум.
Дело в том, что процесс мышления при медитации направлен на какой-то один предмет, например: мысль о предмете медитации – завтрак – мысль о предмете медитации – обед – мысль о предмете медитации – работа… таким образом, человек перестает размениваться по мелочам, полностью контролируя мыслительный процесс.
Также благодаря тому, что медитация помогает правильно работать нервной системе, происходит процесс выброса негативной энергии, что может оказать влияние на отказ от вредных привычек, таких как алкоголь, курение, переедание.
Медитация помогает избавиться от негативной энергии
Особое место в системе йоги занимает мантра.
Источник: http://supermamma.ru/filosofiya-jogi
Философия йоги
Что такое йога? В чем суть ее философии? Каковы ее свойства и источники? Из каких частей состоит ее система? Какова основополагающая цель йоги и каковы средства ее достижения? Как формируется карма? На эти и другие вопросы вы найдете ответы, прочитав данную статью.
В переводе с санскрита «йога» означает «связь». В данном случае имеется в виду связь души с Верховной личностью Бога. Поэтому можно утверждать, что это термин, принадлежащий Духовной Практике.
Йога — это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.
Философия йоги обладает следующими свойствами:
- Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.
- Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.
- Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.
- Практична, т.е.предлагает способы управления телом.
- Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.
Йога – это одна из ветвей древа индийской духовности, одна из даршан, философских школ Индии. Ее идеи можно встретить не только в других ортодоксальных школах, но и в буддизме, сикхизме, даосизме и многих современных направлениях, «фундаментом» которых является классическая йога.
Источник йоги
Теории и принципы классической йоги, также называемой Раджа-йогой (царской йогой) были сформулирована Патанджали во втором веке до нашей эры в основополагающем труде «Йога-Сутра», состоящем из 195 коротких «сутр» (афоризмов).
Мудрец Патанджали
Однако Патанджали не является создателем учения йоги. Истоки ее можно найти в Ведах, древнейших священных текстах Индии. Учение о главных элементах практики и даже сам термин «йога» имеется в ранних Упанишадах, комментариях к Ведам.
Существует мнение, что самой «Йога-Сутры» недостаточно для понимания истинной сути йоги, поскольку этот труд был своего рода памяткой для восстановления хода устных наставлений, которых для потомков оказалось недостаточно в силу того, что возможности пообщаться с настоящим Учителем не было. Именно поэтому существует большое количество учебной литературы, комментирующей «Сутры» Патанджали.
Одна из Сутр мудреца Патанджали
Одним из таких наиболее авторитетных текстов является «Йога-бхашья» философа Вьясы.
Система йоги
Система йоги тесно связана с системой санкхьи и, по сути, является ее применением в повседневной жизни. Санкхья считает, что в мире действует два начала: материя (пракрити) и дух (пуруша). Также как и йога, она стремится к отвлечению духа от материи.
Система Патанджали делится на четыре части:
- Самадмтада. Она посвящена целям и формам йоги, разнообразным методам достижения йоги.
- Садханапада. Она включает в себя средства достижения Самадхи.Кроме того, она повествует о четырехсторонней форме страданий и возможностям их прекращения.
- Вибхутипада. Состоит из описаний внутренних аспектов йоги и особых, сверхъестественных сил, которые может обрести ученик.
- Кайвальяпада. Она содержит в себе описание форм и природы Освобождения.
Восемь средств йоги
Для очищения и просветления йога предлагает следующие восемь средств, составляющих восьмиступенчатую Аштанга-йогу (Восьмеричный путь):
- Яма
- Нияма
- Асана
- Пранаяма
- Пратьяхара
- Дхарана
- Дхьяна
- Самадхи
Цель йоги
Йога дарует возможность обретения знания об истинной реальности, которая скрыта от каждой души с момента рождения человека. Целью йоги является всестороннее изменение личности через трансформацию сознания, а также через осознание своей Божественной природы.
Древние мудрецы пришли к мнению, что эта реальность находится не только во всей Вселенной, но и в самой личности (Атман). Упанишады говорят о том, что многоликий мир является проявлением лишь одной трансцендентной Реальности (Брахман). Переживание этой реальности и есть Самадхи – высшая цель йоги.
Пуруша и Пракрити
Пуруша и Пракрити – это две основные категории, в которых заключается все существующее.
Пракрити – это материя, это все, что человек может ощутить или прочувствовать любым другим способом. Это все физические объекты материального мира и его энергетические поля.
Пуруша – это духовная субстанция, вечный Дух. Иными словами, это высшая часть бытия, которую человек не может себе представить. Пуруша, в отличие от Пракрити, обладает сознанием. Кроме того, он не подвержен изменениям. Начинающие йогины иногда путают понятие Пуруши с Богом. Однако эти термины различны по своей природе. Пуруша не имеет никаких личностных атрибутов.
До того, как Пуруша и Пракрити соединились, последняя находится в не проявленном состоянии. Пуруша в человеке представляет собой истинное «Я», его чистое сознание. При этом истинное «Я» неизменно.
Карма и освобождение
Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе.
Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.
Источник: http://enjoyoga.ru/basics/filosofiya-yogi/
Пошаговое руководство по аштанге-виньясе йоге
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Вы хотите похудеть и обрести гибкость тела? Вывести свое здоровье на качественно новый уровень и развиваться духовно? Тогда вам необходимо узнать об аштанга йоге!
И в данной статье как раз рассказываем о сбалансированной системе упражнений и дыхания этого вида йоги. Применяя наши советы и рекомендации, вы сможете узнать подробнее об этой динамической практике и приступить к занятиям совершенствуя дух, тело и разум.
История появления Аштанга йоги
Истоки аштанга йоги связаны с именем Шри Кришнамачарья. Он родился в 1888 г. и практиковал хатха йогу. Получив древние знания от просветленного гуру Брахмачари в Тибете, он открыл школу йоги в Индии. Его ученик Паттабхи Джойс позже дал начало новому учению в русле приобретенных знаний и собственных наработок. Практика, в которой он достиг совершенства, была названа аштанга йога.
Знания школы Джойса были открыты для всех. В 1975 году Паттабхи осуществил поездку в США делясь своим учением на Западе. В течение нескольких лет после этого аштанга йога стала известной во всем мире. Среди известных последователей Джойса звезды Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу.
Что представляет собой аштанга йога?
Аштанга йога является динамической практикой, в отличие от хатха йоги, где в основе статические упражнения. Аштанга виньяса йога – это определенная последовательность асан, связанная между собой виньясами, которые по сути являются комплексами движений. Система упражнений основывается на йоговском дыхании — пранаяме.
В процессе занятий этой йогой, необходимо пребывать в состоянии дришти или концентрации на определенных телесных точках. Благодаря пению мантр, медитативное погружение дхьяна, наполняет практикующего.
Также обязательно выполнять бандхи (энергетические замки) – напряжение, сжатие определенных частей тела. Это стимулирует кровообращение и оказывает воздействие на человеческие энергетические центры.
Основные ступени аштанга йоги
Аштанга буквально переводится с санскрита как «восьмиступенчатый путь восхождения к Цели». 8 этапов аштанги йоги составляют цепь последовательностей, которую необходимо преодолеть: Йама – Нийама – Асана – Пранаяма – Пратьяхара – Дхарана – Дхьяна – Самадхи.
Йама и Нийама, соответственно, переводятся как «напряжение и расслабление». Первые две духовные ступени направлены на усвоение важных жизненных правил поведения, на гармонизацию с окружающим миром и самодисциплину. Эти уровни проходятся одновременно, очищая дух адепта и готовят его к переменам в жизни.
Асана — следующий этап, который заключается в принятии специальных поз.
Асаны совмещаются с дыхательной энергией – Пранаямой. Правильное дыхание является неотъемлемой частью на пути постижения аштанга йоги.
Пятый этап – Пратьяхара, учит йога покидать физическую оболочку тела, познавая духовный мир и окружающее пространство.
Дхарана – это этап концентрации и поддержка ее на должном уровне. Это помогает ученику стать на начало пути слияния с Творцом мироздания.
Дхяна, седьмая ступень аштанга йоги, предполагает медитативную практику, дающую возможность человеку получить необычные ощущения, приближаясь к единению сознания с вселенскими силами.
Последний восьмой уровень Самадхи – это наивысший уровень духовных возможностей, который заключается в просветлении. Это и есть конечная цель получения блаженства от объединения с Высшими разумом.
Мантра аштанга йоги
Прежде чем начать практику, в аштанга йоге по старой традиции Шри Паттабхи Джойса принято произносить мантру. Она написана на санскрите и читается так:
АБАХУПУРУШАКАРАМ ШАНКХА ЧАКРАСИ ДХАРИНАМ САХАСРА ШИРАСАМ ШВЕТАМ ПРАНАМАМИ ПАТАНДЖАЛИМ
Ом
Первые 4 строки взяты из «Йога Таравали» Шри Шанкарачарьи Вторая часть мантры представляет собой часть молитвы, посвященной основателю йога-сутр Патаджали. Открывающая Мантра заключает в себе благодарность мудрым учителям.
По окончании занятий читается завершающая мантра пожелания добра, мира и счастливого существования всему сущему:
Правильное произношение мантр можно освоить вместе с учителем Джойсом, скачав видео из интернета.
Аштанга йога для начинающих
Нужно признать, что человеку, который ранее уделял недостаточно времени своему физическому развитию придется нелегко.
Продвигаясь по духовному пути аштанга йоги, нужно будет преодолеть динамичные и активные нагрузки, выполняемые в высоком темпе.
Начинающему нужно быть готовым к не совсем обычным для йоги силовым упражнениям, сменяющимися асанами на растяжку с правильным дыханием. Для этого потребуется терпение и постоянная практика для развития тела и духа.
Начинающим подготовить тело к силовым упражнениям и растяжке можно, практикуя йоговский несложный комплекс Сурья Намаскар. Очистить организм для предстоящих тренировок поможет известная йоговская практика пракшалана. Она заключается в питье соленной воды утром натощак с последующими упражнениями для выведения жидкости из тела, освобождая тело от всевозможных ядов и токсинов.
Рекомендуем новичкам приступить к занятиям под руководством мастера, который поможет быстро и эффективно продвинуться в этом учении, избегая травм. Со временем можно будет выполнять упражнения самостоятельно, применяя видео уроки из мировой сети. Заниматься лучше всего утром в свободной одежде и обязательно на голодный желудок.
Польза аштанга йоги
Аштанга йога считается практикой для продвинутых. Она прекрасно подойдет амбициозным, в том числе и молодым людям, спортсменам. Не отступив в первый месяц занятий, ваши физические и ментальные показатели начнут неуклонно расти.
Благодаря виньясам, тело сильно разогревается, кровь активно циркулирует, удаляя шлаки из организма. В процессе расслабления происходит объединение ума, духа и тела.
Избыточная энергия практикующего в аштанга йоге расходуется в правильном ключе, способствуя спокойствию и умиротворению.
Интенсивные упражнения на растяжку помогают привести в тонус мышцы живота. Также вы сможете растянуть мышцы позвоночника и почувствуете себя намного лучше при болях в спине. Активная система быстрых и резких упражнений аштанга йоги очень эффективна для похудения. При должном усердии ваше тело уже в течение 1-2 месяцев обретет упругость и стройность, наполняя вас мощной энергией.
Противопоказания к антанга йоге
По причине высокой динамики некоторых упражнений данный вид йоги не рекомендуется:
- для беременных;
- имеющим грыжу позвоночника;
- людям с последствиями черепно-мозговых травм;
- при хронических заболеваниях;
- в послеоперационный период;
- при высокой температуре и под воздействием сильнодействующих лекарственных препаратов.
Дополнительные источники для познания учения аштанга йоги
Шри Паттабхи Джойс умер в 2009 году, оставив после себя достойных учеников во всех уголках Земли. Можно заниматься, используя видео уроки великого учителя и его последователей. Отзывы о невероятных позитивных изменениях в жизни практикующих йоги вы можете почитать на различных сайтах.
Углубленно изучать индийское учение можно и по книгам. Дипломированный ученик Паттабхи Джон Скотт изложил подробные знания в книге «Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство».
Другой преданный ученик Джойса Петри Райсянен создал не менее интересный труд «Аштанга-йога».
В результате более чем 20-летней активной практики ещё один известный последователь Лино Миеле издал иллюстрирование произведение, посвященное этому виду йоге.
Все эти книги переведены на русский и помогут вам в преодолении себя на пути к самосовершенствованию и крепкому здоровью.
Что запомнить:
- Паттабхи Джойс считается основателем аштанга йоги.
- Этот вид йоги предполагает последовательность динамичных двигательных и дыхательных упражнений и состоит из 8 ступеней.
- До и после занятий, адепты учения произносят мантру.
- Начинающим нужно подготовиться к серьезным нагрузкам, плавно переходя от простого к сложному.
- Аштанга йога способствует похудению, укреплению всего организма и совершенствованию духа. Однако необходимо учитывать противопоказания к занятиям.
- В качестве дополнительных источников информации, можно использовать многочисленные видео из интернета и книги учеников Джойса.
До встречи в следующей статье!
Источник: http://yogarossia.ru/yoga/vidy/poshagovoe-rukovodstvo-po-ashtange-vinyase-yoge.html
beauty-x.info
Пенсии работающим пенсионерам в 2018 году: последние новости об индексации выплат Пожилые люди осознанно отказываются от заслуженного отдыха и вынуждены выходить на работу, чтобы обеспечить себя необходимыми продуктами, лекарствами, средствами существования.
Источник: https://kardinalno.ru/otnoshenija-2/ashtanga-joga-principy-i-filosofiya
Базовые принципы Йоги — Яма и Нияма
Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги. Он также называл это поиском души.
Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны — третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца.
Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней:
- Яма — соблюдение всеобщих моральных заповедей.
- Нияма — внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину.
ЯМА
Под Ямой понимают соблюдение индивидуумом всеобщих моральных заповедей.
Эти моральные заповеди, или этические принципы, носят универсальный характер, следовать им необходимо любому человеку независимо от пола, возраста, национальности.
Несмотря на то, что они были сформулированы более двух тысяч лет назад, их назначение в наше время и в нашем обществе чрезвычайно велико.
В Яму входят следующие принципы:
- Ахимса – непричинение вреда;
- Сатья — правдивость;
- Астея — отсутствие стремления к обладанию чужим;
- Апариграха — неприятие даров, или свобода от ненужных вещей;
- Брахмачарья — контроль над половым влечением.
Социальную значимость этих правил трудно переоценить. Их нарушение ведет к насилию, лжи, воровству, жадности, беспутству, сеет горе и страдание, в то время как соблюдение принципов Ямы приводит ученика к гармонии.
О любом человеке, следующем заповедям Ямы, окружающие скажут — это хороший человек. Йогин, утвердившийся в Яме, открывает для себя новую радость- радость доброжелательности, которая сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладания.
Йогин тем самым поднимается на новую ступень в своем духовном развитии.
Можно многие годы делать йоговские упражнения, многое знать и уметь, но если правила Ямы не стали неотъемлемой частью человека, то все выполняемое превращается в лучшем случае в гимнастику и никак не может считаться Йогой. В Индии неуклонное следование Яме является обязательной составной частью ученичества.
Ахимса
Это высшее правило морали, главное из всех Ям. Ахимса буквально означает не убийство, ненасилие, но принцип Ахимса имеет более широкое значение. Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему.
Йогин восстает против зла, которое творят люди, но не против этих людей. Ахимса предписывает любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть. Мириться со злом нельзя.
Вместе с тем Йогин обязан выполнять свое социальное предназначение.
В Бхагават Гите Шри Кришна разъясняет Арджуне, могущественному стрелку из лука, не пожелавшему сражаться: Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя принципов.
Поэтому не надо колебаться. Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой.
Йогин знает, что все люди имеют одинаковые права на жизнь и что жизни всех людей связаны друг с другом.
Поэтому он с готовностью помогает окружающим, видя в том истинное счастье, и становясь источником радости на своем пути. Ахимса предполагает освобождение от страха.
- Йогин ничего не боится, потому что знает причины зарождения страха и способы его преодоления, и никто не боится его самого.
- Ахимса предписывает и освобождение от гнева. При этом различают два вида гнева. В одном случае это гнев гордыни.
- Такой гнев ослепляет рассудок, ведет к неправильным суждениям и поступкам. С ним надо бороться. В другом случае йогин гневается на себя, когда его постигает неудача. Это ведет к духовному развитию.
Снисхождение к другим и взыскательность к себе истинные черты йога.
Йогин не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда.
Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также и себе, и он может поднять и воодушевить себя.
Напротив, слабыми, злыми и вредными желаниями, мыслями и действиями человек вредит не только другим, но также и себе.
Сатья
Сатья — дословно правдивость. Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах. Любая неискренность препятствует достижению гармонии.
Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Йоге, наносят прямой вред окружающим и самому человеку, вслух или мысленно изливающему яд.
Контроль над речью ведет к освобождению от злобы. Свободный от злобы исполняется милосердием ко всем. Разумеется, следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.
Астея
Астея — буквально неворовство, предписывает не домогаться чужого. Астея запрещает любые формы злоупотреблений. Ведь неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что также является нарушением Ахимсы и делает невозможным духовное развитие.
Поскольку потребности йогина сведены к минимуму, то он считает нарушением принципов Астеи обладание вещами, в которых не испытывает действительной необходимости. Это тесно связано со следующей моральной заповедью.
Апариграха
Апариграха — не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка в чем-либо. Тогда все, в чем он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время.
О значении непринятия даров Шри Свами Нарайянананда джи Махарадж писал: Получить что-либо натурой или деньгами означает, что получатель остается с мыслью своей обязанности дающему, и, таким образом, его ум привязывается к дающему. Каждая такая привязанность делает ум нечистым и стягивает человека вниз. Однако в любом случае надо помнить о первостепенном значении соблюдения Ахимсы, ведь бывают случаи, когда отказ от подарков приносит вред дарующему.
Замечательный стих есть в Упанишадах, смысл которого сводится к следующему: отправляясь к Яме богу смерти, с собой не возьмешь ничего. Свами Йогонанда по этому поводу пишет, что 50 лет, прожитых в роскоши и удовольствии, не имеют никакого значения, если вслед за ними последуют три года болезней и страданий.
В целом принцип Апариграха можно определить как свободу от накоплений. Равнодушие к вещам дает йогину спокойствие.
Брахмачарья
Брахмачарья переводится как безбрачие, религиозные занятия, воздержание. Однако понятие Брахмачарья — это скорее состояние ума и духа. Правильнее сказать, что это контроль над влечениями.
И холостяк, и семьянин могут одинаково заниматься йогой. Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу. Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи.
Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности.
Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться. Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект. Брахмачарья — дорога мудрости.
НИЯМА
Эти индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие занимающегося. В Йога Сутрах выделены пять Ниям:
- Шауча — чистота;
- Сантоша— удовлетворенность;
- Тапас — рвение и строгость;
- Свадхиайя — самообразование или познание своей души;
- Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам.
Шауча
Под Шаучей понимают чистоту тела и чистоту души. Чистота внешних покровов тела поддерживается омовениями, ношением чистой одежды и поддержанием жилища в чистоте и порядке.
Гигиена некоторых внутренних поверхностей: полости рта, желудочно-кишечного тракта, носовых ходов и т.д.- осуществляется с помощью специальных процедур. Асаны и пранаямы поддерживают физическое и отчасти психическое здоровье, что также входит в понятие «чистота».
Но главное значение Йога придает нравственному очищению. Это прежде всего устранение отрицательных эмоций: ненависти, гнева, страха, алчности, гордыни, страсти, вожделения. Отсутствие отрицательных эмоций способствует контролю над дурными мыслями.
Такое очищение устраняет умственные страдания: уныние, печаль, дает доброжелательность и внутреннюю радость.
Большое значение придается чистоте речи. Это и соблюдение произносительных норм языка, и хорошая дикция, и нравственность высказываний.
В один ряд с категориями чистоты тела, мыслей и речи Йога ставит чистоту пищи. Здесь важны способы, которым добывается пища, характер пищи и цель ее употребления.
Йоги не едят ни слишком много, ни слишком мало, а ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизнедеятельности.
Привычка же есть ради удовольствия, ослабляет волю, препятствует духовному развитию и разрушает организм.
В литературе по Йоге некоторые авторы настаивают на вегетарианской диете. С этим трудно согласиться. До 20 лет смешанное питание весьма желательно для полноценного развития, особенно в условиях нашего климата. В дальнейшем йогин переходит на чисто вегетарианскую пищу, только если почувствует в том необходимость.
Сантоша
Сантоша — это удовлетворенность, другими словами,- поддержание постоянного положительного эмоционального фона. Для йогина это естественное состояние, поскольку он не ощущает ни в чем недостатка.
Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему.
На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.
Тапас
Дословно Тапас означает быть снедаемым огнем, пламенеть или испытывать боль, что означает непреклонное стремление к цели через самоограничения, борьбу со своими пороками, суровую дисциплину. Практика Тапаса — это кузница характера. Только с помощью железной воли йогин приобретает силу тела и ума, мужество и мудрость.
Непременное условие успешного продвижения вперед — наличие достойной цели. Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей.
Жизнь — это движение, и только имея твердый ориентир, можно оценить свои успехи, т.е. ощутить это движение. С другой стороны, для достижения желаемого необходимо прикладывать определенные усилия.
Именно Тапас делает возможным любое продвижение.
Свадхиайя
Свадхиайя значит самообразование. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.
Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях. Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции. Утвердившись в Свадхиайе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.
Ишвара Пранидхана
Под Ишвара Пранидханой понимают посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практику Свадхиайи. Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству. Учителем при этом выступает сама жизнь.
Источник: https://yogatrain.ru/sty.php?sty_id=108
Аштанга йога, ступени по Патанджали и асаны
В последнее время распространение такого бренда как «Йога» набирает обороты. Куда ни глянь — сплошные йога-студии и йога-туры. Существует уже столько направлений и стилей йоги, что и не запомнить.
Йога — это прекрасно! Но в современном мире всё больше внимание уделяется внешнему содержанию, то есть физкультуре. Далеко не всем известно, что йога имеет несколько иные цели, нежели красивое тело.
В данной статье мы ознакомимся с классическим подходом к йоге, известным как Восьмиступенчатая йога Патанджали, или Аштанга-йога, что, надеюсь, расширит границы понимания этого понятия, и приведёт к повышению эффективности практики как для действующих, так и потенциальнх йогинов и йогинь.
Считается, что Патанджали жил во II в. до н.э., является основателем йоги и автором произведения «Йога-сутры». Есть мнение, что в Сутрах он лишь изложил то, что существовало задолго до его рождения, чему я склонна верить.
В Йога-сутрах представлена некая последовательность в продвижении на пути йоги, состоящая из восьми ступеней или принципов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Рассмотрим каждую более подробно.
Ступень 1
Яма — обет по отношению к внешнему миру. Патанджали выделяет пять обетов: ахимса, сатья, астея, брахмачарья и апариграха.
Ахимса — ненасилие, непричинение вреда. С первого взгляда всё ясно, не убивай, не причиняй вреда, относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Однако на деле оказывается всё не так-то просто.
Мы используем кожаные изделия, кто-то до сих пор употребляет животных в пищу, да даже просто, сказав недоброе слово, мы можем причинить непомерное зло. При этом зачастую мы путаем, что есть на самом деле польза, а что есть вред. Порой кажется, что, жалея кого-то, мы проявляем сострадание и милосердие, тем самым не наносим такому человеку вреда.
Хотя не исключено, что именно этому человеку нужно жёстко сказать о том, что пора бы прекратить жаловаться и ныть, и начать видеть в проблеме плюсы.
Одним из критериев определения, как же поступать, может служить понимание, к чему приведут ваши слова или действия: к развитию или деградации. Если вы пожалеете, и человек не сделает выводов, и в следующий раз снова придёт, чтобы его выслушали и пожалели, то это деградация. Ахимса нарушена.
Если же после выговора человек поймёт, что действительно, чего это он всё ноет и ноет, и возьмет, да и изменит ситуацию, то это развитие. Таким образом, вы помогли и, несмотря на внешнюю грубость, ахимсу не нарушили. К сожалению, в жизни не всё так прямолинейно, и необходимо развивать в себе тонкое восприятие каждой отдельно взятой ситуации.
Однако, начинать стремиться к соблюдению данного обета можно с малого, например, стать вегетарианцем, экономить воду, не грубить людям и т.п.
Практиковать ахимсу весьма сложно, но важно понимать, что это в первую очередь стремление к избавлению от враждебности, развитие сострадания и милосердия ко всем живым существам, а также отсутствие злых намерений, то есть каждое действие, слово или мысль должны быть во благо.
Сатья — правдивость, воздержание ото лжи и самообмана. Говорить правду. Часто задают вопрос: «А как же быть, если приходится выбирать между правдивостью и ахимсой. Например, вы совершенно точно знаете, что, сказав правду, кто-то от этого погибнет?» В этом случае нужно исходить из кармических последствий.
За враньё, что называется, во благо, кармические последствия будут не столь долгими и ужасными, сколько за смерть живого существа, поэтому, скорее всего, будет правильнее нарушить сатью, нежели ахимсу.
Но, опять же, всё не так однозначно, если нарушив сатью, вы создадите иллюзию на века, следуя которой множество и множество живых существ будет окутываться мороком, то, может, правильнее нарушить ахимсу.
Астея — честность, неворовство, неприсвоение чужого. Быть честным как с собой, так и с другими. Согласно комментариям к Йога-сутрам Патанджали плодами соблюдения астеи являются ясновидение и интуитивное осознание. То есть это способность видеть вещи как они есть на самом деле.
Казалось бы, тоже всё понятно, не воруй, не бери чужого, но, к сожалению, в наше время, пожалуй, все как один не соблюдают этот принцип: цены завышены, налоги платят единицы, да и вообще налоги тоже завышены и куда они в итоге идут — большой вопрос.
В обществе паразитов и потребителей крайне сложно разобраться, что есть правда, что есть ложь, где ты честен, а где кормишь демонов. Как раз это результаты повсеместного нарушения сатьи.
С одной стороны, можно оправдываться тем, что нас поставили в такие условия, с другой — всё же необходимо максимально стараться не усугублять сложившуюся ситуацию, стараться создавать честное общество, начиная с себя.
Будда
Брахмачарья — чувственное (плотское) воздержание. На мой взгляд, воздержание должно осуществляться также как и шауча (см. ниже) на уровне тела, речи и ума. Брахмачарья — это не просто отказ от физического контакта, а также контроль поведения, речи и мыслей.
Это важный аспект практики йоги особенно на начальном этапе. Так как практик, не утвердившийся на пути, если не возьмёт под контроль свою сексуальную энергию, может быстро покончить с йогой и уйти совсем в другом направлении. Другими словами, он будет отвлекаться и постоянно сливать накопленную энергию через нижние центры.
За вожделение и похоть отвечает свадхистана чакра — это вторая чакра снизу. Занимаясь йогой, мы неустанно поднимаем уровень энергии и прикладываем максимум усилий для реализации этой энергии на более высоких центрах, но если постоянно её «сливать», то прогресс будет приходить гораздо медленнее, если вообще будет.
Согласно Патанджали, утвердившийся в брахмачарье избавляется от страха смерти.
Апариграха — нестяжательство, ненакопительство, не принятие даров. Здесь имеется в виду, что у йога не должно быть ничего лишнего. Это от части связано с тем, что на поддержание любой вещи, принадлежащей нам, мы тратим свою энергию.
Самый яркий пример — машина, вот представьте, что у вас их три.
Сколько нужно энергии, чтобы их обслужить, и имеется в виду не только непосредственное участие, возможно, у вас есть личный механик и тому подобное, но и им нужно что-то платить, соответственно работать вам нужно будет больше, чтобы больше зарабатывать. Так и с любой другой вещью.
Все окружающие нас вещи существуют за счёт нашей энергии, и не важно — дорогие они или дешёвые, крупные или мелкие. Наверняка, многие отмечали, что стоит выкинуть хлам и на душе как-то легче, именно от того, что уменьшается неконтролируемый отток сил.
Помимо этого, человек, так или иначе, начинает себя отождествлять с окружающей его материей. Могут начать развиваться такие качества, как жадность, эгоизм, привязанность. Все эти качества являются препятствиями на Пути. Йог должен спокойно расставаться как с людьми, так и с вещами, оставлять только самое необходимое.
Ступень 2
Нияма — обет по отношению к себе. Согласно Патанджали, их также пять: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана.
Шауча — чистота. «От очищения приходит безразличие к телу и непривязанность к другим» (Сутра 40). Такие плоды достигаются соблюдением чистоты на трёх уровнях: тела, речи и ума.
Соответственно, для соблюдения шаучи на уровне тела необходимо регулярно совершать омовение, практиковать шаткармы (шесть очистительных действий), употреблять чистую пищу, носить чистую одежду, убирать дом; на уровне речи — не сквернословить, правильно строить свою речь, избавляться от слов-паразитов; на уровне ума — останавливать неудержимый поток мыслей, стараться думать о благостных вещах, контролировать всё, что твориться в голове. «Практикой ментальной чистоты достигается способность к жизнерадостности, однонаправленности, контролю над чувствами и видению самости» (Сутра 41). Соблюдение данного принципа способствует оздоровлению организма, окружения и ума, что приводит к минимизации отвлечений во время практики.
Сантоша — удовлетворённость. Практику необходимо быть удовлетворённым, иначе у него могут образовываться комплексы, различные психические отклонения, депрессии и т.п. Неудовлетворённому человеку не удастся достичь успехов в медитации, т.к. ум будет постоянно требовать желаемое и уводить йога от практики.
Поэтому часто в йогу приходят люди, хорошо реализованные социально, которые уже разочаровались в сансаре (мирской жизни) и понимают, что всё это иллюзия, не приносящая действительного удовлетворения, что истинное удовлетворение в отсутствии желаний и страстей.
Пранаяма
Тапас — аскетизм. «Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств» (сутра 43).
Данному принципу уделяется крайне большое внимание, так как без аскез продвинуться на пути невозможно.
Именно посредством аскез происходит развитие, преодолевая, ошибаясь, разочаровываясь, человек начинает открывать в себе новые резервы на всех уровнях, становится более выносливым и устойчивым в практике.
Свадхьяя — самопознание, самоосознание, самообразование. Для того, чтобы себя менять и развиваться, нужно понимать, кто мы есть, каков наш нынешний уровень развития, к чему мы идём.
Мы воплощаемся в этом мире для развития, для накопления опыта.
На мой взгляд, наиболее подходящая модель поведения для этого мира выглядит следующим образом: наша вселенная — это школа, наша жизнь — урок, люди вокруг — учителя и мы здесь ученики.
Можно соотнести понятия «самоосознание» и «самообразование» через призму изучения древних текстов. Например, в своих лекциях Андрей Верба часто упоминает о том, что изучая Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, Махабхарату или Рамаяну, можно вспомнить, кто мы есть на самом деле.
Дело в том, что события, описанные в названных произведениях, имели место очень и очень давно, задействовано там было очень много живых существ, и, учитывая, что любое живое существо постоянно перевоплощается, велика вероятность, что мы принимали в прошлых воплощениях участие в этих событиях.
Например, сидели и слушали Дхарму, проповедуемую Буддой. Таким образом, вспомнив, к чему мы шли все прошлые воплощения и что мы уже знаем (просто подзабыли), не нужно будет тратить уйму времени на получение предыдущего опыта, а можно смело идти дальше, минимизируя ошибки.
Другими словами, соблюдение свадхьяи приводит к пониманию собственного предназначения.
Будда Шакьямуни и куртизанка
Ишвара пранидхана — подчинение Богу, смирение. На всё воля Бога. Что бы ни происходило, всё происходит именно так как и должно. Иначе, если мы чем-то не довольны, означает, что мы ставим себя на место Бога, считаем, что там наверху ошиблись, то есть тем самым мы позволяем себе усомниться в совершенстве Бога (Высшего разума, Абсолюта).
Смирение говорит о том, что человек понимает, что Высшие силы создают для него идеальные условия для его развития. Поэтому, что бы ни происходило: счастья, неудачи — всё устроено для накопления опыта. Частые неудачи в жизни указывают на непрохождение уроков, говорят о необходимости пересмотреть собственное поведение, образ жизни, мысли и т.п.
При этом важно понимать, что ишвара пранидхана не подразумевает перекладывание ответственности за происходящее на Бога.
Можно сравнить отношения с Всевышним с отношениями ученика и учителя: учитель даёт ученику задание, но как оно будет выполнено, что из этого урока вынесет ученик и какова будет благодарность ученика к учителю за полученные знания, зависит лишь от ученика, а вот похвала или отправка на доработку зависит от учителя.
Если с последующими шестью ступенями обычно человек знакомится в контексте йоги, то с ямой и ниямой знаком каждый, просто, как правило, в народе они носят иное название: морально-этические нормы, заповеди и т.п.
И бОльшую часть мы, так или иначе, соблюдаем, и не от того, что так где-то написано или в противном случае попадём в ад, а от того, что по-другому существовать в этом мире нельзя.
Эти правила или обеты являются естественными для человека и, если он их не выполняет, то лишь в силу своего невежества, обусловленного густым налётом морока.
Ступень 3
Асана — устойчивая удобная поза. После того как практик освоил яму и нияму, т.е. уменьшил внешние и внутренние раздражители можно перейти к асанам. В контексте Йога-сутр Патанджали под асаной подразумевается медитативная поза, в которой йог может практиковать все остальные ступени.
- Но если вы попробуете сесть в любую позу со скрещенными ногами и прямой спиной, будете неприятно удивлены, что просидеть так можно особенно в первое время буквально несколько минут, т.к. начинаются боли сначала в ногах (!!!), потом в спине и так далее.
- Именно поэтому нужно заниматься хатха-йогой, она помогает укрепить, растянуть, вывернуть все необходимые мышцы и суставы, другими словами, подготовить тело к медитативной позе.
- Медитативные асаны: падмасана, сиддхасана, сукхасана, свастикасана и т.п. должны выполняться без особых усилий, чтобы во время медитации не происходило отвлечений на напряжение в теле.
Ступень 4
Пранаяма
Пранаяма. В широком понимании пранаяма — это дыхательные упражнения, направленные на гармонизацию и снабжение организма жизненной энергией (праной). В конечном итоге практик должен научиться задерживать дыхание на длительный период времени.
Дело в том, что дыхание — это единственное, что связывает наше сознание с внешним миром, т.е. колебания ума происходят пока мы дышим. Чем медленнее и глубже дыхание, тем спокойнее ум. А так как ум является основным препятствием к осознанности (как бы странно это ни звучало), необходимо его усмирять.
И лучшим инструментом служит именно дыхание.
Ступень 5
Пратьяхара. «Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов» (сутра 54).
Эта ступень является переходной от внешних практик к внутренним. Заключается она в том, что практик перестает реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознавание внутренних процессов. В повседневной жизни чаще встречается обратный процесс, когда чувства управляют умом, что в какой-то степени противоречит нашей духовной природе.
Важным аспектом тут является не подавлять чувства, а взять их под контроль, и развернуть сознание внутрь. Именно для этого необходимо как следует освоить предыдущие четыре ступени, чтобы внешний мир не беспокоил ни физически, ни ментально.
Тогда приходит осознание глубины, скрытой в нас, не постигаемой умом, где есть все ответы, и которую можно познать в самадхи.
Ступень 6
Дхарана — концентрация. После того, как практик утверждается в пратьяхаре, он может переходить к концентрации, как на внешних, так и внутренних объектах.
Это могут быть пламя, звук, образ, дыхание и т.д. Цель этой практики — развить однонаправленность ума, убрать его любые колебания.
То есть ум полностью собран в одну «точку», что позволяет в полной мере постичь объект концентрации.
Ступень 7
Дхъяна — непрерывный поток содержания сознания, то есть медитация. Непрерывная дхарана есть дхьяна.
В комментариях к Йога-сутрам Патанджали Свами Сатьянанда Сарасвати указывает, что, по сути, медитация это та же концентрация, но более высокого качества.
В медитации практик не прерывает концентрацию, то есть не отвлекается. До тех пор, пока параллельно с концентрацией идёт мысль — это дхарана.
Ступень 8
Самадхи — это состояние, когда есть только объект, появляющийся без осознания собственной самости. То есть дхарана переходит в дхьяну, а дхьяна переходит в самадхи. Эти три процесса имеют название «Самьяма». В самадхи пропадает самоотождествление, т.е. пропадает, так называемая, самость практика.
Свами Сатьянанда комментирует это следующим образом: «Самьяма начинается с субъектного и объектного осознания, т.е. дуального осознания. Вы осознаёте ваш объект медитации, который, с одной стороны, внутри вас, а с другой — во внешнем мире. Постепенно дверь наружу закрывается, и вы видите только вещь, которая внутри вас. Это дхьяна.
Затем вещь, видимая внутри, становится всё яснее и яснее, и одновременно вы теряете осознание собственной личности. Это называется самадхи».
Как видно из статьи, чем выше ступень, тем меньше ясности. Дело в том, что есть вещи действительно неподвластные уму, и теоретизирование по поводу которых не придаёт этой самой ясности. Как говорит Андрей Верба: «Практикуйте, пробуйте, набирайтесь опыта».
С одной стороны, существует некая последовательность в аштанга-йоге, но с другой — все восемь ступеней можно и нужно прорабатывать в комплексе, и каждый пункт будет ещё больше раскрываться благодаря другим.
Чтобы достичь высших ступеней йоги, практик должен быть целостным, он не должен чего-то желать или не желать, должен быть здоровым, устойчивым, гибким, спокойным, в нём не должно быть колебаний, тело и ум не должны отвлекать.
Существуют практики, меняющие реальность совершенно на других уровнях. Для этого им не нужно идти на площадь и призывать к благим деяниям, они знают, как устроен мир в целом и куда он движется.
Конечно, наш уровень развития гораздо ниже, но у каждого из нас есть возможность влиять хотя бы на свой микромир — семья, друзья, знакомые, город, страна, планета, и сделать мы это можем, лишь меняя себя.
Ведь нельзя помочь выбраться из болота, пока мы сами барахтаемся в этом болоте.
Благодаря освещённым в этой статье Восьми ступеням йоги человек, стремящийся к познанию себя и мира вокруг, сможет приблизится к истине, или обрести её уже в этом воплощении, с тем, чтобы не прожигать свою жизнь, а прожить её максимально осознанно, во благо всех живых существ.
Андрей Верба часто упоминает: «Есть лишь три вещи, которые мы сможем забрать в следующую жизнь. Это — мудрость, опыт практики и благодарности». Почему бы не начать паковать этот багаж уже сейчас?
Ом!
Источник: https://oum.ru/yoga/osnovy-yogi/ashtanga-yoga-vosem-stupeniy-po-patandjali/