Есть большое количество религиозных обрядов и ритуалов. Большинство не особо осведомленных людей могут даже не знать о них. Но каждый из нас хотя бы раз слышал такой термин как всенощная. Что это — всенощное бдение, можно спросить у священнослужителя или прочитать в нашей статье.
Что такое всенощное бдение в церкви
Среди простых людей чаще всего встречается такое название данного обряда как всенощная. Данный вид богослужения может проводится накануне вечером особо чтимых церковных праздников. Этот ритуал несет в себе объединение вечернего и утреннего богослужения, которые проводятся при большем освещении храма, нежели в другие дни.
Сколько длится по времени всенощное бдение? Изначально, свое название такая процессия получила из-за того, что начиналась поздно вечером и длилась всю ночь до рассвета. Но позже внимание было обращено на немощи верующих и длительность сократили, но название так и осталось.
Наиболее чаще божественная литургия всенощного бдения проводится накануне:
- дней храмовых праздников,
- воскресных дней,
- праздников, которые отмечены особенным знаком в Типиконе,
- двунадесятых праздников,
- любого праздника по пожеланию настоятеля храма или относительно местных традиций.
Особенности проведения данного ритуала:
- После проведения вечерни может проводится освящение вина, растительного масла, хлеба и пшеницы.
- Полное соблюдение всенощного бдения подразумевает чтение отрывков из Евангелии во время утрени, а также пение великого славословия, в котором человек благодарит Господа за прожитый день и просит помощи в ограждении от грехов.
- После богослужения происходит помазывание елеем верующих.
Как проходит богослужение
Согласно разъяснения церковного богослужения всенощное бдение – это такое богослужение, которое может помочь освободить душу человека от дурных и негативных мыслей, а также подготовится к принятию благодати. Данный обряд – это символ истории Старого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения:
- Начало такого богослужения называют Великой Вечерней. В ней стараются показать основные ветхозаветные истории. Далее происходит отворение Царских врат , что означает творением Святой Троицы мира.
- Далее чтение псалма, в котором прославляют Творца. Священнослужитель должен кадить верующих и храм.
- После этого закрываются Царские врата, что значит совершение первородного греха и молитва уже читается перед ними. Проводится чтение стихов, которые напоминают людям о их бедственности после грехопадения.
- Далее читается стихира Божьей Матери во время которого священник проходит из северных дверей алтаря в Царские врата. Данная процедура означает появление Спасителя.
- Переход вечерней к утренней означает наступление Нового Завета. Особое внимание уделяют полиелею. Так называют торжественную часть богослужения, во время которой благодарят Господа за послание Спасителя.
- Также происходит торжественное чтение Евангелие, посвященное празднику, и исполняют канон.
В основном, всенощное бдение в субботу проводится перед воскресным богослужением. Присутствие на всенощном бдение является обязательным богослужением перед причастием. Присутствовать на нем очень рекомендуют, но бывают такие случаи, когда это не является возможным. Есть причины довольно таки веские, но если это просто отговорки, то человек прежде всего грешит перед самым собой.
Принимать участие в таких богослужениях – это решение каждого. Необходимо помнить о том, что всенощное бдение – это необязательный обряд, но сказать себе просто о том, что я не пойду – это неправильно. Все зависит от мотивации человека.
Помните, что главное – это Ваша духовная вера и соблюдение основных церковных законов.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-takoe-vsenoshhnoe-bdenie-v-cerkvi/
Всенощное бдение в церкви — что означает и как проходит
Ежедневно в храмах проходят службы, но многие из прихожан, посещающие их, не знают, что такое исповедь, литургия, Всенощное бдение и другие богослужения.
Очень важно исправить образовавшийся пробел в духовных знаниях и узнать, что из себя представляет одна из этих служб — Всенощное бдение, иногда называемая простыми людьми как «Всенощная».
Что такое Всенощное бдение в церкви
Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.
Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.
Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.
Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.
Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.
Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.
Традиционно Всенощное бдение происходит перед:
- воскресным днем;
- двунадесятыми и храмовыми праздниками;
- особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
- любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.
Последование во Всенощном бдении в православии
Чтобы обрести подлинную свободу духа, выбраться из мирской суеты, необходима длительная божественная служба. Этой службой является Всенощное бдение.
Она способствует освобождению души от мракобесия, помогает осмыслить священный праздник и принять благодать.
Перед Литургией, символизирующей будущий век, Царство Божье, Всенощное бдение показывает предшествующие события, происходящие в Ветхом и Новом заветах.
Вся служба была бы неполной без псалмов, которые проходят через все служение. Певчие на клиросе воспевают или зачитывают псалмы выборочно или полностью, непрерывно создавая всю атмосферу Всенощной.
В начале Всенощной происходят, как бы мысленные изображения главных моментов в Ветхом завете, таинство Великой вечерни: священнослужители у алтаря возглашают о создании мира, сошествии Святого Духа и Святой Троице, отворяя в алтаре Царские врата.
Следом воспевается и славится в 103 псалме мудрость Бога, сотворившего мир, и батюшка обходит с кадилом, окуривая весь храм и всех молящихся. Далее, напоминая о грехопадении, происходит закрытие Царских врат, и возносится молитва, стихиры и читаются псалтири о покаянии рода человеческого.
Далее возносится стихира, посвященная Пресвятой Богородице, и батюшка, сопровождаемый диаконом с кадилом, проходит через алтарные северные двери и величественно заходит в центральные Царские врата, сообщая о предсказанном появлении в мире Спасителя, заканчивая этим первую часть Всенощного бдения.
В утренней части службы, начинается новозаветная история, говорящая о приходе в мир людей Господа, о его рождении, распятии и великом воскресении. Начинается все с чтения стихов, шесть важных псалмов.
Затем, с торжественной части, прославляющей милость Божию, явившей ее рождением Спасителя, начинаются песнопения, полиелей, восхваляющие Господа, с открытием настежь Царских алтарных врат и повсеместным зажжением светильников.
В окончание Всенощной читается святое Евангелие.
Длительность Всенощного бдения
- Ранее Всенощное бдение свершалось посуточно, без перерывов на ночь, но на данный момент, время богослужения сильно сократилось до 3 часов, иногда чуть больше. Самым длинным богослужением, захватывающим ночные часы, бывает Рождественская служба.
- Начинается Всенощная в 17 и продолжается до 22 часов.
Отличия Всенощного бдения от Вечернего богослужения
В православии, Вечерняя служба и Всенощное бдение одинаково происходят в канун воскресных и праздничных дней.
Однако вечернее богослужение может начаться в 16 или 19 часов и продлиться до 21 или полуночи, с включением в себя только первой или второй части Всенощной.
А вот Всенощное бдение, в отличие от Вечерни, имеет две основные части: вечернюю и утреннюю, с прибавлением к ним 1, 3, 6 и 9 часов богослужения, и начинается в 17 часов до утра.
По всей службе произносятся обращенные к Богу слова с благодарением. И вся Всенощная пронизана напоминанием, о том, кто есть человек, а кто есть облик зверя, не осознавшего свои деяния. В этом заключается смысл Всенощного бдения, чтобы понять себя и свои поступки, а осознав раскаяться и приблизиться к Господу.
Источник: https://1001molitva.ru/tserkovnye-pravila-i-obychai/vsenoshchnoe-bdenie.html
Всенощное бдение — что это такое и как проходит?
В современном мире вера утратила первичную значимость для человечества, поэтому многие люди не имеют понятия, какие службы проводятся в храмах, из чего они состоят и так далее. Необходимо исправлять такое положение вещей и уяснить, что такое всенощное бдение или как его еще называют «всенощная».
Что такое всенощное бдение в церкви?
Среди всех богослужений, которые совершаются в православной церкви, можно выделить всенощное бдение, которое проводится перед великими праздниками и воскресными днями и длится оно с вечера и до восхода солнца.
В зависимости от часового пояса начинаться оно может в 4-6 ч. вечера. В истории становления христианства можно найти информацию, что иногда последование всенощного бдения совершалось в знак благодарности Господу за избавление от разных бед или победу в войнах.
К особенностям этого богослужения можно отнести следующее:
- После вечерни может проходить освящение хлеба, растительного масла, вина и пшеницы. Связано это с тем, что эти продукты раньше обязательно употребляли в пищу монахи перед богослужением.
- Полное последование всенощного бдения включает чтение во время утрени отрывков из Евангелия и пение великого славословия, где человек выражает свою благодарность Господу за прожитый день и просит помощи, чтобы оградиться от грехов.
- За богослужением проходит помазывание верующих елеем.
Чем отличается вечерня от всенощного бдения?
- Многие верующие задаются этим вопросом, но на самом деле все просто, всенощное бдение объединяет в себе две службы: вечерню и утреню.
- Стоит заметить, что вечерня перед праздниками проводится не обычная, а великая.
- Описывая особенности всенощного бдения, важно упомянуть и то, что во время этого богослужения многие произведения исполняются церковным хором, что добавляет особую красоту действу.
Из каких служб состоит всенощное бдение?
Богослужение традиционно проводят накануне церковных праздников и воскресных дней. Состав всенощного бдения такой: вечерня, утреня и первый час.
Бывают случаи, когда богослужение может начинаться великим повечерием, которое будет переходить в вечерню. Такая схема обязательно используется перед Рождеством Христовым и Крещением.
В некоторых храмах после завершения службы священнослужители проводят исповеди, где люди могут покаяться в своих грехах.
Такое богослужение способно освободить душу человека от негатива и дурных мыслей, а еще расположить к принятию благодатных даров. Всенощное богослужение символизирует историю Ветхого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения.
- Начало всенощного бдения называется Великой вечерней, которая служит изображением основных ветхозаветных историй. Открываются Царские врата и знаменуется творение Святой Троицей мира.
- После этого поется псалом, который прославляет премудрость Творца. Во время этого священник кадит храм и верующих.
- После закрытия Царских врат, что символизирует совершение первого греха Адамом и Евой, молитва совершается перед ними. Поются стихи «Господи, воззвав к Тебе, услыши мя», которые напоминают людям их бедственное положение после грехопадения.
- Читается стихира, посвященная Божьей Матери, и во время этого священник выходит из северных дверей алтаря и входит в Царские врата, что олицетворяет собой появление Спасителя.
- Структура всенощного бдения подразумевает переход к утрене, которая означает наступление времени Нового Завета. Особое значение имеет полиелей – торжественная часть богослужения, во время которого прославляют милость Господа за дарование Спасителя.
- Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, и исполняется канон.
Сколько длится всенощное бдение?
В современном мире такое богослужение длится в большинстве случаев около 2-3 ч. Подобное сокращение связано, скорее всего, с тем, что не все люди могут выстоять долгую службу в церкви.
Выясняя, сколько длится всенощное бдение в церкви, стоит указать, что раньше эта богослужение длилось дольше, поскольку оно начиналось вечером и проводилось до самого утра. Отсюда и возникло его название.
Самым продолжительным всенощным бдением, которое проводится в наше время, является Рождественское.
Источник: https://womanadvice.ru/vsenoshchnoe-bdenie-chto-eto-takoe-i-kak-prohodit
Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться
«Аз есмь путь и правда и животик» — слова, произнесенные Тем, перед чьим Лицом погибают все вопросцы, поэтому что Он — единственный ответ. И Он призвал нас всех к покаянию. Но можно ли прийти к этому кроме Церкви? Нет! О этом молвят все святые отцы в собственных писаниях.
Будем веровать в истинность их слов, не взирая на резоны людей с «Богом в сердечко». На вопросец о том, как жить, Господь отдал конкретный ответ вопросительному — соблюдать заповеди. Посещение Храма заповедано нам Богом.
Лишь посещать недостаточно, находиться на службе нужно осознано, участвуя в ее действе, осознавая значимость всякого момента.
История богослужения
В древности Всенощное бдение начиналось поздно вечерком и длилось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтоб отвратить люд православный от еретиков-ариан», у каких было принято молиться ночкой. В то время и призвал Иоанн Златоуст православных собираться на ночное бдение. В неких монастырях на Востоке по сей денек сохранилась эта традиция.
Античные христиане молились непрестанно, совершая так именуемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в Храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час.
Это — служения всякого денька, которое совершается безпрерывно. Сейчас часы присоединены к длительным службам.
Всенощное бдение выходит за границы часов, так как эта служба положена лишь намедни Величавых Праздничков (к ним относится и Воскресение), оставаясь но также составляющей «дневного круга».
- Денек церковный начинается не с утра, а вечерком. Так что, Всенощное бдение начинает новейший денек и является преддверием Божественной Литургии.
- Практика ночных бдений была введена старыми монахами, а потом закреплена в Иерусалимском уставе. Конкретно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Раскрывается же Типикон (церковный утомившись) Всенощным бдением, т. е конкретно эта служба «открывает ворота»….
Образ Всенощной
Любая церковная служба — это и воспоминание, и реальная действительность, утверждающая присутствие Бога в нашей жизни, живого Бога «с этого момента и до века».
Строгие каноны и их соблюдение нужны! Если б до этого (в протяжении 2000 лет) кто-нибудь из священства дозволил бы для себя отойти от канона, то сейчас от православной службы в первозданном виде ничего бы не осталось.
Волнение священника на службе — понимание присутствия Божия и опасение нарушения даже малости, так как ничто в этот момент не быть может мелочью.
У каждой службы — собственный образ, есть он и у Всенощной— величавой службы, содержащей внутри себя вечерню и утреню. Во время Всенощной эти службы проводятся наиболее торжественно (то, что читается на вечерне в будний денек, на Всенощной поет хор и т. д.). Не достаточно того, на Всенощной возникают доп моменты — лития и полиелей.
Почему любая Всенощная повторяется и повторяется вновь? Поэтому что Бог находится в нашей жизни постоянно. Служба — это не попросту напоминание, это — утверждение. «Я — этот же, что был до этого». Другими словами, все это вновь происходит сейчас, как и распятие Христа, которого мы распинаем вновь и вновь своими сознательными грехами.
Есть над чем задуматься?
Итак, две главные части Всенощной — вечерня и утреня:
- Вечерня базирована на ветхом завете, мы проходим через него в эти моменты,
- Утреня — Завет Новейший, Рождение Спасателя. Утреня — это удовлетворенность, утренняя заря. Любой момент важен и имеет свое сакральное значение.
Всенощная
- Вечерня — это еще состояние ветхого Адама, начало нашего творения. Но это и предчувствие явления Мессии. Колокольный гул предваряет ее, благовест и трезвон. Намедни воскресного денька звонарь звонит в воскресный колокол, читая кафисму «безгрешных» (17-я кафисма) либо 50-й псалом.
- Заканчивается благовест трезвоном во все колокола, исключая колокол Торжественный. Вечерня Всенощной названа Величавой, так как такой и является. Священнослужители облачаются в священные одежки и совершают каждение алтаря. Звучным возгласом «Востаните!» диакон обращается к народу, призывая молящихся.
- Позже — испрашивает благословение у священника и начинает служение.
Начало «ветхозаветной» вечерни
Вечерню постоянно начинает 103 псалом, описывающий картину творения до грехопадения. Врата открыты, как до этого были открыты для Адама и Евы.
Священнослужители кадят храм и молящихся, что олицетворяет благодать Божию при творении людей.
Падением эти двери были закрыты, и человек просит Бога о милости, о прощении: запираются королевские врата и диакон читает величавую ектению, т. е. прошение.
Псалом «Блажен супруг…» будто бы продолжает ее, демонстрируя путь, которым следует идти далее. Тот же Псалом предвосхищает рождение Мессии — «яко лист Его не отпадет».
Стихиры, которые поются далее, также молвят о покаянии, они чередуются с чтением псалмов.Опять совершается каждение храма, молящиеся требуют Бога о прощении.
Крайняя стихира «догматик» практически предвосхищает рождение Христа. Посвящена она Деве Марии.
Дальше — загадочный момент, дающий надежду: открытие Королевских Ворот и вход… Спасение человека — во Христе, который грядет. Диакон произносит: «Премудрость, прости!», что значит «стойте прямо!», священник благословляет вход, а хор в это время поет «Свете Тихий», ибо не в величавой славе сошел на землю Господь, а в величавой тихости.
Дальше диакон читает прокимен и просительную ектению, последующее действо — лития, которая олицетворяет собой евангельскую историю, когда Христос накормил 5 тыщ людей пятью хлебами.
Лития совершается у западных дверей, куда выносят 5 пшеничных хлебов, пшеницу, вино и елей. Священник благословляет их. В древности молящиеся в этом момент вкушали хлеб и вино, чтоб не изнемочь и продолжать службу далее, уже до утра.
В наших храмах хлеб с вином раздают на всенощной позднее, сходу опосля елеопомазания.
Стихиры на стиховие — это особенные стихи, которые завершает молитва праведного Симона, взявшего на руки малыша Христа «сейчас отпущаеши, Владыко».
Момент особый! Он гласит о погибели старенького и рождении новейшего, о попрании погибели. Вечерня близится к окончанию.
Крайнее песнопение ее — «Богородице Дево радуйся», ибо свершилось, исполнилось обетование, которого ждали наиболее 8 тыс. лет. «Благословенье Господне на вас..»
«Новозаветная» утреня
Начинается утреня с Ангельского пения «Слава в Вышних Богу..». Теми словами, которыми повстречали рождение Спасателя Ангелы. Дальше читают 6 особенных псалмов, именуемых «шестопсалмие».
Это — воспоминание Вифлеемской ночи, ожидание Рождества, образ ночи. Вот почему при чтении шестопсалмия в Храме гасят все свечки.
В этот момент, пред закрытыми Королевскими воротами, в мгле священник читает утренние молитвы, предвещающие Зарю.
Опосля чтения мирной ектении диакон возглашает звучно: «Бог Господь, и явися нам..», этот возглас гласит о том, что Спасатель пришел в мир, реализовалось предсказание. Читаются кафисмы из Псалтири.
Полиелей, чтение Евангелия и елеопомазание — самая праздничная часть службы. Полиелей означает «много милости», в неких вариантах слово переводят как «много масла», так как елей постоянно числился олицетворением милости Божией.
В этот момент читаются похвальные стихи, открываются Врата, загораются свечки, священнослужители кадят вполне весь храм, поют торжественные тропари.
Дальше — читают торжественное Евангелие, «Воскресение Христово видевши» (если денек воскресный) и совершают священный ритуал елеопомазания, перед которым верующие подступают к Торжественной иконе, находящейся в центре храма, и к Святому Евангелию.
По окончании елеопомазания, опосля того, как священник произнесет «Милостью, щедротами…», начинается особенное чтение канона.
Канон повествует о жизни и подвигах святых угодников Божиих. Его можно именовать молитвенным произведением, которое состоит из 9 песней. Перед 9-й песней, опосля каждения, диакон возглашает величание Божьей Мамы, которому вторит хор «Честнейшую Херувим..»
Хвала
- Она заключается в чтении псалмов, ее продолжает Величавое славословие. Стихиры завершаются песнопением, посвященным Богородице и теми словами, которыми начиналась утреня: «Слава в вышних Богу». Утреня заканчивается чтением ектении и отпустом.
- Всенощное бдение завершилось, но священство еще не разошлось, они читают 1-й час, который освящает наступающий денек. Служба эта весьма короткая. Ранее она представляла отдельный чин, сейчас все часы присоединяют к долгим службам.
Продолжительность службы и авторство
- Само заглавие «Всенощная» гласит о времени служения: незначительно спустя, опосля захода солнца. У Всенощной нет 1-го создателя, как у Литургии, ее порядок складывался равномерно. 1-ые молитвы Всенощной составлены Иоанном Златоустом.
- В православных храмах служба начинается в 5 либо в 6 часов вечера, а продолжается всюду по-разному, но в среднем — до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может длиться 5 и 6 часов.
- В неких монастырях на Востоке, как и в древности, она длится до утра, когда 1-ый час вправду освещает наступающий денек с восходом солнца.
Отличие Воскресной Всенощной от Торжественной
- Всенощная служится намедни воскресения каждую недельку. На этих службах читают тропари воскресные, как и воскресное Евангелие.
- Если Всенощную служат намедни огромного Праздничка, то воскресные тропари не читают, читают торжественные. Так же — и Евангелие.
- Воскресная служба торжественна особо, ведь читают воскресные тропари, Пасхальные, произнося «Христос Воскресе!» каждое воскресенье. Да, каждое воскресенье — Пасха!
Источник: tayniymir.com
Источник: https://potokudach.ru/samorazvitie/vsenoshhnoe-bdenie-chto-jeto-kak-proishodit-i-skolko-dlitsja/
Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться
«Аз есмь путь и истина и живот» — слова, произнесенные Тем, перед чьим Лицом умирают все вопросы, потому что Он — единственный ответ. И Он призвал нас всех к покаянию. Но можно ли придти к этому помимо Церкви? Нет! Об этом говорят все святые отцы в своих писаниях.
Будем верить в истинность их слов, не взирая на доводы людей с «Богом в сердце». На вопрос о том, как жить, Господь дал однозначный ответ вопрошающему — соблюдать заповеди. Посещение Храма заповедано нам Богом.
Только посещать недостаточно, присутствовать на службе необходимо осознано, участвуя в ее действе, осознавая важность каждого момента.
История богослужения
В древности Всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось до самого рассвета.
Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтобы отвратить народ православный от еретиков-ариан», у которых было принято молиться ночью.
В то время и призвал Иоанн Златоуст православных собираться на ночное бдение. В некоторых монастырях на Востоке по сей день сохранилась эта традиция.
Древние христиане молились непрестанно, совершая так называемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в Храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это — служения каждого днкоторое совершается непрерывно.
Сегодня часы присоединены к продолжительным службам. Всенощное бдение выходит за пределы часов, поскольку эта служба положена только накануне Великих Праздников (к ним относится и Воскресение), оставаясь однако также составляющей «дневного круга».
День церковный начинается не утром, а вечером. Так что, Всенощное бдение начинает новый день и является преддверием Божественной Литургии.
Практика ночных бдений была введена древними монахами, а впоследствии закреплена в Иерусалимском уставе. Именно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Открывается же Типикон (церковный устав) Всенощным бдением, т. е именно эта служба «открывает ворота»….
Образ Всенощной
Каждая церковная служба — это и воспоминание, и настоящая реальность, утверждающая присутствие Бога в нашей жизни, живого Бога «отныне и до века».
Строгие каноны и их соблюдение необходимы! Если бы прежде (на протяжении 2000 лет) кто-либо из священства позволил бы себе отступить от канона, то сегодня от православной службы в первозданном виде ничего бы не осталось.
Волнение священника на службе — осознание присутствия Божия и опасение нарушения даже малости, поскольку ничто в этот момент не может быть мелочью.
У каждой службы — свой образ, есть он и у Всенощной— величественной службы, содержащей в себе вечерню и утреню. Во время Всенощной эти службы проводятся более торжественно (то, что читается на вечерне в будний день, на Всенощной поет хор и т. д.). Мало того, на Всенощной появляются дополнительные моменты — лития и полиелей.
Почему каждая Всенощная повторяется и повторяется вновь? Потому что Бог присутствует в нашей жизни всегда. Служба — это не просто напоминание, это — утверждение. «Я — тот же, что был прежде». То есть, все это вновь происходит сегоднкак и распятие Христа, которого мы распинаем вновь и вновь своими сознательными грехами.
Есть над чем задуматься?
Итак, две основные части Всенощной — вечерня и утреня:
- Вечерня основана на ветхом завете, мы проходим через него в эти моменты,
- Утреня — Завет Новый, Рождение Спасителя. Утреня — это радость, утренняя заря. Каждый момент важен и имеет свое сакральное значение.
Вечерня — это еще состояние ветхого Адама, начало нашего творения. Но это и предчувствие явления Мессии. Колокольный звон предваряет ее, благовест и трезвон. Накануне воскресного дня звонарь звонит в воскресный колокол, читая кафисму «непорочных» (17-я кафисма) или 50-й псалом.
Завершается благовест трезвоном во все колокола, исключая колокол Праздничный. Вечерня Всенощной названа Великой, поскольку таковой и является. Священнослужители облачаются в священные одежды и совершают каждение алтаря. Громким возгласом «Востаните!» диакон обращается к народу, призывая молящихся.
Потом — испрашивает благословение у священника и начинает служение.
Начало «ветхозаветной» вечерни
Вечерню всегда начинает 103 псалом, описывающий картину творения до грехопадения. Врата открыты, как прежде были открыты для Адама и Евы. Священнослужители кадят храм и молящихсчто олицетворяет благодать Божию при творении людей. Падением эти двери были закрыты, и человек просит Бога о милости, о прощении: закрываются царские врата и диакон читает великую ектению, т. е. прошение.
Псалом «Блажен муж…» словно продолжает ее, показывая путь, которым следует идти дальше. Этот же Псалом предвосхищает рождение Мессии — «яко лист Его не отпадет».
Стихиры, которые поются дальше, также говорят о покаянии, они чередуются с чтением псалмов.Снова совершается каждение храма, молящиеся просят Бога о прощении.
Последняя стихира «догматик» буквально предвосхищает рождение Христа. Посвящена она Деве Марии.
Далее — таинственный момент, дающий надежду: открытие Царских Врат и вход… Спасение человека — во Христе, который грядет. Диакон произносит: «Премудрость, прости!», что означает «стойте прямо!», священник благословляет вход, а хор в это время поет «Свете Тихий», ибо не в великой славе сошел на землю Господь, а в великой тихости.
Далее диакон читает прокимен и просительную ектению, следующее действо — лития, которая олицетворяет собой евангельскую историю, когда Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами.
Лития совершается у западных дверей, куда выносят пять пшеничных хлебов, пшеницу, вино и елей. Священник благословляет их. В древности молящиеся в этом момент вкушали хлеб и вино, чтобы не изнемочь и продолжать службу дальше, уже до утра.
В наших храмах хлеб с вином раздают на всенощной позже, сразу после елеопомазания.
Стихиры на стиховие — это особые стихи, которые завершает молитва праведного Симона, взявшего на руки младенца Христа «ныне отпущаеши, Владыко».
Момент особенный! Он говорит о смерти старого и рождении нового, о попрании смерти. Вечерня близится к завершению.
Последнее песнопение ее — «Богородице Дево радуйся», ибо свершилось, исполнилось обетование, которого ожидали более 8 тыс. лет. «Благословенье Господне на вас..»
Начинается утреня с Ангельского пения «Слава в Вышних Богу..». Теми словами, которыми встретили рождение Спасителя Ангелы. Далее читают шесть особых псалмов, называемых «шестопсалмие».
Это — воспоминание Вифлеемской ночи, ожидание Рождества, образ ночи. Вот почему при чтении шестопсалмия в Храме гасят все свечи.
В этот момент, пред закрытыми Царскими вратами, в темноте священник читает утренние молитвы, предвещающие Зарю.
После чтения мирной ектении диакон возглашает громко: «Бог Господь, и явися нам..», этот возглас говорит о том, что Спаситель пришел в мир, сбылось пророчество. Читаются кафисмы из Псалтири.
Полиелей, чтение Евангелия и елеопомазание — самая торжественная часть службы. Полиелей значит «много милости», в некоторых случаях слово переводят как «много масла», поскольку елей всегда считался олицетворением милости Божией.
В этот момент читаются хвалебные стихи, открываются Врата, зажигаются свечи, священнослужители кадят полностью весь храм, поют праздничные тропари.
Далее — читают праздничное Евангелие, «Воскресение Христово видевши» (если день воскресный) и совершают священный обряд елеопомазаниперед которым верующие подходят к Праздничной иконе, находящейся в центре храма, и к Святому Евангелию.
По окончании елеопомазанипосле того, как священник произнесет «Милостью, щедротами…», начинается особое чтение канона.
Канон повествует о жизни и подвигах святых угодников Божиих. Его можно назвать молитвенным произведением, которое состоит из девяти песней. Перед 9-й песней, после кажденидиакон возглашает величание Божьей Матери, которому вторит хор «Честнейшую Херувим..»
Она заключается в чтении псалмов, ее продолжает Великое славословие. Стихиры заканчиваются песнопением, посвященным Богородице и теми словами, которыми начиналась утреня: «Слава в вышних Богу». Утреня завершается чтением ектении и отпустом.
Всенощное бдение закончилось, но священство еще не разошлось, они читают 1-й час, который освящает наступающий день. Служба эта очень краткая. Раньше она представляла отдельный чин, теперь все часы присоединяют к длительным службам.
Длительность службы и авторство
- Само название «Всенощная» говорит о времени служения: немного спустпосле захода солнца. У Всенощной нет одного автора, как у Литургии, ее порядок складывался постепенно. Первые молитвы Всенощной составлены Иоанном Златоустом.
- В православных храмах служба начинается в пять или в шесть часов вечера, а длится везде по-разному, но в среднем — до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может длиться 5 и 6 часов.
- В некоторых монастырях на Востоке, как и в древности, она продолжается до утра, когда первый час действительно освещает наступающий день с восходом солнца.
Отличие Воскресной Всенощной от Праздничной
- Всенощная служится накануне воскресения каждую неделю. На этих службах читают тропари воскресные, как и воскресное Евангелие.
- Если Всенощную служат накануне большого Праздника, то воскресные тропари не читают, читают праздничные. Так же — и Евангелие.
- Воскресная служба торжественна особо, ведь читают воскресные тропари, Пасхальные, произнося «Христос Воскресе!» каждое воскресенье. Да, каждое воскресенье — Пасха!
Источник: https://2018-2019.ru/vera/vsenoshhnoe-bdenie-chto-jeto-kak-proishodit-i
Всенощное бдение – что это такое простыми словами
По сути это праздничная служба в храме или церкви, которая объединяет службу великой вечерни или великого повечерия и утрени и первого часа. Это очень древняя практика, обычай сформировался примером Спасителя и Св. Апостолов.
Окончательную форму это богослужение приняло во времена Святого Иоанна Златоуста.
Сегодня в приходах и в монастырях, вне зависимости от того, где территориально они расположены, совершаются вечером. Сегодня перед тем, как будет проведено всенощное бдение, обязательно проводится служба девятого часа.
Праздники, перед которыми проводится всенощное бдение
Есть несколько праздников, накануне которых проводится всенощное бдение, а именно:
- Воскресение.
- Двунадесятые.
- Отмеченные специальным знаком в Типиконе.
- Храмовые праздники.
- Празднество, которое проводится по инициативе настоятеля храма, а так же традиционные и общепринятые празднества по обычаям региона, в котором находится храм.
Бдение – именно так именуется иногда ночная молитва, которую совершают верующие келейно. Священники именуют молитву в ночное время истинной добродетелью в христианстве.
Современные люди всецело погружены в суету и попечение, чтобы понять и обрести настоящую духовную свободу, обычного богослужения недостаточно, оно должно быть длительным.
Такая служба предшествует литургии, являющейся главным церковным богослужением. Своим сакральным смыслом литургия символизирует Царство времен будущих и Божие Царство, то всенощное как нельзя лучше символизирует времена минувшие, то время, о котором написана величайшая книга, о временах Нового и Ветхого заветов.
Сколько длится всенощное бдение
- Перед этой службой всегда нужно проводить Великую вечерню, символизирующую и воспевающую ключевые и основные сюжетные линии Ветхого завета, таких как: создание нашего мира, слабость человека перед соблазнами, грехопадение людское, молитвы и появление надежды на то, что будущее дарует спасение.
- Священнослужитель кадит церковь и прихожан, которые молятся, а так же упоминается о том, что первые люди жили в раю, ведь Бог был рядом с ними, исполняя людей благодатью святого духа. Человек не смог оценить такой дар и согрешил, за что Бог наказал их, изгнав из рая, пред вратами которого теперь и происходят молитвы.
- Сегодня такое богослужение длится несколько часов, в среднем 2,5 часа, что в несколько раз меньше, чем ранее. Сокращение службы обусловлено тем, что далеко не каждому прихожанину под силу вынести длительную службу.
- В нашей стране и на территории стран бывшего СНГ всенощное бдение проводится в период с 5 вечера до 10 вечера, довольно редко служба длится больше 3 часов.
Чем отличается всенощное бдение от вечерни – вечернего богослужения?
- Для священнослужителей и людей глубоко верующих различия есть, хоть и незначительные. Для всех остальных, кто посещает храмы только по праздникам и особым случаям, разница заключается лишь в продолжительности богослужения.
- Вечернее богослужение и Всенощное бдение проводятся накануне больших православных и церковных праздников и в субботу, перед воскресеньем.
- Вечернее богослужение начинается в 4 часа вечера и длится до окончания суток, то есть до полуночи.
- Несколько позже время службы сократили, после того, как частенько прихожанам становилось плохо из-за длительного стояния. Более того, сегодня многие храмы и церкви не практикуют одновременное проведение утреннего и вечернего богослужения, проводится или одно или другое.
Даже если вы не посещаете все церковные службы в силу обстоятельств, нет причин удручаться, ведь все священнослужители говорят, что вера должна быть в сердце и от посещения храмов никак не зависит.
Источник: https://kreditnyi-zaym.ru/vsenoshhnoe-bdenie-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/
Всенощное бдение: толкование церковного богослужения
Православное богословие и традиция имеют много терминов, которые до сих пор произносят на древнем славянском языке. Один из таких — всенощная. Для каждого верующего важно знать своё вероисповедание, а не просто слепо слушаться священника. Вера, которая не имеет твёрдого основания не является истинной. Апостол Иаков писал: «даже бесы веруют», но их вера не приносит никакой пользы.
Каждый человек имеет возможность обратиться к священнослужителю для того, чтобы получить ответ на интересующие его вопросы. Бог создал Церковь для того, чтобы люди приходили и получали знание и наставления в истине.
Что это такое
Всенощное бдение или Всенощная является радостным праздником для всех православных Христиан. Длится это общение верующих обычно от заката и до рассвета. Поэтому и называется бдением, так как прихожане и служителя церкви будут бодрствовать всю ночь. Сколько будет длиться богослужение также зависит от временных сезонов. Например, зимой с 18:00 до 6:00, а летом с 21:00 до 5:00.
Славянская церковная традиция считает, что по отношению к этому случаю более духовно будет употреблять фразы как: я иду ко всенощной; я возвращаюсь от всенощной и т. д.
Иногда люди, в ежедневной речи, могут употреблять термин «всенощная» в смысле пасхального богослужения, которое происходит ночью и состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.
Римско-католическая церковь празднует аналогичным образом Вигилию (от латинского vigilia).
Всенощное бдение имеет обычай быть проведённой накануне следующих событий:
- Воскресных дней.
- Двунадесятых праздников.
- Праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе.
- Дней храмовых праздников.
- Любого другого праздника в соответствии с настоятелем храма или с местной традицией.
В промежуток от вечерней до утреней, после ектеньи проводится лития — усиленное моление. Христиане призываются одним сердцем избавиться от всех лишних мыслей и полностью посвятить себя взыванию к Всевышнему.
История и значение
Толкование всенощного бдения очень простое — это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.
Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.
Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.
Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.
Во II—III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь.
Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого.
Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.
Как происходит
Молитвенные ночи имеют глубокий духовный смысл. Церковь провозглашает что красивый свет захода солнца изображает духовный образ света Христа.
А также взгляд молящихся людей направляется на будущий свет Божьего Царства. Господь обещал, что придёт за теми, кто ждут Его.
И Его пришествие будет в присутствии святых ангелов, которые будут нести радость тем, кто веруют, и разочарование и суд — отвергшим Божьего Сына.
Сравнить всенощное бдение можно с принципом, который присутствует в наше культуре на Новый год. Люди расстаются с плохим и приветствуют хорошее. Таким же образом христиане, при бдении, празднуют новое начало; тьма уходит, а свет торжествует. Невозможно уйти не изменённым с такого служения. Поэтому бдение служит как приготовление к Божественной литургии и к Евхаристии.
Сколько длится такое богослужение
- Канон на всенощном бдении имеет свои особенности и должен соответствовать определённым критериям. Такое служение имеет довольно длинное последование, состоящий из более чем 20 действий.
- На данный момент исходя из того, что среди верующих есть старые и немощные, традиция может быть более снисходительной к людям. Таким образом, возможно побыть на служении несколько часов, а потом возвратится домой.
Исповедь во время всенощного бдения
- Одно из важнейших составляющих молитв прихожан является исповедь своих грехов перед Богом. Помимо исповеди перед священником, каждый христианин должен приходить к Богу с молитвами и с исповедью. Исповедь имеет в себе огромную силу. Апостол Иоан побуждает нас жить во свете, и не оставаться в темноте.
- Грех по своей природе любит темноту. Но мы можем его победить, только если выносим его на свет. Свет освящает людей и показывает им какими они являются. Бог хочет, чтобы христиане исповедовались. Церковь объясняет, что бдение может помочь человеку избавиться от плохих и греховных привычек.
Структура богослужения
Такой древний обряд имеет историческое значение и является символом Ветхого и Нового Заветов. Структура, которая применяется на таких богослужениях следующая:
- Первую часть именуют Великой Вечерней. Здесь ставится акцент на разъяснении и пояснении событий из времён Ветхого Завета. Затем отворяются царские врата. Это символизирует сотворение мира, а именно Триединым Богом. В Своём Вечном плане, Святая Троица имела в виду сотворение земли, человека и всё что есть в бытии.
- Следует торжественное чтение Псалма. Текст служит для прославления Троицы — Бога Отца, Сына и Святого Духа. Священник должен вести таким образом, чтобы верующие чувствовали величие Бога. А также в это время он будет кадить людей и храм.
- После закрывания врат читается молитва. Это означает что Адам согрешил, и в нём всё человечество. Человек потерял правильную связь с Богом и отделился от Его славы. На этом этапе читаются стихи из Писаний, говорящие о греховности и беспомощности человека. Объясняется что, по причине грехопадения, в мир зашли зло, боль, болезни, ненависть, убийство и смерть.
- Затем следует чтение стихира Божьей Матери. Здесь становиться понятным, что Бог отдал Сына Своего Единородного, Который родился в мир через Деву Марию. Бог проявил милость к созданию, отвергшему Его, и дал нам Спасителя, Который есть Царь и Господь.
- Когда вечерня сменяется утреней, понимается что настало время Нового Завета. Времена незнания прошли и пришла полнота Божьего откровения в крови Иисуса Христа.
- Обязательной частью богослужения является и чтение Евангелия и исполнение канона.
Таким образом, объясняется весь Евангелия. Люди имеют возможность понять Кем является Бог, насколько Он свят и всемогущ; мы ослушались Его и согрешили; но Он, в Своей великой милости, послал нам Спасителя. В следствии, человек может уверовать в самые важные учения христианства и присоединится к Церкви.
Евангелия может утолить нужду наших сердец полностью и исключительно. Не стоит думать что если мы принадлежим христианскому вероисповеданию и церкви, то мы уже не нуждаемся не в чём. Бог — нужда сердца христианина.
Он создал нас для Себя и наши души не будут иметь покоя, пока не найдут его в Нём. Помимо спасения, которое обретается через веру в Иисуса Христа, христианин имеет нужду в постоянном освящении.
Поэтому следует продолжать молится и очищать свои души каждый день, пока Господь не придёт.
Источник: https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/vsenoshhnoe-bdenie-tolkovanie-tserkovnogo-bogosluzheniya.html
Всенощное бдение
Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.
Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.
- Всенощная начинается с великой вечерни Вход на вечерне. В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.
Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).
- Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поет: «Аминь».
- Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю.
- После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали.
После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу.
- Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению. После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия.
И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.
- Далее поются стихиры на «Господи, воззвах». Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.
- Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии. Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат.
- Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию.
- Хор поет песнопение «Свете Тихий», говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.
После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.
Лития
Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.
После литии поются «стихиры на стиховне», то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес святой праведный Симеон, с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки.
Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.
Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся». Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах.
Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога.
Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.
Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий
В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа.
Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят.
Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы.
Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне». Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.
После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей.
Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво, потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея.
Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма.
Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор», рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.
Каждение
Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.
После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше».
Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.
Чтение Евангелия
Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам.
С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10).
Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.
Миропомазание
После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием…» — начинается чтение канона.
Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.
Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа…». Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».
После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес», «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами».
На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие.
Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу…» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.
После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.
Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.
Источник: https://pravoslavie.ru/105000.html