Возникновение христианской религии связано с Воскрешением и Вознесением Иисуса Христа. Единым христианство просуществовало вплоть до 1054 года, который ознаменовался расколом.
Изначально возникло две конфессии: православие и католицизм, но шестнадцатый век, в связи с попыткой реформирования католической церкви Мартином Лютером, дал начало новому направлению – протестантизму.
Однако, наиболее распространенными продолжают оставаться православие и католицизм, которые имеют схожие и отличительные черты. Далее мы рассмотрим, в чем состоит разница между католиками и православными.
Чем отличаются католики и православные христиане
Католичество и православие — главные различия
Наиболее существенное отличие приверженцев католицизма с православными интерпретируется в разнообразии пониманий Церковного единства. Одним из центральных противоречий считается признание католиками Папы единым главой Церкви и полное игнорирование этого утверждения православными, хотя у них одинаковые вера и таинства.
Также значительными в этих направлениях считаются такие расхождения:
- католики обосновывают, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога Отца.
- Православная Церковь не одобряет разрыв бракосочетания, но в отдельных случаях его разрешает. Католическая Церковь, мотивируя тем, что брак заключается единожды и на всю жизнь, ультимативно воспрещает разводиться;
- Православие отрицает наличие чистилища, о существовании которого твердит католицизм;
- Католическая Церковь полагает, что Папа Римский всегда безошибочен в вопросах веры и морали ведь он, при поддержке епископов, признает идеологию Католической Церкви, ее многовековые верования. Православные же верующие, игнорируя мнения католиков, бесспорно принимают лишь решения Вселенских Соборов;
- православные крестятся справа налево, поскольку перемещение руки в таком порядке считается победой божественного над дьявольским, ведь в христианстве под левой стороной подразумевается дьявольское, а под правой – божественное. Католики крестятся слева направо, тем самым символизируя победу над грехом;
- Таинства исповеди присущи всем христианам, но католики практически всегда пользуются специально отведенными местами – исповедальнями, где на небольшой скамейке сбоку от священника преклоняют колена. В православии тот, кто исповедуется с Евангелием и тот, кто исповедует пребывают с Распятием на виду у других прихожан, хотя и на небольшой дистанции от них.
На данном этапе существует еще ряд отличий, которые формируют определённую конфронтацию между концессиями.
Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?
Апостол Петр основал в Риме церковь, которую возглавил Папа (в переводе «Отче наш»). Атмосфера тех времен вызывала страх гонения, поэтому мало кто был согласен стать главой. В то время главенствовали четыре старейших Церкви:
- Константинопольская;
- Александрийская;
- Иерусалимская;
- Антиохская.
Со временем в церквях начались разногласия, которые только усугублялись. С падением власти Рима верховенство церкви перешло к Патриарху Константинопольскому. Папа Римский был не удовлетворён сложившейся ситуацией. Свое право верховодить он обосновывал тем, что именно Рим был местом жительства и казни апостола Петра, которому были вручены ключи от рая Спасителем.
В 1054 году Папой Римским Львом IX был составлен акт об отлучении Константинопольского Патриарха и всей Восточной Церкви – это стало основной причиной того, что церковь раскололась на католическую и православную. Со временем Патриарх Михаил созвал собор, и это событие вошло в летопись как отлучение от церкви и прекращение поминовения пап в восточных церквях.
Можно выделить ряд причин раскола церкви:
- отличие языков богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви);
- отличающиеся между западной (Рим) и восточными (Константинополь) церквями догматы и обряды;
- Папа Римский предъявил претензии на главенство церковью и над Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами.
1965 год ознаменовался отменой Взаимных анафем Главой Константинопольской православной церкви Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и подписанием Совместной Декларации. Несмотря на это, расхождения между двумя церквями существуют по сей день.
Как следствие реформ возникли различные христианские течения:
- православие;
- католицизм;
- протестантизм.
Каждое из них содержит несколько конфессий.
Православие теперь – это объединение греческого, российского, грузинского, сербского, украинского и других патриархатов, которые также имеют ответвления. Среди католиков выделяют римско- и греко-католиков. А в протестантизме выделилось множество конфессий, которые и не сосчитать.
Но основой всех течений были и остаются Христос и вера в Святую Троицу.
Догматы католической церкви
Основные догматы католической церкви заключаются в следующих позициях:
- Filioque – Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына;
- Целибат — догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов;
- Священное Предание католиков содержит в себе решения, которые были приняты уже после семи Вселенских соборов, и Папские послания;
- Чистилище — это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточная «станция» (чистилище), где можно искупить грехи;
- Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении;
- Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.
Догматы православной церкви
- Убеждение православных в том, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, что закреплено в Символе веры;
- В целибат православие придерживается только монахами, остальное духовенство вступает в брак;
- Священное придание для них – древняя устная традиция, постановления первых 7-ми Вселенских Соборов;
- У них отсутствует догмат о чистилище;
- Отсутствует учение переизбытке добрых дел Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов (“сокровищнице благодати”), которое позволяет “черпать” из этой сокровищницы спасение;
- Причащение мирян и духовенства Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя».
Чем отличаются католики и православные христиане was last modified: Март 3rd, 2019 by Bogolub
Источник: https://bogolub.info/chem-otlichayutsya-katoliki-i-pravoslavnye-xristiane/
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».
Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».
Православие | Католицизм |
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. | Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. |
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. | Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. |
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. | Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. |
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. | Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. |
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. | Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. |
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. | Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле. |
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. | Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки. |
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. | При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся. |
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. | Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями. |
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). | Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). | Месса совершается на пресном хлебе (Гостия). |
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. | Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются. |
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. | Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. |
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. | Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок». |
— | Учение об индульгенциях. |
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. | Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. |
Православие | Католицизм |
Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. | Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти. |
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. | Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»). |
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. | Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни). |
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. | В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда. |
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. | Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах. |
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. | Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле. |
Детей начинают причащать с младенчества. | К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет. |
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. | Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. |
Целибат обязателен только для монахов. | Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов). |
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых). | Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою). |
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. | Минимальный евхаристический пост составляет один час. |
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. | В католическом богослужении чаще всего используется орган. |
В храмах нередко отсутствуют скамейки для молящихся, верующие благоговейно молятся стоя. | В храмах чаще всего присутствуют скамьи для молящихся, верующие молятся сидя. |
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. | Брак принципиально нерасторжим. |
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. | Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др. |
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. | Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». |
Принят термин «освящение воды». | Принят термин «благословение воды». |
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. | Католическое духовенство, как правило, безбородо. |
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. | Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация. |
Монастыри различаются лишь уставом. | Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации. |
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). | В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. |
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. | Используется григорианский календарь. |
Наиболее значимые сходства православия и католицизма
Православие | Католицизм |
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос. | |
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым. | |
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. | |
Имеют апостольское преемство. | |
Имеют семь церковных Таинств. | |
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания. | |
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. | |
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу. | |
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г. | |
Имеют общее представление о семье. | |
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека. | |
Не признают гомосексуальные браки. | |
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире. |
Взаимное влияние православия и католицизма
Влияние православия на католицизм | |
1 | При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции. |
2 | Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора. |
3 | В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах. |
4 | Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов. |
5 | Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви |
Влияние католицизма на православие | |
1 | Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе. |
2 | Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах. |
3 | Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру. |
6 | Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи. |
7 | Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия. |
Источник: https://azbyka.ru/shemy/pravoslavie-i-katolitsizm.shtml
В чем разница между католиками и православными
Познакомившись в Европе с традициями церковной церкви и пообщавшись по возвращению с батюшкой, нашла, что между 2-мя направлениями христианства много общего, но есть и принципные отличия православия от католицизма, в числе остального повлиявшие на раскол некогда единой христианской церкви.
В собственной статье решила легкодоступным языком поведать о различиях церковной церкви от православной и их общих чертах.
Незначительно теории: как и по каким причинам христианская церковь разделилась
Хотя церковники обосновывают, что дело в «непримиримых религиозных расхождениях», учёные убеждены, что это было, до этого всего, политическое решение. Напряжение между Константинополем и Римом принудило духовников находить повод узнать дела и методы разрешения появившегося конфликта.
Не увидеть уже тогда закрепившиеся на Западе, где главенствовал Рим, индивидуальности, хорошие от принятых в Константинополе, было трудно, потому за это и зацепились: различное устройство в вопросцах иерархии, нюансы вероучения, проведение таинств – использовалось всё.
Благодаря политической напряжённости была выявлена имеющаяся разница между 2-мя традициями, существующими в различных частях распавшейся Римской империи. Предпосылкой сложившегося своеобразия стали различия в культуре, складе ума западной и восточной частей.
И, если существование 1-го мощного огромного страны делало церковь единой, с его исчезновением связь между Римом и Константинополем ослабела, содействуя созданию и укоренению в западной части страны неких нехарактерных Востоку традиций.
Разделение некогда единой христианской церкви по территориальному признаку вышло не в один миг. Восток и Запад шли к этому годами, устроив в 11 столетии кульминацию. В 1054 году во время Собора Патриарх Константинопольский был низложен посланниками Папы Римского.
В ответ он кинул анафеме посланцев Папы. Главы других патриархатов разделили позицию Патриарха Миши, и раскол углубился. Окончательный разрыв относят к временам 4-ого крестового похода, подвергшего разграблению Константинополь. Так, единая церковь христиан раскололась на католическую и православную.
На данный момент христианство соединяет воединыжды три различных направления: православную и католическую церковь, протестантизм. Единой церкви, объединяющей протестантов, нет: деноминации исчисляются сотками. Церковная церковь цельна, управляет ею Папа Римский, которому подчиняются все верующие и епархии.
15 независящих и признающих друг дружку церквей составляют актив православия. Оба направления представляют собой религиозные системы, включающие свою иерархию и внутренние правила, вероучение и богослужение, культурные традиции.
Общие черты католицизма и православия
Последователи обеих церквей веруют во Христа, считают Его примером для подражания, стараются следовать Его заповедям. Священное писание для их – Библия.
У основания традиций католицизма и православия находятся апостолы-ученики Христа, основавшие христианские центры в больших глобальных городках (на эти общины и опирался христианский мир). Благодаря им оба направления владеют таинствами, похожим вероучением, возносят одних и тех же святых, имеют однообразный Знак веры.
Последователи обеих церквей верят в силу Святой Троицы.
Взор на формирование семьи в обоих направлениях сходится. Заключение брака между мужиком и дамой происходит с благословения церкви, считаясь таинством. Однополые браки не признаются. Вступление в интимные дела до бракосочетания недостойно христианина и считается грехом, а однополые – тяжким грехопадением.
Последователи обоих направлений соглашаются с тем, что и католическое, и православное направления церкви представляют христианство, пусть и по-разному. Различие для их значимо значительно и непримиримо, что наиболее тыщи лет нет единства в методе богослужения и причащения Тела и Крови Христа, потому вкупе они причащения не совершают.
Православные и католики: в чём разница
Результатом глубочайших религиозных расхождений между Востоком и Западом явилась схизма, произошедшая в 1054 году. Представители обоих направлений утверждают о разительных различиях между ними в религиозном миропонимании. О таковых противоречиях пойдёт речь дальше. Для простоты осознания составила специальную таблицу различий.
Сущность различия | Католики | Православные | |
1 | Мировоззрение относительно единства Церкви | Считают нужным наличие единой веры, таинств и главы Церкви (Папы, естественно) | Считают нужным единство веры и совершения таинств |
2 | Различное осознание Вселенской Церкви | Принадлежность поместной к Вселенской Церкви подтверждается общением с римско-католической церковью | Вселенская Церковь находит воплощение в поместных церквях под управлением епископа |
3 | Разная трактовка Знака Веры | Святой Дух испускается Отпрыском и Папой | Святой Дух испускается Папой либо исходит от Отца через Отпрыска |
4 | Таинство брака | Заключение супружеского союза между мужиком и дамой, благословляемого служителем церкви, происходит на всю жизнь без способности развода | Брак между мужиком и дамой, благословляемый церковью, заключается до окончания земного срока супругов (в неких ситуациях допускаются разводы) |
5 | Наличие промежного состояния душ опосля погибели | Провозглашённый догмат о чистилище подразумевает наличие опосля погибели физической оболочки промежного состояния душ, которым уготован рай, но они не могут пока взойти на Небеса | Чистилище, как понятие, в православии не предвидено (есть мытарства), но в молитвах за усопших идёт речь о душах, оставшихся в неопределённом состоянии и имеющих надежду обрести райскую жизнь опосля окончания Ужасного Суда |
6 | Зачатие Богородицы Девы Марии | В католичестве принят догмат о Безгрешном зачатии Богородицы. Имеется в виду, что при рождении Мамы Иисуса первородного греха совершено не было | Почитают Деву Марию как святую, но считают, что рождение Мамы Христа вышло с первородным грехом, как у хоть какого другого человека |
7 | Наличие догмата о пребывании тела и души Девы Марии в Царствие Небесном | Догматически закреплено | Догматически не закреплено, хотя последователи православной церкви поддерживают это суждение |
8 | Главенство Папы Римского | Согласно соответственному догмату Папа Римский считается главой Церкви, имея непреложный авторитет по главным религиозным и управленческим вопросцам | Главенство Папы Римского не признаётся |
9 | Количество обрядов | Употребляются несколько обрядов, включая византийский | Главенствует единственный (византийский) ритуал |
10 | Принятие высших церковных решений | Управляется догматом, провозглашающим безошибочность Главы Церкви по вопросцам веры и морали при условии утверждения решения, согласованного с епископами | Убеждены в безошибочности только Вселенских Соборов |
11 | Управление в деятельности решениями Вселенских Соборов | Управляется решениями 21 Вселенского Собора | Поддерживает и управляется решениями, принятыми на 7 первых Вселенских Соборах |
Подытоживаем
Невзирая на многолетний раскол между церковной и православной церквями, преодоление которого в ближнем будущем не предвидится, существует масса похожих моментов, свидетельствующих о общих истоках.
Различий много, так существенных, что объединение 2-ух направлений не представляется вероятным. Но вне зависимости от различий, католики и православные веруют в Иисуса Христа, несут по свету Его учение и ценности. Людские ошибки разделили христиан, но вера в Господа дарит единство, о котором молился Христос.
Источник: tayniymir.com
Источник: https://potokudach.ru/samorazvitie/v-chem-raznica-mezhdu-katolikami-i-pravoslavnymi/
В чем разница между православными и католиками?
Христианство является доминирующей религиозной конфессией на планете. Число ее последователей исчисляется миллиардами человек, а география охватывает большинство развитых стран мира. Сегодня она представлена множеством ветвей, самыми значительными из которых являются католики и православные. В чем разница между ними? Чтобы узнать это, нужно окунуться в глубь веков.
Исторические корни схизмы
Великий раскол христианской церкви или схизма произошел в 1054 году. Ключевые моменты, которые легли в основу фатального разрыва:
- Нюансы проведения богослужения. В первую очередь, наиболее остро стоял вопрос, на пресном или квасном хлебе проводить литургию;
- Непризнание Римским престолом концепции Пентархии. Она предполагала равное участие в решении вопросов богословия пяти кафедр, расположенных в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии и Константинополе. Латиняне традиционно выступали с позиции папского примата, чем сильно оттолкнули от себя остальные четыре кафедры;
- Серьезные богословские споры. В частности, относительно сущности Триединого Бога.
Формальным поводом для разрыва стало закрытие греческих церквей в Южной Италии, подвергшейся нормандскому завоеванию. На это последовал зеркальный ответ в виде закрытия латинских храмов в Константинополе. Последняя акция сопровождалась глумлением над святынями: Святые Дары, приготовленные для литургии, были растоптаны.
В июне–июле 1054 года состоялся взаимный обмен анафемами, что означало раскол, который продолжается до сих пор.
В чем различие между католиками и православными?
Раздельное существование двух основных ветвей христианства продолжается вот уже почти тысячу лет. За это время успел накопиться большой массив существенных различий во взглядах, которые касаются любой стороны церковной жизни.
Православные имеют следующие взгляды, которые никак не приемлют их западные собратья:
- Одна из ипостасей триединого Бога, Святой Дух, берет свое начало лишь от Отца (творец мира и человека, основа всего сущего), но не от Сына (Иисус Христос, ветхозаветный мессия, который принес себя в жертву за людские прегрешения);
- Благодать суть действие Господа, а не нечто само собой разумеющееся исходя из акта творения;
- Существует собственный взгляд на очищение грехов после смерти. Грешники у католиков обречены на муки в чистилище. У православных же их ждут мытарства – путь к единению с Господом, не обязательно предполагающий истязания;
- В Восточной ветви также совершенно не почитается догмат о непорочном зачатии Богородицы (матери Иисуса Христа). Католики же считают, что она стала матерью, избежав порочной половой связи.
Дифференциация по обрядовому признаку
Различия в области богослужения не носят жесткого характера, но в количественном отношении их гораздо больше:
- Персона священнослужителя. Римско-католическая церковь придает ей чрезвычайно большое значение в литургии. Он вправе от своего имени произносить знаковые слова при совершении обрядов. Константинопольская традиция отводит священнику роль «раба божьего» и не более;
- Различается и количество разрешенных богослужений в день. Византийский обряд допускает делать это только единожды на одном Престоле (храм на алтаре);
- Крещение ребенка только у восточных христиан проходит путем обязательного погружения в купель. Во всем остальном мире достаточно лишь окропить дитя освященной водой;
- В латинском обряде для исповеди используются специально отведенные помещения, называемые конфессионалами;
- Алтарь (жертвенник) только на Востоке отгорожен от остальной части церкви перегородкой (иконостасом). Католический пресвитерий, напротив, спроектирован как архитектурно открытое место.
Армяне – католики или православные?
Армянская церковь считается одной из самых самобытных в восточном христианстве. Она обладает рядом черт, которые делают ее абсолютно уникальной:
- Иисус Христос признается сверхчеловеческим существом, которое не имеет тела и не испытывает никаких потребностей, присущих всем остальным людям (даже еда и питье);
- Практически не развиты традиции иконописи. Художественным изображениям святых поклоняться не принято. Вот почему интерьер армянских храмов так сильно отличается от всех прочих;
- Вслед за латинянами праздники привязаны к григорианскому календарю;
- Имеется уникальная и ни на что не похожая религиозная «табель о рангах», включающая пять ступеней (в отличие от трех в РПЦ);
- В дополнение к Великому Посту существует дополнительный период воздержания под названием арачаворк;
- В молитвах принято возносить хвалу только одной из ипостасей Троицы.
Официальное отношение РПЦ к армянской конфессии подчеркнуто уважительное. Однако последователи ее не признаются православными, почему даже посещение армянского храма может быть достаточным поводом для отлучения.
Следовательно, верующие армяне являются католиками.
Особенности почитания праздников
Ничуть не удивительно, что различия существуют и в проведении праздников:
- Самый главный пост во всех христианских церквях, именуемый Великим, в латинском обряде начинается в среду седьмой недели перед Пасхой. У нас же воздержание начинают на два дня ранее, в понедельник;
- Существенно отличаются методики вычисления даты Пасхи. Они совпадают довольно редко (как правило, в 1/3 случаев). И в том, и в другом случае за отправную точку принимается день весеннего равноденствия (21 марта) по григорианскому (в Риме) или юлианскому календарю;
- Набор красных дней церковного календаря на Западе включает неизвестные в России праздники почитания Тела и Крови Христовых (через 60 дней после Пасхи), Святейшего Сердца Иисуса (через 8 дней после предыдущего), Праздник Сердца Марии (на следующий день);
- И наоборот, у нас отмечаются такие праздники, которые совершенно неизвестны сторонникам латинского обряда. Среди них – поклонение некоторым реликвиям (мощи Николая Чудотворца и цепи Апостола Петра);
- Если католики полностью отрицают празднование субботы, то православные почитают ее одним из господних дней.
Сближение православных и католиков
Между христианами всего мира сегодня гораздо больше общего, чем даже сто лет назад. Что в России, что на Западе церковь находится в глубокой осаде со стороны светского общества. Количество прихожан среди молодежи год от года сокращается. Появляются новые культурные вызовы в виде сектантства, псевдорелигиозных течений и исламизации.
Все это заставляет прежних врагов и конкурентов забыть старые обиды и попытаться найти общий язык в условиях постиндустриального общества:
- Как было заявлено на Втором Ватиканском Соборе, различия между восточной и западной теологиями являются скорее взаимодополняющими, нежели конфликтующими. Декрет «Unitatis Redintegratio» гласит, что так достигается наиболее полное видение христианской истины;
- Папа Римский Иоанн Павел II, носивший папскую тиару в 1978–2005 годах, отмечал, что христианской церкви нужно «дышать обоими легкими». Он подчеркнул синергию рациональной латинской и мистически-интуитивной византийской традиций;
- Ему вторил преемник, Бенедикт XVI, заявивший, что восточные церкви не отделены от Рима;
- С 1980 года проводятся регулярные пленумы Комиссии по богословскому диалогу между двумя церквами. Последняя встреча, посвященная вопросам соборности, прошла в 2016 году в Италии.
Еще несколько сотен лет назад религиозные противоречия вызывали серьезные конфликты даже в благополучных европейских странах.
Однако секуляризация сделала свое дело: кто такие католики и православные, в чем разница между ними – это мало волнует современного обывателя.
Всесильные агностицизм и атеизм превратили в прах тысячелетний христианский конфликт, оставив его на откуп седовласым старцам в стелющихся по полу одеждах.
Источник: https://znay.co/144-katoliki-i-pravoslavnye-v-chem-raznica.html
Чем всё-таки католики отличаются от православных?
Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.
Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.
Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.
Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.
Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.
Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.
У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.
Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».
В православной традиции норма исполнения крестного знамения менялась в части двоеперстия и троеперстия, но о том, что креститься нужно справа налево писали церковные деятели до и после реформы Никона.
Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» — две на руках, две на ногах, одна от копья.
В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая.
В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
Кроме очевидных различий в обрядовой части, в системе монашества двух церквей, в традициях иконографии, есть у православных и католиков масса расхождений по части догматической.
Так, Православная церковь не признает католического учения о сверхдолжных заслугах святых по которому великие католические святые, Учителя церкви оставили неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», чтобы затем грешники могли воспользоваться богатствами из нее для своего спасения.
Распорядителем богатств из этой сокровищницы является Католическая церковь и лично Понтифик.
В зависимости от усердия грешника Понтифик может брать богатства из сокровищницы и предоставлять их грешному человеку, поскольку своих собственных добрых дел для спасения у человека не хватает.
С понятием «сверхдолжные заслуги» непосредственно связано понятие «индульгенция», когда человек за внесенную сумму освобождается от кары за свои грехи.
В конце XIX века Римско-католической церковью был провозглашен догмат о непогрешимости папы римского. Согласно ему, когда папа (как глава Церкви) определяет её учение, касающееся веры или нравственности, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.
Эта вероучительная безошибочность является даром Святого Духа, данным папе римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не основывается на его личной безгрешности.
Догмат был официально провозглашён в догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви.
Папа римский только один раз воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии. Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском соборе (1962—1965) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium.
Ни догмат о непогрешимости папы римского, ни догмат о Вознесении девы Марии Православная церковь не приняла. Также Православная церковь не признает догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии.
Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.
В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.
Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.
Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.
Окончательно утвердилось оно на так называемых «объединительных» соборах – Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1431-1439).
В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).
В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).
Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.
Источник: https://russian7.ru/post/chem-vsyo-taki-katoliki-otlichayutsya-ot-pr/
В чём разница между католиками и православными
До сих пор можно услышать мнение, что между католиками и православными нет серьезных доктринальных различий. В этом есть логика.
Церковь имеет апостольскую преемственность, она признает учение первых семи соборов, основана на мыслях отцов Церкви и основана на восточной литургии, которая действовала в Церкви в первом тысячелетии (отделена от Церкви только в результате восточного раскола в 1054 году).
Сторонники этого подхода также говорят, что в Церкви была отвергнута возможность принятия новых догм, состояние образования в ней не изменилось и все еще напоминает старое католическое учение. Это не включает только более поздние изменения, которые произошли в католической церкви наряду с объявлением еще большего количества Марианских догм.
Сторонники этого предложения добавляют, что в результате политического конфликта произошел раскол, и богословские разногласия были лишь предлогом.
Такое утверждение может быть подтверждено многими аргументами, но на самом деле это не так.
Не учитывается тот факт, что с самого начала существования Церкви западное и восточное богословие и духовность развивались параллельно.
Поначалу различия между ними были не так велики, но со временем они стали очевидными.
Уже в Санкт. Августин, живший в 5-м веке, видит иной подход к взаимоотношениям природы и благодати, чем отцы Церкви с востока.
Святой Фома Аквинский, будучи интеллектуальным учеником Аристотеля и самым выдающимся богословом Запада, хотя он неоднократно ссылался на отцов Церкви, иногда критиковал восточных отцов за слишком платонизм, который проявлялся в том, что он слишком подчеркивал духовность, игнорируя при этом значение телесности.
В средние века появились православные богословы, такие как Гжегож Палама и Миколай Кабазилас. Учения первых, по решению Православного Собора Константинополитов V (1341-1351), были официально признаны православными. Таким образом, доктрина Паламы о гадании и исихазме, не принятая на Западе, была включена в теологию и православную духовность, став даже ее основой.
Объяснения Паламы в конечном итоге подтвердили некоторые богословские убеждения, которые присутствовали в Церкви ранее. Это самое важное различие между католиками и православными, которое затрагивает все другие доктринальные проблемы. Они были описаны Жан-Клодом Ларше, современным французским православным богословом, в его работе под названием «Терапия духовных заболеваний».
Ларше отметил, что католики считают, что человек сначала был создан в естественном состоянии, а затем вознесен по благодати в сверхъестественное. Однако православные верят, что люди были в состоянии благодати сразу после сотворения. Это, казалось бы, тонкое различие оказывает гигантское влияние на понимание природы, благодати, отношений между ними, а также на понимание Бога и человека.
Никто из нас не участвовал в сотворении мира, и Писание не дает нам четких решений этого вопроса. Легко классифицировать весь вопрос в гипотетическом порядке и вообще не думать об этом.
Тем не менее, серьезный богослов должен уладить их, чтобы иметь возможность практиковать науку последовательно и методично.
В начале стоит отметить последствия обоих взглядов, обратить внимание на их достоинства и недостатки.
Католический взгляд
Католический подход четко отличает Бога от творения. «Естественное состояние» здесь понимается как исходное состояние. Его различие позволяет нам описать творение само по себе, а затем уметь указывать, что происходит с ним под влиянием Божьей благодати.
Не имеет значения, заявляем ли мы, что это естественное (первичное) состояние длилось мгновение или тысячи лет. Святой Фома считал, что ангелы сразу после творения сделали выбор за или против Бога. Однако доктор Аниельски отличил момент от их создания до выбора.
Это то, что он описал как их естественное состояние (первичное).
Различением этого состояния ангелов является определенная интеллектуальная процедура, которая была предпринята не только как часть академических упражнений, но и для важной цели: отличить то, что ангелы имеют от рождения (благодаря самому творческому акту), и то, что они имеют по благодати ( благодаря отношениям с Богом). Это позволило детально описать жизнь ангелов.
Точно так же католические древние и средневековые богословы обсуждали положение Адама и Евы в раю, прежде чем они совершили свой первородный грех.
Это служило для описания «естественного состояния», понимаемого в данном случае по-разному: как состояния, в котором человек гармонично сотрудничал с Творцом (и, таким образом, речь шла о природе, преобразованной милостью Бога благодаря отношениям с Богом).
Его противоположностью было состояние греха, из-за которого люди потеряли свои первоначальные отношения с Богом.
Понятное «естественное состояние» — это больше, чем просто интеллектуальное лечение. Конечно, был период времени от момента сотворения человека до момента его первородного греха. Теоретически, однако, это может быть очень коротким.
Вполне возможно, что первые люди не смогли насладиться оригинальной ситуацией, которая все еще была для них новой. Это было бы причиной того, что они были легко обмануты. Это указывало бы на то, что они все еще плохо знали Бога и позволяли обмануть себя его истинной природой.
Для богословов, занимающихся этим, это не имеет значения. И в этом смысле они используют то, что я бы назвал «интеллектуальным экспериментом».
Дело здесь только в том, чтобы определить, что изначально является чем-то естественным для человека, а что является лишь наследством греха. Святой Томаш был одним из тех, кто уделял много внимания этим вопросам. Например, он интересуется, существует ли в раю какая-либо сила (существует ли превосходство и рабство) или же воспроизводство людей выглядит одинаково.
Это были в основном фундаментальные проблемы. Они были о том, как власть, сексуальность и другие вопросы должны рассматриваться вообще. Некоторые из отцов Церкви были за то, чтобы люди размножались в раю, как ангелы на небесах (что бы это ни значило).
При таком подходе сексуальность была тесно связана с грехом, что привело, по крайней мере, к большой дистанции с ней. Для святого. Томас в раю люди будут воспроизводить так же, как они делают сегодня.
Это решение высоко ценило сексуальность, показывая, что это нечто естественное, а потому желанное Богом и в корне хорошее.
Грех масштабировал сферу человеческой жизни (как и все остальные), но он не мог лишить ее надлежащей ценности (потому что грех лишь ранил природу, но не разрушал ее, что справедливо для католиков и православных, в отличие от протестантов). То же самое, Святой. Августин верил, что власть — результат греха, и в раю не будет никакого подчинения.
Результатом этого должно было стать признание того, что власть по своей природе является злом, и мы страдаем от нее только из-за необходимости предотвратить анархию, которая приведет к насилию. Для святого. Томас в раю тоже был крепостным, и Ева должна слушать Адама.
Это привело к утверждению, что власть хороша и служит сообществу, если ее правильно используют только правильные люди.
Возвращаясь к первому значению «естественного состояния», как того, которое позволяет рассмотреть, кем является человек в себе.
Этот подход, даже если это всего лишь интеллектуальная процедура, допускает рациональный и научный подход к пониманию человечества.
Это было чрезвычайно важно в то время, когда философия, экспериментальные науки и богословие были переплетены, и нужно было защищать независимость методологической философии и этих учений от богословия.
Благодаря такому подходу было проведено различие между порядком разума и веры, природой и благодатью, тем, что светское от духовного, философией от богословия, человеком от Бога, церковью и государством и т. Д. Это было большим достижением Запада, в котором возникли благоприятные условия для возникновения науки (в священных цивилизациях, о которых в Индии даже не говорили).
Понятное «естественное состояние» в корне показало разницу между Богом и людьми, которые отделены от Него.
Переход из этого состояния в сверхъестественное состояние осуществляется по милости Бога, которая была задумана как другое сотворенное существо. Благодаря этому человек, очевидно, участвует в природе Бога и черпает здесь духовную силу, но между Творцом и творением все еще существует очень четкая граница.
Благодать поднимается на природу, укрепляет ее, трансформирует, наделяет ее дополнительными способностями, но в то же время составляет «только» ее определенное дополнение. Это не заменяет его и не делает человека совершенно другим.
Его цель в первую очередь состоит в том, чтобы дать людям возможность установить отношения с Богом, что невозможно с их собственной силой (наша духовная и экологическая природа не может включать в себя Бога, который является чисто духовным).
Православный взгляд
Православный подход предполагает, что состояние благодати является изначальным состоянием, люди были созданы в благодати, иными словами, благодать — это природа человека.
Преимущество такого подхода состоит в том, чтобы заметить, что судьба человека — жить в единстве с Богом. Там, где нет единства, само человечество страдает. Это уже очень ценит наши отношения с Творцом.
Кроме того, стоит отметить, что в этом подходе подчеркивается, что мы всем обязаны Богу. В католическом подходе легче приписать заслугу своим природным способностям.
В общем, здесь также первенство Бога во всем, а также вера и религия, потому что Божья благодать присутствует во всем.
Благодать понимается по-разному. Это не что-то созданное, это не существо, а сама природа Бога, в которой участвует человек.
Это решает как минимум две проблемы католического подхода.
Католическое обоснование того, почему благодать обеспечивает участие в жизни Бога, будучи одновременно сотворенным существом (которое, как таковое, кажется, находится между Творцом и творением), требует много объяснений.
Критики католического богословия также подчеркивают, что в нем говорится, что человек был создан для того, чтобы жить с Богом. В то же время не по своей природе достижение поставленной цели.
Таким образом, кажется, что его природа, даже в своем первоначальном состоянии, имеет некоторый структурный недостаток. Это не неразрешимая апория. Можно указать, что так и должно быть, потому что конечное существо не может подняться до бесконечности.
Проблема, однако, существует, и она не полностью в православном богословии.
Более того, эта концепция благодати приводит к заключению, что в этой жизни человек может полностью объединиться с Богом, переживая гадание.
Католики считают, что это возможно только после смерти.
Подводя итог: православный подход кажется более благочестивым, чем католический, потому что он сильнее подчеркивает, что человек всем обязан Богу, он не полноценный человек без Него, Бог действительно «во всем», как Святой. Павел, и мы можем тесно объединиться с Богом, ощутить Его природу и ощутить обожествление в этой жизни. Кроме того, этот подход решает определенные проблемы, возникающие на католической почве.
Если ограничиться этим, следует признать превосходство православного подхода над католическим. Это, однако, пренебрегает важными недостатками, которые возникают в результате последствий его принятия и которые проявились со всей силой в истории православной духовности.
Прежде всего, при таком подходе на практике естественный порядок, понимаемый в католическом смысле, не существует, потому что он был поглощен благодатью.
Следовательно, православные богословы сравнивают не естественное состояние и состояние благодати друг с другом, но состояние благодати и состояние греха.
Поскольку невозможно отделить природу от благодати, следовательно, невозможно различить между собой порядок веры и разума, то, что секулярно от того, что является духовным, философия от богословия, человек от Бога, церковь и государство и т. Д.
История подтверждает этот вывод. Взгляните на Россию, которая является наследницей Византии и крупнейшей православной страной в мире.
В течение многих веков в этой стране существовало почти исключительно религиозное искусство, потому что православная церковь эффективно ограничивала создание светских произведений (аналогично в Византии).
То же самое относится и к философии, которая в России появилась в более широком масштабе только в XIX веке, и поэтому она была религиозной (ее часто неправильно понимают на Западе, поскольку она часто допускает противоречие, которое разрушает западные рациональные умы).
В России, как и в Византии, православная церковь чаще всего строго подчинялась светской власти, хотя можно было даже говорить об их симбиозе. Однако в православном богословии, особенно в девятнадцатом веке, есть много элементов гностицизма и пантеизма, в которых отождествляются человек и Бог.
Все эти ошибки произошли из-за отсутствия четкого различия между конкретными приказами и установления отношений между ними.
Православные христиане часто не видели их, и даже если они видели, они оказывались относительными и смешанными друг с другом. Это привело к очень серьезным цивилизационным последствиям.
Таким образом, часто один элемент из пар идей поглощал другой: исчезла вера, что является светским в духовном и наоборот, философия в богословии, человек в Боге, церковь в государстве.
Аристотель подчеркнул, что это вопрос мудрости, чтобы отличать. Отсутствие различий может облегчить определенные проблемы, но только путем упрощения их и не замечая проблем. Чем больше знаний, тем больше вы можете увидеть различия между вещами.
Самая большая проблема, которая возникает здесь, — это различие между Богом и человеком. Ибо если благодать — это природа человека и в то же время сама природа Бога, то нет разницы между Богом и человеком. Православные богословы увидели это и задались вопросом, как это решить.
Объяснение было дано Гжегожем Паламасом, который принял понятие энергии Бога, неизвестное до сих пор в христианстве. Он признал, что существует существо Бога, недоступное для созданий и энергии Бога, которая исходит от него (которые также являются Богом, но не отождествляют себя с его существом).
Человек имеет свою долю в этих божественных энергиях.
Это какое-то объяснение, но оно вызывает дополнительные сомнения. Среди них самым серьезным является то, имеем ли мы дело с пантеизмом.
Сам язык и разделение кажутся живыми, взятыми из языческого и пантеистического неоплатонизма. Понятие «эманация» и «энергия» подходит для пантеистических мыслителей, которые понимают Бога безлично.
Различие между недоступной природой Бога и силой Бога также можно найти в неоплатонизме.
Ортодоксальные богословы, конечно же, скажут, что они отрицают пантеизм, они хорошо знают разницу между Творцом и Творцом и верят в личного Бога, в Святую Троицу, за которую они имеют большую честь.
На уровне системы, доказать это гораздо сложнее, тем более что у православных богословов нет такой строгой методологии и языка, как у католиков. Более того, они даже не придают этому значения, обвиняя Запад в бесплодных дискуссиях. Таким образом, однако, они лишают себя инструментов, чтобы показать, что их богословие на самом деле не пантеистическое.
Как это ни парадоксально, если мы хотим рационально проанализировать православную мысль, мы должны прибегнуть к точным католическим инструментам, и в свете них на карту поставлены, по крайней мере, элементы пантеизма в православии, двусмысленность, непоследовательность и неточность этой теологии.
В этом свете оказывается, что католический подход построен таким образом, чтобы исключить любые отношения с пантеизмом и, следовательно, со зрелым язычеством.
Католическое богословие, как и православное, использовало много языческих источников, но тщательно очищало их, когда у последнего даже не было методологии для этого.
Таким образом, Православие было языческим на протяжении веков, принимая во многих аспектах нехристианскую перспективу, или силой, «крестя» языческие решения самым механическим способом, то есть подталкивая их в христианские концепции, такие как Святая Троица, человек или природа.
Это в свою очередь, однако, наказывает во многих конкретных случаях спрашивать, имеем ли мы дело с христианством, которое одето только в языческий язык, или с язычником, одетым в христианский язык. Я не собираюсь говорить, что второй ответ, как правило, верен, потому что это означало бы, что православие — это не христианство.
Если, с другой стороны, мы признаем первый ответ, возникает много проблем, потому что язык влечет за собой конкретные понимания.
Источник: https://v-chem-raznica.ru/raznica-mezhdu-katolikami-i-pravoslavnymi