Что посеешь, то и пожнешь – вот максимально упрощенная суть учения о карме. Последовательность событий, их взаимосвязь – важная часть практики йоги, ведь асаны, как и жизненные ситуации, отнюдь не случайно следуют друг за другом.
Настоящее – это результат совершенных когда-то поступков, и каждый день мы создаем свое будущее, делая выбор в пользу тех или иных действий и решений. Главное, что надо понимать деятельному человеку: карма – это не предопределенность, высеченная на скрижалях раз и навсегда. Каждый из нас способен изменять судьбу. И йога может стать главным инструментом на этом пути.
Карма и йога связаны одним из базовых понятий – «последовательность». Для йога оно означает умение сделать практику цельной. Опытный йог понимает, какая асана должна быть следующей в связке, когда делать пранаяму – до или после асан, когда лучше медитировать – в начале или в конце практики, и так далее.
Взаимосвязь вещей и событий, следующих друг за другом, – фундамент понятия о карме.
Так же и в жизни: найдя причину, определяющую дальнейший ход событий, вы будете принимать более взвешенные и верные решения. И постепенно сможете привести в порядок свою жизнь.
Что является источником наших страданий?
- Согласно Патанджали, корень их кроется в незнании истинной природы бытия («Йога-Сутры», глава II, стих 4). Он называет такое невежество авидья. Основная причина авидьи – неспособность увидеть и понять непрерывный поток действий и их последствий.
- Патанджали говорит, что мы можем и должны избегать страданий, которые угрожают нам в будущем (II, 16), – для этого необходимо разглядеть причины прошлых бед и не допустить их повторения в настоящем.
- Мы способны увидеть грядущие несчастья, и более того, можем попытаться их предотвратить.
- О смысле жизни и основах бытия мы начинаем задумываться либо из-за обрушившихся на нас бед – болезней, смерти близких, потери работы, либо находясь на каком-то жизненно важном рубеже: на пороге тридцатилетия, после рождения ребенка или при получении наследства, оставленного дядей-миллионером.
- Но как распознать будущее и как понять, что именно нужно делать для предотвращения нежеланных событий? Один из способов – наблюдать за привычным течением повседневной жизни. И из всех мелких, на первый взгляд одинаково малозначительных эпизодов выделять ключевые моменты. Тогда станет понятно, как те или иные наши решения влияют на ход событий.
- Иными словами, надо научиться видеть суть и основу наших поступков, их причины и следствия – так мы начинаем осознавать законы кармы.
Связь йоги с событиями в жизни
Практика йоги – эффективное средство, помогающее понять ваше внутреннее состояние. Отключите телефон, радио и телевизор, закройте дверь и попросите окружающих не мешать вам: сведя к минимуму количество отвлекающих моментов, вы сможете лучше сосредоточиться.
Сконцентрировавшись на выполнении асан, вы начнете понимать, что в занятии вам нравится, а что – нет, почему одна поза дается с легкостью, а другой тело буквально сопротивляется. Так вы научитесь различать свои реакции и причины их возникновения. Например, каждый раз после выполнения Пашчимоттанасаны (Наклона Вперед Сидя) в течение нескольких дней у вас болит спина.
Понаблюдав за собой, вы, вероятно, обнаружите, что всегда происходит одно и то же: дискомфорт в спине вы ощущаете в тот момент, когда пытаетесь положить лоб на голени. Добиться нужного положения вы не можете. Это сначала расстраивает, потом злит, и, игнорируя сигналы собственного тела, вы продолжаете прилагать усилия, чтобы дотянуться и выполнить наклон полностью.
В результате ваша спина болит в течение нескольких дней, и вы вообще не можете делать Пашчимоттанасану. Поверьте, примерно так же происходит и в жизни: вы ставите себе цель и, столкнувшись с препятствием, начинаете злиться, действуя дальше исключительно под влиянием эмоций, и в результате получаете то, что получаете.
Вряд ли вы сможете быстро и легко разложить по полочкам весь процесс, но от раза к разу будет прорисовываться все более ясная картина. Разобравшись в своей модели поведения, вы сможете корректировать собственные поступки.
После того как в практике йоги вы научитесь раскладывать на составляющие свои действия, можно приступать к работе с каждым отдельным элементом последовательности. Так постепенно вы увидите взаимосвязь не только в выполнении каждой отдельной асаны, но и во всей практике.
И это будет серьезным шагом вперед, ведь основная цель йоги – единство и цельность. Со временем навык наблюдения за происходящим вы будете применять не только в йоге, но и в повседневной жизни.
Используя полученную благодаря ему информацию, вы избавитесь от боли в спине при выполнении сложной для вас асаны в йоге и научитесь управлять событиями, происходящими с вами в жизни.
Если всерьез задуматься, все мы стремимся не столько к какой-то абстрактной внешней свободе (чтобы ничто и никто не мешал делать то, что хочется), сколько к свободе внутренней. Каждый из нас хочет, чтобы взгляды на жизнь, присущие окружающим, не влияли на его решения.
Чтобы настроение не выбивало из колеи – а еще больше хочется влиять на возникновение того или иного настроения. Чтобы события, даже самые неприятные и непредвиденные, не давили на психику. Чтобы собственный постоянно мятущийся и сомневающийся ум успокоился и был последовательным и логичным.
Чтобы прошлое не давило, а будущее не заставляло жить в режиме постоянного забега на длинную дистанцию. Сила йоги как раз в том и состоит, что физические навыки, которые мы приобретаем, помогают осознанно присутствовать в конкретном моменте (философия йоги говорит, что это опыт переживания вечности).
Более того, йога устраняет препятствия на пути к обретению изначально нам принадлежащей, но утерянной в жизненном потоке событий свободы (переживания надмирного состояния).
Шавасана и переживание момента «здесь и сейчас»
- Звучит это все на первый взгляд сложно. Но всем, кто когда-либо практиковал асаны, поможет пример знакомой всем позы.
- Шавасана (поза Мертвеца), обычно завершающая практику, – это последовательное расслабление, которое течет от физического и физиологического состояния тела к ментальному и эмоциональному и, наконец, к тому, что йоги называют телом блаженства.
- Это расслабление, в котором вы полностью освобождаетесь от напряжения. Для выполнения Шавасаны вы ложитесь на пол, выравнивая тело.
- Расслабляясь физически, вы начинаете чувствовать пространство внутри: между кожей и мышцами, между волокнами самих мышц, между мышцами и костями, между внутренними органами. В ощущении пространства – ключ к освобождению от напряжения, зажатости, скованности тела. Вы чувствуете равновесие и легкость, уходят дискомфорт и боль.
- Отсутствие беспокойства – результат успешной практики Шавасаны – автоматически приводит к расслаблению и успокоению органов чувств (джнянедрии). В этом состоянии (пратьяхара) отсутствует связь между органами чувств и мозгом, между нервными окончаниями органов чувств и рецепторами мозга образуется безмолвное пространство.
- Эта свобода позволяет уму расслабиться в состоянии, не прерываемом потоками мыслей и чувств, желаниями и воспоминаниями. В своих комментариях к «Йога-Сутрам» (II, 47-8) исследователь йоги Георг Ферштейн говорит: «Расслабление – это основа отсутствия реакции чувств на внешние раздражители.
- Когда тело абсолютно расслаблено, булавочный укол или даже на более продвинутой стадии сверло дантиста не причинят обычной боли». Айенгар в своих комментариях к тем же «Йога-Сутрам» идет дальше: «…он [практикующий йогу] постигает искусство расслабления… Таким образом он развивает чувствительный ум.
Благодаря этой чувствительности он упражняется в своей способности познавать, изучать и проникать в бесконечность. Он погружен в беспредельное состояние единения, неделимое и абсолютное … ум теряет самоидентификацию и перестает беспокоить его. Достигнуто состояние единения тела и ума, ума и души.
Нет больше радости и огорчений, жара и холода, чести и бесчестия, боли или удовольствия. Это совершенство действия и свобода сознания».
Глубокое, абсолютное расслабление позволяет нам почувствовать свободу вне времени, которое обычно мы воспринимаем как беспрерывный поток.
Но философия йоги, базирующаяся на опыте глубокой медитации, говорит о том, что время на самом деле – это серия отдельных моментов. Сравните его с кинопленкой.
Фильм для нас – непрерывный поток действий, хотя мы знаем, что на самом деле видим чередование отдельных картинок, меняющихся так быстро, что мы воспринимаем их движение как непрерывное.
«Когда моменты ускользают от осознания, человек живет в движении… Но совершенный йог пребывает в моменте, не вовлекаясь в движение: движение моментов останавливается, и психологическое и хронологическое время прекращается», – вот что, по мнению Айенгара, нам даст понимание сути времени.
Часто после глубокой Шавасаны ученики говорят, что они не имеют ни малейшего понятия о том, сколько часов или минут они провели в позе. Они на мгновение освобождаются от иллюзии движения времени и, оказавшись вне его, пребывают в Сейчас.
Свобода – всегда результат множества идущих друг за другом событий, которые дали нам возможность принимать осознанные решения.
Понимание устройства этих последовательностей необходимо для того, чтобы начать руководить своей жизнью, а значит, влиять на карму.
Практика йоги дает множество преимуществ и благ, но некоторые из них обладают особой ценностью – это способность наблюдать, изучать и видеть внутренние связи явлений, что ведет нас к познанию нашей судьбы, а значит, к свободе.
Источник: https://yogajournal.ru/conscious/philosophy/zakon-i-poryadok/
Крийя йога – мощный духовный путь
Крийя-йога – это древняя медитативная техника управления энергией и дыханием. Это также всеобъемлющий духовный путь, который включает в себя медитационные практики и правильную жизнь.
История Крийя-йоги
Техника Крийи была скрыта на протяжении многих веков. В 1861 году великий йог Махаватар Бабаджи раскрыл технику Крийи своему ученику Лахири Махасайя. Затем Лахири посвятил в эту технику своего ученика Шри Юктешвара, который в свою очередь обучил своих учеников, в том числе и Парамахансу Йогананду.
После чего Йогананда рассказал всему миру о Крийя-йоге в своей книге «Автобиография йога», а также передавал свои знания на Западе.
Все методы йоги работают с энергией, как правило, косвенно. Например, позы йоги помогают раскрыть каналы в спине и сбалансировать энергию в позвоночнике. Дыхательные техники (пранаямы) способствуют пробуждению энергии.
Техника Крийи более прямолинейна, она помогает практикующему контролировать жизненную силу, мысленно направляя ее вверх и вниз по позвоночнику, с осознанием и волей. Согласно Йогананде, одна Крийя длиной примерно в 30 секунд, эквивалентна одному году естественного духовного роста.
Если вы выполняете какое-либо внешнее действие – это называется Карма. Если вы выполняете внутреннее действие – это называется Крийя. В некотором смысле, оба понятия являются определенными видами кармы, или определенными видами крий. Но традиционно или в общем смысле эти понятия расшифровываются так: карма — это то, что связывает нас, крийя — это то, что освобождает нас.
Техника Крийя-йоги
Фактическая техника дается ученикам после предварительного периода изучения и практики трех подготовительных методик, преподаваемых Парамаханса Йоганандой.
Взятые вместе как основная система, эти методы медитации позволяют практикующему достичь самых высоких целей науки древней йоги.
- Упражнения энергизации. Серия психофизических упражнений, разработанных Парамаханса Йоганандой в 1916 году, подготавливают тело к медитации. Регулярная практика способствует умственному и физическому расслаблению и развивает силу воли. Используя дыхание, жизненную силу и сосредоточенное внимание, эта техника позволяет сознательно впитывать энергию в организм, систематически очищать и укреплять все части тела. Упражнения энергизации занимают около пятнадцати минут и являются одним из наиболее эффективных средств, чтобы устранить стресс и нервное напряжение.
- Медитативное состояние. Метод концентрации Хон-Со помогает развить интуицию и сосредоточенность, избавиться от навязчивых мыслей и стресса.
- Техника медитации АУМ (ОМ) показывает, как использовать силу концентрации, чтобы обнаружить и развить качества своего истинного Я. Эта техника расширяет понимание за пределами ограничений тела и ума до реализации своего бесконечного потенциала.
- Техника Крийя-йоги. Крийя — это усовершенствованная техника Раджа-йоги, она усиливает и оживляет тонкие токи жизненной энергии (праны) в позвоночнике и мозге. Древние провидцы Индии (риши) воспринимали мозг и позвоночник как древо жизни. Из тонких цереброспинальных центров жизни и сознания (чакр) течет энергия, которая оживляет все нервы, каждый орган и ткань тела. Йоги обнаружили, что, направляя жизненную энергию непрерывно вверх и вниз по позвоночнику специальной техникой Крийя-Йоги, можно значительно ускорить духовную эволюцию и осознание.
Правильная практика Крийя-Йоги позволяет сердцу, легким и нервной системе естественным образом замедляться, создавая глубокую внутреннюю тишину тела и разума, тем самым освобождая внимание от постоянного круговорота мыслей, эмоций и сенсорных восприятий. В состоянии этой ясности и внутренней тишины возникает ощущение глубокого внутреннего мира и созвучия со своей душой и с Всевышним.
Как научиться Крийя-йоге
Для начала необходимо прочитать книгу Парамаханса Йогананды «Автобиография йога» и ознакомиться с другими методами медитации. После того, как вы поняли, что такое Крийя-йога, можно приступать к практике.
Практика должна выполняться под руководством обученного мастера. Именно грамотно обученный мастер будет исправлять ваши возможные ошибки, а также даст асаны и пранаямы, которые не навредят вам и вашему здоровью. Кроме этого опытный инструктор поможет вам понять глубокий смысл крий, и то, как они воздействуют на вас.
Выбирайте инструктора, который прошел через посвящение у Крия йога. Для личной практики не используйте книги и интернет.
Источник: https://asana-shavasana.com/yoga/kriya-joga-moshchnyj-duhovnyj-put.html
Крийя-йога: основные этапы и цели практики, достоинства и недостатки
Занятия йогой оказывают крайне положительное влияние на человека. Не многие знают, что йога бывает разных видов. К одному из них относится крийя-йога. Она сочетает в себе несколько типов практик, дыхательные упражнения и духовное очищение от негатива.
Крийя-йога является одной из разновидностей так называемой царской йоги. Она берет начало еще в древние времена, где в писаниях индийских йогов было сказано, что направление энергии вдоль позвоночника включает высшие ступени развития человека.
Что представляет собой крийя-йога
Данный вид подразумевает сочетание нескольких техник. Крийя-йога влияет не только на физическое развитие человека, но также и на его духовный мир, и на умственную деятельность. Эффективное развитие человека возможно только при условии гармонии со своим внутренним миром, со своим Бытием.
Благодаря этой практике человек освобождает себя от негатива, приобретает духовное и физическое здоровье. Мысли во время работы должны отсутствовать, как при медитации. Тело освобождается от зажимов. Чакры раскрываются и работают гармонично.
Крийя-йога позволяет эффективно раскрываться энергии Кундалини, которая является основной для жизнеспособности человека. В данной практике существует несколько абсолютно безопасных техник по освобождению этой энергии.
Дыхание во время йоги не должно быть слишком интенсивным, задерживать его на очень продолжительное время не рекомендуется. Вся практика достаточно мягкая и направлена на улучшение жизнедеятельности человека.
Цели направления
Крия-йога подразумевает освобождение человека от негативных мыслей и поступков. Во время практики происходит полное обновление клеток организма, он насыщается кислородом, освобождается от углекислого газа при помощи специального дыхания. Занятия данным видом практики включают в себя асаны, определенные жесты для улучшения вибраций, пранаямы и медитации.
Целью крийя является освобождение мозга от ненужной информации, избыточных переживаний, а также улучшение функционирования физического и астрального тела человека. Подходит практика абсолютно всем, поскольку считается наиболее мягкой из всех видов.
Достоинства и недостатки практики
- Главным плюсов практики является достижение гармонии с собой за достаточно короткий промежуток времени. Она не подразумевает длительных задержек дыхания, которые иногда чрезмерно негативно влияют на организм.
- Вся практика направлена на духовное совершенствование и омоложение организма. Кундалини способна свободна продвигаться по энергетическим каналам благодаря снятию зажимов и блоков в них. Энергия пробуждается и наполняет человека силой, мудростью и гармонией.
- Некоторые приверженцы крийя полагают, что она способна подарить человеку очень многое. Всего одна практика в три дня насыщает организм энергией, самообладанием, властью над своим телом и разумом.
- Не все люди полностью раскрывают свои потенциальные возможности. Йога направлена на то, чтобы осуществить задуманное.
- Она снимает напряжение в духовном и физическом теле не только благодаря пранаямам, но и благодаря специфическим асанам, направленным на раскрытие и эффективную работу Кундалини.
- Недостатки у практики невелики. К ним относятся обязательные регулярные занятия, для которых необходимо выделять свое личное время. Это не доступно многим слоям населения, поскольку ежедневная работа требует много времени. Одним из недостатков также считается тот момент, что практика требует работы со специалистом, поскольку самостоятельное освоение техник достаточно проблематично.
Пять ветвей крийя-йоги
Практика крийя подразумевает несколько способов ее исполнения. Существуют различные упражнения для достижения поставленной цели. Занятия разветвляются на пять ветвей.
- Крийя-Хатха. Асаны, гимнастика, направленные на омоложение и оздоровление человека.
- Крийя-Кундалини. Это дыхательная техника, направленная на улучшение энергетических потоков и получение ответа от Вселенной.
- Крийя-Дхьяна. Считается направленной на чистку от шумов медитацией.
- Крийя-Мантра. Определенная последовательность звуков, которые обеспечивают замену внутреннему шуму и освобождение от мыслей.
- Крийя-Бхакти. Очередные действия для служения Божественному.
Крийя развивает не только физическое тело, но также позитивно влияет на течение энергетических потоков в организме и омолаживает духовный потенциал. Один из основателей духовных центров является Свами Криянанда.
Он обогащал свой духовный путь у Парамахансы Йогананды и посвятил свою жизнь изучению и распространению Крийя-йоги во всем мире.
Он знаменит тем, что основал множество курсов лекций, а также написал более 100 книг по различным предметам, включающим не только духовные практики, но и тексты об образовании, отношениях между полами, жизни.
Его система направлена на расширение кругозора у людей, описание применения духовных практик в жизни, а также на возможность самореализации человека во всех отраслях его жизни.
Свами Криянанда повлиял на развитие получения инициации в крийя. Он посвятил в практику более тысячи последователей учения. В мире существует община под названием Ананда.
Она является одной из самых известных и эффективных в плане реализации альтернативного образа жизни.
Инициация в крийю произошла тысячами последователей направления благодаря воздействию учения Свами Крянанда с того времени.
Практика йоги
Практика крийя-йоги подразумевает не только физические упражнения, основанные на асанах, но также и медитации, и пранаямы. Занятия обязательно проводить регулярно, желательно 2 раза каждый день утром и в вечернее время.
Количество выполняемых действий и упражнений каждый регулирует самостоятельно, однако регулярность их исполнений — первый закон крийя-йоги.
Важен также не только обязательный ежедневный ритуал, но и порядок выполнения асан. Обязательно проводить размышления о сути Бытия и о Божественном начале Вселенной, пробуждение в самом себе духовности, высших чувств и эмоций, полный отказ от вредных привычек и непригодной пищи, верное поставленное дыхание, обязательные омовения по специальным ритуалам, а также вегетарианство.
При полной осознанности собственных действий, человек получает освобождение от внутренних зажимов, чакры раскрываются и уже после пранаям и регулярных асан он чувствует себя намного лучше.
Последовательность выполнения крий
- Те, кто хоть раз практиковал крийю, знают, что в ней важна именно последовательность всех действий и ритуалов. Они влияют на развязывание кармических узлов. В трактате «Автобиография йога» описана последовательность ритуалов и действий для достижения гармонии с собой и совершенствование тела и духа.
- Время также фиксируется определенной закономерностью. Выполнение крийя-йоги обязательно на протяжении 27, 54, 81, 108 дней. Далее, после перерыва выполняется вновь 5, 8, 11 и 14 дней регулярно.
- Каждый человек может направленно перестроить последовательность, сделав ее удобной для себя. Но это возможно только после последовательного усвоения всей практики.
Основные этапы практики
Любая духовная практика имеет определенные этапы. Каждый этап направлен на некоторое воздействие на человека. Здесь существует четыре этапа.
- Входные крийи. Они позволяют сконцентрировать свое внимание на практике, избавиться от посторонних мыслей, обрести уверенность и покой.
- Основные. Помогают выполнять сложные и эффективные асаны, направленные на улучшение деятельности всего организма в целом.
- Второй круг. Выполнение возможно только с профессионалом. Неподготовленные начинающие выполнить данные техники не смогут в силу своей неопытности.
- Силовые. Также должны исполняться только под руководством знающего человека. Являются самыми сложными, но результативными в практике.
Каждый этап йоги несет определенную смысловую нагрузку. Они отличаются друг от друга. Второй круги силовые крийи должны выполняться строго под руководством специалиста, чтобы не навредить себе.
Входные крийи
Это определенные комплекс упражнений, направленных на одухотворение человека, улучшение работы его мозга, духовности и физического тела в целом. Состоит из:
- лежа на полу отжаться, задержав дыхание на некоторое время;
- дотянуться руками до пола, наклонившись вперед;
- выпрямиться, развести ноги от туловища на некоторое расстояние и согнуться в пояснице, скрутив корпус.
Все упражнения должны исполняться в расслабленном, но сконцентрированном состоянии. Для достижения максимального результата можно пройти предварительную подготовку у профессионала.
Основные крийи
Исполняются в основном в сидячем положении.
- сидя взять в руки ключ, наклонившись;
- руки в замке, повернуть туловище;
- согнув спину, разогнуть обратно;
- прогибы в разные стороны;
- наклон головы;
- обхват ног руками;
- заведение головы назад;
- покачивание на бедрах;
- лежа на спине обхват ног за голени;
- отрыв поясницы от пола;
- на четвереньках прогиб спины;
- поднесение колена у груди в той же позиции;
- лежа на согнутых ногах сжать руки в замок;
- Сесть между ног, выпрямившись.
Не только упражнения влияют на очищение и обновление организма. Во время йоги очень важно выполнять дыхательную гимнастику, которая раскрывает чакры и омолаживает духовное и физическое тело, избавляя его от негатива.
Что такое атма крия-йога и в чем ее особенность
Крийя имеет несколько разновидностей. Атма крийя-йога направлена на очищение души. Атма в переводе означает «душа». Эта йога позволяет обнаружить собственный источник счастья и гармонии с самим собой и с миром в целом.
Во время атма крийя человек получает улучшение концентрации внимания, снижение уровня стресса, благополучие нервной системы, активизацию талантов и возможностей.
Источник: http://yoga24.info/shkoly-i-napravleniya/kriiya-ioga.html
Карма йога
Карма йога учит правильному образу жизни. Карма йога — это йога деятельности. Карма йога учит правильному отношению к людям и правильному действию во всех жизненных обстоятельствах.
Карма йога учит, как стать йогином в жизни, не удаляясь в пустыню и не вступая в школу йогинов.
Карма йога — необходимое дополнение ко всем другим йогам; с помощью карма-йоги человек всегда помнит о своей цели и никогда не теряет её из виду.
Без карма йоги все другие йоги или становятся бесплодными, или вырождаются в свою противоположность. и вырождаются в стремление к внешним чудесам, к таинственному и страшному, т.е. в псевдо-оккультизм. вырождается в псевдомистику, в суеверия, в личное обожание или стремление к личному спасению. вырождается в схоластику или, в лучшем случае, в метафизику.
Карма-йога всегда связана со стремлением к внутреннему развитию, внутреннему улучшению. Она помогает человеку не погружаться во внутренний сон среди запутанных влияний внешней жизни, в особенности же противостоять гипнотизирующему влиянию деятельности. Она заставляет человека помнить, что всё внешнее не имеет значения, что необходимо действовать, не заботясь о результатах своих действий.
Без карма-йоги человека поглощают ближайшие видимые цели жизни, и он забывает о своей главной цели. Карма-йога учит человека изменять свою судьбу, направлять её посвоему желанию. Согласно основной идее карма-йоги это достигается изменением внутреннего отношения к вещам и собственным действиям.
Одно и то же действие можно выполнить по-разному, одно и то же событие можно пережить совершенно по-иному. Если человек изменит своё отношение к тому, что с ним случается, то с течением времени это неизбежно изменит характер событий, которые он встречает на своём пути.
Карма-йога учит человека понимать, что, когда ему кажется, будто действует он сам, на самом деле действует не он, а лишь проходящая через него сила.
Карма-йога утверждает, что человек — совсем не то, что он о себе думает; она учит человека понимать, что лишь в крайне редких случаях он действует самостоятельно и независимо, а в большинстве случаев — как часть того или иного большого целого.
Это ‘оккультная’ сторона карма-йоги, учение о силах и законах, управляющих человеком.
Человек, понимающий идеи карма-йоги, постоянно чувствует, что он — всего лишь крошечный винтик или колёсико в огромной машине, что успех или неуспех того, что, по его мнению, он делает, очень мало зависит от его собственных действий.
Действуя и чувствуя таким образом, человек никогда и ни в чём не встретится с неудачей, ибо величайшая его неудача, величайший неуспех могут впоследствии привести к успеху во внутренней работе, в его борьбе с самим собой, если только он найдёт правильный подход к своей неудаче.
Жизнь, управляемая принципами карма-йоги, значительно отличается от обыденной жизни.
В обыденной жизни главная цель человека заключается в том, чтобы, по возможности, избежать всех неприятностей, трудностей и неудач.
В жизни, управляемой принципами карма-йоги, человек не старается избегать неприятностей и неудобств. Напротив, он приветствует их, ибо они предоставляют ему возможность их преодолеть.
С точки зрения карма-йоги, если жизнь не предлагает затруднений, надо создать их искусственно. Поэтому трудности, с которыми ученик встречается в жизни, рассматриваются не как нечто неприятное, чего следует избегать, но как очень полезные условия для целей внутренней работы и внутреннего развития.Когда человек понимает и постоянно чувствует это, сама жизнь становится его учителем.
Главный принцип карма-йоги — непривязанность. Человек, следующий методам карма-йоги, должен всегда и во всём проявлять непривязанность, непривязанность к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию. Непривязанность не означает безразличия.
Это особого рода отделение человека от того, что происходит, или от того, что он делает.
- Это не холодность, не желание отгородиться от жизни, а признание и постоянное осознание того факта, что всё совершается в соответствии с определёнными законами, что всё в мире имеет свою судьбу.
- С обычной точки зрения следование принципам карма-йоги представляется фатализмом. Но это не фатализм в смысле принятия точного и неизменного предопределения всего происходящего без возможности каких-либо изменений. Напротив, карма-йога учит тому, как изменить карму, как повлиять на неё. Но с точки зрения карма- йоги такое влияние представляет собой исключительно внутренний процесс.
- Карма-йога учит, что человек может изменить события и людей вокруг себя, изменяя своё отношение к ним.Эта идея совершенно ясна. Каждый человек с самого своего рождения окружён определённой кармой, пределёнными людьми и определёнными событиями. И в соответствии со своими вкусами, привычками, своей природой и воспитанием он устанавливает к вещам, людям и событиям определённые отношения.
- Пока эти отношения остаются неизменными, люди, вещи и события также не меняются, т.е. остаются соответствующими его карме. Если же он не удовлетворен своей кармой, если желает чего-то нового и неизведанного, он должен изменить своё отношение к тому, что у него есть, и тогда придут новые события.
- Карма-йога — это единственно возможный путь для тех людей, которые привязаны к жизни, которые не в состоянии освободиться от её внешних форм, для людей, которые в силу своего рождения или собственных способностей поставлены во главе человеческих сообществ и групп, для людей, которые связаны с прогрессом жизни всего человечества, для исторических персонажей, для тех, чья личная жизнь оказывается выражением жизни целой эпохи или целой нации. Эти люди не могут измениться видимым образом; они могут перемениться лишь внутренне, оставаясь внешне такими же, как и раньше, говоря то же самое, делая то же самое, — но без привязанности, как актёры на сцене.
- Сделавшись такими актёрами по отношению к собственной жизни, они стали йогинами среди самой разнообразной и напряжённой деятельности. В их душе пребывает мир, какие бы трудности их не встречали.
Мысль их не знает препятствий, независимо от того, что её окружает. Карма-йога даёт свободу узнику в тюрьме и царю на троне, если только они почувствовали, что являются актёрами, играющими свою роль.
Источник: http://yogamir.ru/karma-yoga/
Крия Йога
Учение крия-йога стало широко известно в современной Индии через посредство Лахири Махасая – гуру моего гуру.
Санскритский глагольный корень крия – кри – делать, действовать и реагировать – тот же, что в слове карма – природном принципе причин и следствий.
Крия-йога, таким образом, – это «единение (йога) с Бесконечным через определенный обряд или определенное действие (крия)». Йог, следующий с верой ее методу, постепенно освобождается от кармы, или универсальной цепи причинности.
Древние йоговские предписания не позволяют мне дать полное разъяснение крия-йоги на страницах данной книги, предназначенной широкой публики. Подлинной технике следует учиться у криябана (крия-йога). Здесь же достаточно указания в общих чертах.
Крия-йога – это простой психофизиологический метод, благодаря которому кровь человека освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. Атомы этого избыточного количества кислорода преобразуются в жизненный ток, что омолаживает мозг и спинальные центры.
Тормозя процесс образования венозной крови, йог в состоянии затормозить или предотвратить разложение тканей. Развитый йог преобразует свои клетки в чистую энергию.
Илия, Иисус, Кабир и другие пророки в прошлом были мастерами в применении крии или какого-то сходного метода, благодаря которому они по своей воле заставляли свое тело материализоваться и дематериализоваться
Крия – древнее учение. Лахири Махасая получил его от своего гуру – Бабаджи, вновь открывшего и очистившего эту технику после того, как ее утратили в темные века. Бабаджи назвал ее заново просто крия-йога.
«Крия-йога, которую я даю миру через тебя в этом, девятнадцатом, веке, – сказал Бабаджи Лахири Махасая, – это возрождение того же учения, что тысячелетия назад дал Кришна Арджуне, оно же позже было известно Патанджали и Христу с Его учениками».
Крия-йога дважды упоминается величайшим пророком Индии Господом Кришной в Бхавагадгите. Одна строфа гласит:
Можно жертвовать в пране апану иль, напротив, в апане – прану: так, дыханий пути преграждая, пранаяму аскеты свершают.
Комментарий этой строфы таков: йог задерживает разложение своего тела пополнением праны (жизненной силы), а отрицательные изменения в теле сдерживаются апаной (выделение), то есть, нейтрализуя разложение и развитие благодаря успокоению сердца, йог научается контролировать жизненные процессы.
Другая строфа Гиты:
Отвратившись от внешних предметов, меж бровями свой взор уставив, уравняв внутри носа дыханья, что зовутся апана и прана, кто без страсти, без страха, без злобы, обуздавший мысль, чувства и сердце, устремленный лишь к освобожденью, – тот молчальник всегда свободен
В другой строфе Бхагавадгиты Кришна также рассказывает, что это Он Сам в одной из Своих предыдущих инкарнаций передал непреходящую йогу древнему просветленному, Вивасвату – Вивасват сообщил ее великому законодателю Индии Ману.
Мудрый Ману передал эту великую технику Икшваку, основателю индийской династии солнечных воинов. Переходя таким образом от одного к другому, царственная йога хранилась мудрецами – риши до наступления эпохи материализма.
Затем из-за скрытности жрецов и безразличия остальной части человечества священные знания постепенно стали недоступными.
Крия-йога дважды упоминается выдающимся толкователем йоги мудрецом древности Патанджали, писавшем: «Крия-йогасостоит в дисциплинировании тела, контроле над умом и медитации на Аум». Патанджали говорит о Боге как о действительном Космическом Звуке Аум, слышимом в медитации.
Аум – это Творческое Слово, Звук Вибраторного Мотора, Свидетель божественного присутствия. Даже начинающий йог может вскоре услышать чудесный звук Аум.
Получая это блаженное духовное поощрение, поклоняющийся обретает полную уверенность, что находится в действительном контакте с божественными сферами.
Второй раз Патанджали упоминает о контроле над жизненной силой или технике крия-йоги таким образом: «Освобождения можно достичь той пранаямой, что приобретается разделением процесса вдоха и выдоха».
Святой Павел знал крия-йогу или очень сходный метод, благодаря чему был в состоянии подключать жизненные токи к чувствам и отключать их. Поэтому он и мог сказать: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем».
Направляя всю жизненную силу тела внутрь (обычно направленную вовне, на чувственный мир, придавая ему, таким образом, его кажущуюся прочность), святой Павел ежедневно испытывал подлинное йоговское единение с «радостью» (блаженством) сознания Христа.
В этом счастливом состоянии он отчетливо сознавал себя «мертвым» или свободным от чувственных иллюзий мира майи.
В начальных состояниях контакта с Богом – сабикальпасамадхи сознание преданного сливается с Космическим Духом, его жизненная сила извлекается из тела, кажущегося мертвым, то есть недвижным, застывшим.
Йог вполне сознает состояние приостановленной живости тела.
Когда же он прогрессирует до более высоких духовных состояний – нирвакальпа самадхи, то получает возможность общаться с Богом безо всякой фиксации тела и в своем обычном бодрствующем сознании даже среди изнуряющих мирских обязанностей
«Крия-йога – это инструмент, благодаря которому может быть ускорена эволюция человека, – объяснял ученикам Шри Юктешвар. – Йоги древности открыли, что секрет Космического Сознания тесно связан с господством над дыханием.
Это уникальный и бессмертный вклад Индии в сокровищницу мирового знания.
Жизненная сила, обычно занятая поддержанием деятельности сердца, может быть освобождена для более высоких видов деятельности методом успокоения и остановки непрестанной потребности в дыхании».
Крия-йог мысленно направляет движение жизненной энергии вверх и вниз вокруг шести спинальных центров (мозговое, затылочное, грудное, поясничное, крестцовое и копчиковое сплетения), соответствующих двенадцати астральным знакам зодиака – символическому Космическому Человеку. Полминуты обращения энергии вокруг чувствительного спинного мозга человека вызывают тонкий прогресс в его эволюции; полминуты крия равны году естественного духовного развития.
Астральная система человека с шестью (двенадцать по полярности) внутренними созвездиями, обращающимися вокруг солнца всеведущего духовного ока, связана с физическим солнцем и двенадцатью знаками зодиака. Так на всех людей действует внутренняя и внешняя вселенная.
Древние риши открыли, что земная и небесная сфера человека двенадцатилетними циклами толкают его вперед на его естественный путь.
Писания утверждают, что человеку требуется миллион лет нормальной безболезненной эволюции, чтобы, усовершенствовав мозг, достичь Космического Сознания.
Тысяча крий, выполняемых в течение восьми с половиной часов, дают йогу за день эквивалент тысячи лет естественной эволюции, или 365.000 лет эволюции за один год.
Таким образом за три года крия-йог может достичь собственным разумным усилием того же результата, который природа дает только через миллион лет.
Конечно, ускорением крией могут пользоваться только такие йоги, которые с помощью гуру тщательно приготовили тело и мозг для того, чтобы выдержать силу, порождаемую интенсивной практикой.
Начинающий заниматься крией делает от 14 до 28 йоговских упражнений два раза в день. Многие йоги достигают освобождения через 6, 12, 24 или 48 лет. Если йог умирает раньше достижения полной самореализации, то он уносит с собой хорошую карму прежних усилий в крия-йоге, и в последующей жизни он естественно устремляется к своей Бесконечной Цели.
Тело обычного человека подобно лампочке в пятьдесят ватт, которая не способна выдержать мощность в миллион ватт, пробужденную постоянной практикой крия.
Благодаря постепенному и регулярному наращиванию простых и всем понятных методов крия тело человека день за днем астрально преобразуется и становится, наконец, готовым для проявления бесконечных потенций космической энергии, составляющей первое материально активное пророждение Духа.
Крия-йога не имеет ничего общего с ненаучными дыхательными упражнениями, преподаваемыми многими введенными в заблуждение фанатиками. Попытки насильственно удержать дыхание в легких не только неестественны, но и явно неприятны. Крия же, напротив, с самого начала сопровождается ощущением покоя и ощущением эффекта восстановления в позвоночнике.
Древняя йоговская техника преобразует дыхание в вещество мысли. Путем духовного развития можно познать дыхание как ментальную концепцию действия ума: воображаемое дыхание.
Можно привести множество примеров математической связи между скоростью дыхания человека и изменениями в состоянии его сознания.
Человек, все внимание которого поглощено интеллектуальной беседой или осуществлением какого-нибудь искусного или трудного дела, автоматически дышит очень медленно.
Устойчивость внимания зависит от скорости дыхания, быстрое или неровное дыхание неминуемо сопровождается вредными эмоциональными состояниями страха, страсти, гнева.
Беспокойная обезьяна дышит со скоростью тридцать два раза в минуту в отличие от человека, скорость дыхания которого в среднем восемнадцать раз. Слон, крокодил, черепаха, змея и другие животные, известные своей долгой жизнью, отличаются меньшей скоростью дыхания, чем у человека. Гигантская черепаха, например, доживающая до трехсот лет, дышит лишь четыре раза в минуту.
Омолаживающий эффект сна связан с временным неосознаванием человеком тела и дыхания.
Спящий как бы становится йогом, каждую ночь он бессознательно выполняет йоговский ритуал освобождения себя от отождествления с телом и поглощается потоками жизненной силы, исцеляющей главные области головного мозга и шесть «субдинамо» спинальных центров. Таким образом, спящий, сам того не ведая, подзаряжается космической энергией, поддерживающей его всю жизнь.
Подлинный же йог осуществляет этот простой, естественный процесс сознательно, а не бессознательно, как медленно дышащий спящий человек.
Крия-йог пользуется своей техникой, чтобы пропитать и насытить все физические клетки нетленным светом, поддерживая их таким образом, в духовно намагниченном состоянии.
Научным образом (в часы занятий) он делает дыхание ненужным и при этом не входит в негативные состояния сна, бессознательности или смерти.
У людей, живущих под властью майи или природы, поток жизненной энергии направлен к внешнему миру; она расходуется напрасно и неправильно употребляется чувственной сферой.
Практика крии меняет направление потока; жизненная сила ментально направляется во внутренний космос и воссоединяется с тонкими спинальными энергиями.
От такой подпитки клетки тела и мозга йога обновляются духовным эликсиром.
При помощи надлежащего питания, солнечного света и гармоничного мышления человек, которого по жизни ведет только лишь природа с ее божественным планом, достигает самореализации только через миллион лет.
Напротив, чтобы произвести хотя бы незначительное очищение в структуре мозга нужно двенадцать лет нормального здорового образа жизни; потребуется миллион оборотов солнца, чтобы очистить обитель мозга в достаточной степени для проявления Космического сознания.
Однако крия-йог, используя духовную науку, освобождает себя от необходимости внимательного наблюдения и тщательного соблюдения законов природы в течение длительного времени.
Развязывая шнур дыхания, накрепко привязывающий душу к телу, крия служит для продления жизни и расширения сознания до бесконечности.
Йоговский метод преодолевает бесконечное перетягивание каната между умом и чувствами, привязанными к материи, и освобождает стремящегося, дабы он вновь унаследовал Вечное Царство.
Тогда он знает, что его истинная природа не ограничена ни физическим телом, ни дыханием – символом порабощения смертного человека воздухом, принуждением стихийной природы.
Над смертью властвуй в жизни быстротечной.
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.
- Интроспекция, или «сидение в молчании», – это ненаучный метод, попытки насильно разъединить разум и чувство, связанные вместе жизненной силой. Созерцательный ум, пытающийся вновь вернуться к божественности, постоянно оттягивается жизненными токами обратно к чувствам.
- Крия, управляющая умом, непосредственно через жизненную силу, есть легчайший, эффективнейший и самый научный путь приближения к Бесконечному.
- В отличие от медленных и ненадежных теологических путей «на волах» к Богу крия-йогусправедливо можно назвать перелетом на «самолете».
- Йоговское учение базируется на эмпирическом учете всех видов упражнений в концентрации и медитации.
- Йога дает возможность последователю по своему желанию отключать жизненный ток от пяти «телефонных линий» чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания или подключать его к этим «телефонам».
- Достигнув этой способности разъединяться с чувствами, йог находит простым по своей воле соединять ум с божественными сферами или с миром материи. Он более не уносится против своей воли жизненной силой обратно в земную сферу буйных чувств и беспокойных мыслей.
- На жизнь развитого крия-йога оказывают влияние не следствия прошлых действий, но исключительно указания со стороны души. Таким образом, практикующий избегает медленных эволюционных контролеров хороших или дурных эгоистических действий обычной жизни – медлительных и подобных улитке с сердцем орла.
Высший метод духовной жизни освобождает йога, который, разбив оковы эго, ощущает глубокую атмосферу вездесущности. В отличие от этого рабство естественного образа жизни заключено в унизительной медлительности.
Сообразуя жизнь лишь с порядком эволюции, человек не может требовать от природы никакой уступки в сторону ускорения; даже если бы он мог жить, не погрешая против законов физической и психической сущности, ему все же потребовалось бы около миллиона лет маскарада перевоплощений для того, чтобы познать конечное освобождение.
Телескопические методы йоги, освобождая от физических и умственных отождествлений в пользу индивидуальности души, таким образом, вручаются тем, кто с отвращением смотрит на тысячу тысяч лет.
Этот круг цифр расширяется для обычного человека, не живущего в гармонии даже с природой, не говоря уже о душе, а следуя вместо этого всяким неестественным усложнениям, нарушая в своем теле и мыслях непорочный здравый смысл природы.
Ему может не хватить для освобождения и двух миллионов лет.
Простой человек редко сознает или вовсе не сознает, что тело – это царство, управляемое душой-императором, находящийся на троне черепа с помощниками-регентами в шести центрах позвоночника или сфер сознания.
Эта теократия распространяется на толпу послушных подданных – двадцать семь тысяч миллионов клеток, наделенным как бы автоматическим разумом, благодаря чему они выполняют все обязанности развития, изменения и гибели в теле, и пятьдесят миллионов бессознательных мыслей, эмоций и комбинаций чередующихся фаз в сознании человека в течение средней длительности жизни – шестьдесят лет.
Всякий кажущийся бунт в человеческом теле или мозге против души-императора, проявляющийся в виде болезни или неразумности, происходит не вследствие нелояльности среди смущенных субъектов, но вследствие злоупотребления человеком в прошлом или теперь индивидуальностью или свободной волей, данной ему одновременно с душой и вовеки не подлежащей отторжению.
Отождествляя себя с пустым эго, человек принимает как должное, что это именно он думает, желает, чувствует, переваривает пищу и поддерживает в себе жизнь, никогда не признавая в размышлениях (а их было бы достаточно очень немного), что в его обычной жизни он ничто, лишь марионетка прошлых действий (кармы) и природы или окружающей среды.
Интеллектуальные реакции, чувства, настроения и привычки каждого человека – лишь следствия прошлых причин этой или предыдущей жизни. Однако его царственная душа выше таких влияний. Отвергая преходящие истины и свободы, крия-йог проходит за пределы всех разочарований в свою освобожденную Сущность. Писания говорят, что человек – это не разлагающееся тело, а бессмертная душа.
- Благодаря крия-йоге ему дается точный метод доказательства этой истины.
- «Внешние ритуалы не разрушают невежества, так как не вступают во взаимное противоречие, – писал Шанкара в его знаменитом «Столетии стихов».
- Лишь осознанное знание разрушает невежество. Знание не может возникнуть иначе чем путем исследования: кто я? как родилась эта вселенная? кто является ее творцом? какова ее материальная причина? К такому типу исследования обращаются».
- Интеллект не дает ответа на эти вопросы, поэтому риши развили йогу как метод духовного исследования.
- Говоря о несомненной методической надежности йоги, Кришна следующим образом возносил хвалу йогу, знающему технику:
- Превосходит йогин аскетов, йогин выше, чем тот, кто знает (Джняна йог), йогин выше, чем делатель жертвы (Карма йог); устремляйся же к йоге, арджуна.
- Крия-йога – это в действительности «ритуал огня», часто превозносимый в Гите Йог бросает страстные желания в костер монотеизма, посвященный бесподобному Богу.
- Это действительно истинно йоговская церемония огня, в которой все прошлые и настоящие желания являются топливом, расходуемым божественной любовью. Высшее пламя принимает жертву всего человеческого безумия, и человек очищается от грязи.
- Его метафорические кости обнажены от жаждущей плоти, его кармический скелет очищен антисептическим солнцем мудрости. Безобидный перед человеком и Творцом, он, наконец, чист.
Источник: http://yogananda.biz/kriya.html