Святые Отцы различали восемь основных грехов или страстей, как восемь источников, из которых истекают все наши грехи, душевные и телесные, во всем их многообразии. Здесь дана, скорее, не богословская, а аскетическая картина нашей греховности.
Святые Отцы определили конкретные грехи для того, чтобы возможно было указать на средства борьбы с ними. Согласно их учению, в действительности существует один главный источник греха – наше себялюбие, то есть неправильная любовь человека к себе, эгоизм и эгоцентризм. В этом – начало всех грехов.
Некоторые богословы указывали три разновидности себялюбия: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но эта схема довольно-таки обобщенна и абстрактна, так что здесь нам трудно видеть лицо самого греха.
И уже не богословы и теоретики христианства, а монахи и аскеты, главной жизненной целью которых было очищение своей души, выявили восемь главных врагов нашего спасения, восемь начальных страстей. Если человек не будет вести с ними борьбу, то они возобладают им, превратятся в грехи смертные, то есть навсегда отлучат человеческую душу от Бога.
Здесь я хотел бы поговорить об одной из самых лютых страстей, которая особенно тяжка, которая непрестанно восстает на человека. Блуд – он является как бы концентратом всех порочных наслаждений. Борьба с блудным похотением – самая тяжелая и жестокая, христианин ведет ее до самой смерти.
Святые Отцы говорят: «Не верь своему телу до тех пор, пока оно не ляжет во гроб и гроб не забьют гвоздями». Естественное вожделение, естественное влечение к другому полу генетически вложено в каждого человека.
Борьба с грехом блуда, как говорят святые Отцы, есть борьба с тем врагом, который сидит внутри нас.
Как обычно развивается эта страсть? Для ее развития нужен определенный образ. И поэтому чаще всего она начинается с образа.
Первый этап – когда нечистый образ появляется в уме человека, как на кино- или телеэкране. Но это еще не грех. Это лишь повод ко греху, прилог, искушение, приманка диавола, которую он ставит перед нами.
Человек ставит приманку, чтобы уничтожить какое-нибудь вредное животное, скажем, крысу.
Крыса бросается на нее и гибнет. Вот так же и диавол предлагает нам приманку, обольстительный образ, внедряя его в наше сознание. Но мы можем внутренне отвергнуть этот образ, отключить от него свою волю.
И тогда он останется внешним и чуждым для нас. Он становится нашим только в том случае, когда мы начинаем испытывать симпатию к нему и желание задержать его в нашем сознании.
Если человек отвергнет страстный помысл или образ в самом начале, то выйдет из этой духовной битвы победителем.
Святые Отцы разработали учение о трезвении, контроле над своим сердцем. Этот контроль осуществляется посредством непрестанной молитвы, в свете которой человек видит зарождение помысла или образа в самом начале.
Если у человека нет молитвы, он не может зафиксировать первый этап зарождения помысла (образа), фиксирует лишь последующие этапы, когда внутренним волевым усилием уже начинает удерживать этот помысл (образ) в своем сознании, созерцать его, любоваться и наслаждаться им.
Поэтому святые Отцы заповедали иметь в своем сердце непрестанную краткую молитву – молитву Иисусову, которая высвечивает человеку его сердечные глубины.
Можно для непрестанной молитвы выбрать также по своему усмотрению и какие-нибудь слова из псалма, краткую молитву «Господи, помилуй!» или же молитву «Боже, милостив буди мне, грешному!» Но Иисусова молитва значительно глубже. Она воистину всеобъемлюща. По выражению святых Отцов, она – «Евангелие, сокращенное в восьми словах».
Да, момент зарождения помысла (образа) – самое лучшее время для борьбы с ним, для его уничтожения.
Помысл подобен растению: когда оно только пустило росток, его легко можно вырвать из земли, а когда укоренилось, и корни глубоко вросли в землю, тогда нужны большие усилия; если же этот росток превратился в дерево, то вырвать его почти невозможно, и человек уже не может бороться с грехом своими силами. Он должен прибегать к помощи других, к помощи своих наставников.
Итак, наилучший способ борьбы со сладострастным помыслом – это отвержение его в самом начале, на первом этапе – прилога. Однако и на последующих этапах христианин должен бороться с грехом. Пусть даже в этой борьбе допущены промедления и ошибки, надо продолжать борьбу и молить Бога о прощении содеянного мысленного прегрешения.
В борьбе со страстным помыслом нужно использовать естественные силы человеческого гнева, то есть гневаться на диавола, греховный помысл и сам грех. Гнев дан человеку как оружие, как меч против врага. Этот меч мы употребили против самих себя и наших ближних.
Но гнев может быть святым, праведным гневом, если мы научимся гневаться на демона и грех, возникающий в нашем сердце. Гнев имеет силу уничтожать.
Если мы направляем его на своего брата, то становимся в известном смысле убийцами. Если же гневаемся на грех, то гнев разрушает его и очищает нашу душу. Итак, нужно научиться гневаться на нечистые помыслы.
Святые Отцы учат: «Когда будет перед тобой нечистый помысл, сначала разгневайся на него, как на несчастье, которое может лишить тебя вечной жизни, а потом обратись к Богу с молитвой. Не рассматривай этот помысл. Не вступай с ним в беседу. Не опровергай словами то, что будет говорить демон.
Гневом изгони помысл из своего сердца и затем обратись к Богу, чтобы Он очистил твою душу от осквернения».
Что еще требуется для борьбы с демоном блуда? Воздержание. Святые Отцы поставили блудный грех, эту болезнь, сразу же после чревоугодия, так как демон блуда тесно связан с демоном чревоугодия. Чревоугодие разжигает блудную страсть.
Святые Отцы говорили: «Если ты хочешь бороться с блудом, не обуздав своего чрева, то это то же самое, что пытаться потушить костер, бросая в него ветки дерева».
Как определить для себя норму в пище? Святые Отцы учат так: «Определи, сколько нужно тебе пищи для насыщения, затем съешь две трети от этого количества, а прочее оставь; или же вставай из-за стола, когда ты не чувствуешь еще полного насыщения, в то время, когда хочется тебе еще немного поесть. Это и будет твоя мера».
У святого Иоанна Лествичника мы читаем: «В укрощении чрева употребим благоразумную постепенность: отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую». Нельзя сразу налагать на себя строгий пост, к воздержанию человек приучает себя постепенно.
Кроме того, в посте вообще необходимо соблюдать меру. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что иногда чрезмерное пощение не укрощает, а, наоборот, возбуждает блудную страсть.
Общее правило умеренности и воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.
Крайности с той и с другой стороны равно вредны – и неумеренная строгость поста, и пресыщение чрева.
Монах так разумно должен вести дело пощения, как если бы имел пребыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отревать печаль, ни во что ставить скорби и потери, как могущий умереть каждый день.
Поэтому, когда говорят о посте, имеют в виду разумное воздержание, а не доведение себя до болезненного состояния, которое нередко сопровождается внутренней гордыней и прелестью.
Итак, будем помнить, что умеренное употребление пищи служит средством обуздания блудной страсти. Так же во время особенно сильного блудного возбуждения полезно пить мало воды, ибо чувство жажды в какой-то степени притупляет и ослабляет эту страсть. Отшельники не только пищу принимали мерой, но и воду.
Святые Отцы говорят: «Если ты свяжешь себя постом, то свяжешь беса блуда веревками, но для того, чтобы повергнуть его на землю, нужно смирение».
Один из древних египетских подвижников, толкуя библейское повествование о том, как пророк и боговидец Моисей убил египтянина и закопал его в песок, говорит, что это – образ борьбы с блудным демоном. Песок – пустыня, место, где ничего не растет. «Зарыть египтянина в песок» – значит победить беса блуда смирением.
Во время борьбы с блудной страстью христианин должен глубоко смирить свой дух, осознать, что он – средоточие греха и без помощи Божией не может бороться с сей страстью, но при этом не падать духом, а надеяться на помощь Божию и пребывать в молитве. Бес блуда связан с бесом гордыни.
Иногда гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую. Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание.
Самым действенным средством борьбы с блудом является исповедь духовному отцу. Святые подвижники говорят, что бес блуда не терпит обличения. Он любит прятаться, скрываться в нашей душе, как скорпион в своей норе.
Обличить блудного демона перед духовником, рассказать ему о своей брани значит тотчас получить облегчение. Однако сделать это необходимо с верой в молитву своего духовника. В Патерике есть рассказ о двух монахах, боримых бесом блуда.
Они пошли к старцу и рассказали ему о своей брани.
Один получил облегчение, а другой нет. И первый в ответ на жалобу второго спросил его: «А как ты открыл свою брань отцу?» Тот ответил: «Я пришел, рассказал ему, поклонился и ушел». Вопросивший сказал: «А я пришел к нему так, как пришел бы к Самому Христу Спасителю: с верой в то, что его молитвы отгонят от меня блудного беса.
Во время рассказа об искушении я внутренне каялся и плакал, и когда вышел от него, почувствовал себя как бы заново родившимся». Поэтому, если вы открываете перед своим духовным наставником блудную брань, то это должен быть не простой сухой рассказ.
Вы должны внутренне оплакивать свою греховность и верить, что за молитвы духовника Господь силен избавить вас от этой брани, уменьшить ее или же сделать вас в ней победителем.
Для того, чтобы успешно бороться с демоном блуда, мы должны стараться никого не осуждать, особенно тех, кто страдает от этой же страсти. Когда мы осуждаем других, то в это время подразумеваем, что на их месте не сделали бы того же самого и как бы внутреннее представляем себя победителем демона.
И поэтому за осуждение других Господь иногда попускает нам такую же брань, и часто мы не выдерживаем ее и падаем. Одно из важнейших правил духовной жизни – не осуждать другого. Это значит не оправдывать его грех, но сострадать ему, как мы сострадаем больному.
Один из святых говорил: «Когда я вижу согрешающего, или же узнаю о нем, то говорю себе: «Смотри, не сделай этого сам! Кто знает, что будет с тобой завтра?!”»
Еще одно из средств борьбы с демоном блуда – это разумное уединение, уединение в то время, когда он борет нас с особой силой. Кроме того, надо постоянно трудиться: блудный демон лютее всего нападает на человека, не занятого необходимым делом.
Святые Отцы говорят, что не следует слишком много заботиться о своей внешности. Вполне достаточно быть опрятно и чисто одетым. Сама мысль о красивой одежде, которая будет нравиться другим, содержит в себе тайный блуд. Святые Отцы не советуют вольно обращаться друг с другом. Один подвижник говорил: «Вольность – это начало блудного греха.
Вольность в обращении похожа на ветер из пустыни, который сжигает и уничтожает посевы в том месте, где он пронесся». Писания святых Отцов учат, что в смехе и шутках также таится блуд. С аскетической точки зрения, смех и шутки оскверняют человеческую душу. Они уничтожают благоговение как сердечное расположение.
Церковное Предание говорит нам, что никто не видел Иисуса Христа смеющимся или улыбающимся, равно как и Его Пречистую Матерь. А демона часто изображают хохочущим. Если бы мы понимали, для чего Господь дал нам земную жизнь, и чаще думали о том, что ожидает нас в вечности, – рай или ад, мы бы не шутили, не смеялись и не хохотали.
Если бы мы знали, сколько греха сосредоточено в нашей душе, какое огромное море греха представляет из себя этот мир, нам было бы не до смеха. Но эта ужасная картина сокрыта от нас…
Святые Отцы заповедуют по возможности избегать общения с другим полом, так как это общение будет обязательно возбуждать в нас блудную страсть, явную или тайную. Некоторые заявляют: «Я разговаривал с женщиной и не почувствовал совершенно никакого вреда». Святые смотрят на это по-другому: человек получил вред, но сам этого не заметил.
Один из подвижников писал: «Через несколько дней после разговора с женщиной я испытал нападение блудной страсти, и передо мной встал ее образ. Когда мы беседовали, мне казалось, что я безстрастен. Но ее образ отпечатлелся где-то в глубине души и потом, во время брани, как приманка всплыл из глубин подсознания». Мы не знаем, что творится в нашем сердце.
Все наши разговоры, встречи и впечатления – это семена, которые падают в сердечные глубины, а потом уже дают свои ростки. В общении с любой женщиной надо быть предельно осторожным, хотя бы нам и казалось, что мы не питаем к ней никакого нечистого пожелания.
Также нужно всячески избегать излишнего общения, поскольку нередко мы хотим быть вместе с женщинами не ради какого-нибудь важного и неотложного дела, а для тайного внутреннего удовлетворения блудной страсти. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Не обязательно падение с женщиной: иногда само присутствие женщины уже дает человеку скрытое наслаждение».
В книге преподобного Иоанна Лествичника, великого игумена Синайской горы, мы читаем: «Бес плотского сладострастия весьма часто вовсе скрывает себя, наводит на инока крайнее благоговение и производит в нем источники слез, когда он сидит или беседует с женщинами, и подстрекает его учить их памятованию о смерти, о Последнем Суде и хранении целомудрия, чтобы они, окаянные, прельстившись его словами и притворным благоговением, прибегнули к этому волку, как к пастырю; но окаяннейший оный, от близкого знакомства получив дерзновение, наконец подвергается падению». Поэтому в общении с женщинами, даже когда священник наставляет их и ведет духовную беседу, обязательно нужна мера. Следует говорить кратко и ясно. Для тех, кто хочет исполнить наставления и спастись, не нужны долгие беседы. Им только надо узнать, что делать.
Обычно женщины, которые часто обращаются к своим духовным отцам и подолгу с ними разговаривают, повторяя непрерывно одно и то же, как бы пережевывая одну и ту же жвачку, на самом деле внутренне удовлетворяют таким образом свою блудную страсть.
Тот, кто заботится о чистоте, говорит собранно и лаконично. В общении с женщиной, по учению святых Отцов, несмотря на всю доброжелательность и приветливость, необходимо соблюдать строгость. Никогда человек не должен думать, что победил блуд.
В этом – одна из хитростей демона.
Святой Иоанн Лествичник говорит: «Лисица притворяется спящею, а бес – целомудренным; та хочет обмануть птицу, а сей – погубить душу. Не верь во всю жизнь твою сему бренному телу и не надейся на него, пока не предстанешь Христу».
Блудный демон может некоторое время не тревожить нас, чтобы мы подумали, что уже победили нечистую страсть, и потеряли осторожность. После этого он неожиданно нападает на нас, как на свою жертву, и застает, как правило, безоружными.
Поэтому никогда не надо доверять себе и считать себя победителем в сей брани.
Преподобная Мария Египетская, жившая в Иорданской пустыне, много лет была борима бесом блуда через воспоминания о своей прошлой греховной жизни.
Во время вражеских нападений она падала на землю и кричала во весь голос: «Боже, Сам спаси меня! Господи, я безсильна!» И за это смирение благодать Божия покрывала ее. Подвижница побеждала врага в этой жестокой, тяжелейшей борьбе.
Итак, все мы должны помнить: победа над блудом – это победа благодати над демоном. Без истинного самопознания в духе сердечного сокрушения и глубокого смирения победить блудную страсть невозможно!
Попытаемся кратко суммировать все вышесказанное.
Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святые Отцы говорят: «Целомудрие – совокупность всех добродетелей».
Источник: https://paveltep.livejournal.com/204066.html
Глава 598. Разговор о страсти и любви перед жизнью и смертью / Способ выбора
Среди членов Ортодоксальной Академии уровень культивации Чжэсю не был сильнейшим, но он несомненно был сильнейшим в битвах. В битве жизни и смерти даже Чэнь Чаншэн не смог бы сравниться с ним. Так было из-за его несравненно богатого боевого опыта и его пугающей воли, закаленной жизнью на грани смерти. Однако, в любви у него не было и малейшего опыта, не говоря уже о ее восприятии.
«Разве она не презирает тебя?» — он прямо выразил свои сомнения.
Чэнь Чаншэн засмеялся, не зная, как ответить на этот вопрос, но когда он засмеялся, он почувствовал слабый запах ржавчины из своего горла. Это был запах крови. Его лицо дрогнуло, и его духовное чувство начало перемещаться, когда он начал Медитативную Интроспекцию. Затем он погрузился в долгую тишину, а его лицо было очень бледным.
Как оказывается… это было то, что произошло. Может ли быть, что его максимальный лимит двадцати лет прибыл заранее?
Он мог отчетливо чувствовать, что все меридианы его тела уже разорвались однажды, но по какой-то причине несколько тысяч ран в его меридианах было прижжено и более не кровоточило. Вскоре после этого он понял причину, так как мог отчетливо чувствовать ее кровь, текущую по его венам.
Прозрачные и немного прохладные воды озера медленно текли вокруг деревянных колонн дома, и были слышны шаги. Сюй Южун и Танг Тридцать Шесть вошли в дом.
Танг Тридцать Шесть дал знак, что он и Чжэсю должны выйти, оставив лишь Чэнь Чаншэна и Сюй Южун внутри.
Озерные воды продолжали медленно течь под домом, но маленькие черные рыбки перестали быть такими же взволнованными. Однако, та косточка исчезла.
Чэнь Чаншэн и Сюй Южун тихо смотрели друг другу в глаза, и ни один из них не говорил в течение очень долгого времени. Дом казался неподвижным, и даже заброшенным. Он подумал про себя, что, так как он был мужчиной, все еще были кое-какие вещи, которые он должен был сказать. Облизав свои немного сухие губы, юноша серьезно сказал ей: «Прости».
У этого простого ‘прости’ было много значений, как то, что он скрывал свою болезнь, что его судьба не была хорошей и что он побеспокоил ее, как для них было невозможно продолжать быть вместе.
Сюй Южун спокойно посмотрела ему в глаза, говоря: «Этот секрет ты хотел рассказать мне в ту ночь?»
«Да, мое тело было нездоровым с самого детства. В возрасте десяти лет моя душа начала просачиваться из моих разорванных меридианов, и Учитель оценил, что я не проживу дольше двадцати, но…»
После мгновения тишины Чэнь Чаншэн продолжил: «Я думал, что несмотря ни на что, я все еще смогу продолжать жить до двадцати, что у меня было по крайней мере три года времени. Я верил, что у меня действительно будет шанс изменить мою судьбу. Я хотел сначала попробовать, а затем задуматься над моими вариантами, но я не мог представить, что, в конце концов, возраст двадцати придет заранее».
Сюй Южун спросила: «И?»
Чэнь Чаншэн взглянул на ее белоснежное лицо и мог представить, как много сердечной крови она заплатила, чтобы спасти его, настоящей сердечной крови. Он вновь мягко сказал: «Прости».
Сюй Южун держала руки за спиной и подошла к окну, глядя на изобильные звезды на ночном небе. Прошло несколько мгновений тишины, и она сказала: «В то время ты хотел сказать, но я не хотела слушать, так что ты не должен извиняться».
Чэнь Чаншэн не отвечал в течение долгого времени. Наконец-то он сказал: «К счастью, помолвка уже аннулирована».
«Иначе я бы стала вдовой?» — Сюй Южун не поворачивала голову и ее голос стал холоднее.
Чэнь Чаншэн ощущал, что она чувствовала. Он был немного растроган, немного утешен, но еще больше он беспокоился. Он сказал ее спине: «Я умру».
Голос Сюй Южун стал еще холоднее, приближаясь к апатии: «И тогда?»
Чэнь Чаншэн ответил: «У болезни Чжэсю есть шанс быть излеченной, но эту мою болезнь действительно нельзя вылечить».
В ответе Сюй Южун вновь были лишь эти два слова: «И тогда?»
Чэнь Чаншэн продолжил: «Господин Су Ли настолько необузданный и открытый, но даже он не согласился выдать свою дочь замуж за Чжэсю, так как могут твои родители согласиться отдать тебя замуж за меня?»
Сюй Южун ответила: «Мне не нужны приказы моих родителей, а мой учитель где-то далеко. Моя свадьба — это мое собственное дело».
Чэнь Чаншэн оспорил: «А Императрица? Она так любит тебя, беспокоится о тебе — может быть, тебе не нужно прислушиваться к ее мнению?»
Голос Сюй Южун был очень спокойным: «Мои дела никогда не требовали внимания кого-то другого, и если ты действительно Наследный Принц Чжаомин, то болен ли ты или нет, или даже если ты на грани смерти, ты все еще будешь благословлен прожить десять тысяч лет, и Императрица никогда не согласится на мой брак с тобой, так что у этого твоего вопроса нет смысла».
Звездный свет падал на озеро и отражался в его поверхности, падая на дом слоем серебра, обводя ее тело серебром. Она была поразительно красивой, как будто в любой момент могла оседлать ветер и улететь.
Глядя на ее фигуру, Чэнь Чаншэн почувствовал, как будто она отдалялась все дальше и дальше. Он мягко спросил: «Тогда что насчет меня?»
Сюй Южун повернулась к нему, ее платье поднималось на ветру, а ее голос был холодным, как ветер: «А что насчет тебя?»
Чэнь Чаншэн посмотрел ей в глаза, не намереваясь отступать: «Я не позволю тебе выйти замуж за человека, который вот-вот умрет, и я не хочу рассказывать миру о наших отношениях. Наша помолвка уже аннулирована, и если мы не будем признавать это, то после моей смерти, за кого бы ты не вышла замуж, это будет намного проще, например… за Цюшань Цзюня».
Проснувшись и убедившись, что его меридианы были разорваны, что его шанс жизни был нулевым, что его будущие дни были скудными, он начал раздумывать над несколькими проблемами.
Это было его настоящим мнением, его собственным решением.
Он думал, что сможет очень спокойно принять все это, но когда он говорил о том, как она в будущем выйдет замуж за Цюшань Цзюня, в его сердце по какой-то необъяснимой причине появилось чувство горькой грусти.
Сюй Южун тихо смотрела на него, не говоря в течение очень долгого времени. Когда Чэнь Чаншэн подумал о том, что она уйдет, взмахнув рукавом, она внезапно сказала: «Как ты и сказал, помолвка между нами уже была разорвана, так что между нами нет связи. Учитывая это, какое право у тебя есть говорить тоном жениха и решать, что я должна делать после твоей смерти?»
Чэнь Чаншэн не знал, как ответить, потому что все сказанное ей было верно.
«Но я действительно умру, и умру очень скоро».
«Каждый человек умрет — Император Тайцзун и Чжоу Дуфу тоже умерли. Это обычное дело».
«Я просто переживаю за тебя».
«Расслабься, пока ты все еще жив, я умру за тебя, как и ты умер бы за меня».
Это были наиболее страстные из романтических раз, это было наиболее искреннее признание в любви, но Сюй Южун говорила настолько спокойно и безразлично, как будто говорила о наиболее простом принципе. Вода будет течь вниз со склона, солнце будет заходить и подниматься вновь, каждый человек умрет, а мы — влюбленные, идущие по тому же пути, естественно, можем отдать наши жизни друг другу.
Если бы это был кто-то еще, он бы определенно был бы ошеломлен и лишен дара речи контрастом между этими страстными словами и настроением, в котором они были сказаны. Однако, Чэнь Чаншэн тоже обладал невероятно уникальным характером и не чувствовал, что что-то из этого было неуместным.
Наоборот, он почувствовал, что это была та, которую он так сильно любил. Он был подобной личностью, так что, независимо от того, сталкивался ли он с жизнью и смертью или любовью, он отбрасывал свои эмоции в глубочайшие части своего тела, сталкиваясь с этими вопросами со спокойным отношением.
«…Но я не буду жить ради тебя. Пока ты все еще жив, я буду жить своей жизнью. Если ты умрешь, я аналогично буду жить хорошо».
Сюй Южун посмотрела ему в глаза и сказала: «Но сначала, ты должен бороться за жизнь, и я тоже буду бороться за твое выживание. Я не хочу, чтобы ты умер».
Этот разговор перед жизнью и смертью об отношениях и любви подошел к концу.
Она очень спокойно одержала окончательную победу в этом споре.
Источник: https://ranobelib.ru/sposob-vybora/glava-598-razgovor-o-strasti-i-lyubvi-pered-zhiznyu-i-smertyu/
Перечень основных человеческих пороков с советами по устранению
Автор: potokudach ·
Все люди несовершенны и подвержены временами действию определённых грехов. Естественно, необходимо стараться облагораживать себя и совершенствоваться, но чтоб знать, как устранять собственные недочеты, следует поначалу ознакомиться со перечнем основных пороков человека, который приводится в данной статье.
Что такое порок?
Порок выступает нравственным и духовным недочетом, противопоставлением добру. Это всё, что тошно доброте и правде, к порокам относятся любые виды нравственных извращений, преломления, наклонности к худу, нехороший жизни.
Порок постоянно является нарушением нормы. Грустно обдумывать, но в природе совершенно не существует безупречных людей, у всех имеются какие-то грешки.
Хотя заглавие «смертные грехи» и внушает некий кошмар, в реальности они являются не наиболее чем информацией, которую человек должен понять, принять и начать обрабатывать. Если вы не пытаетесь убежать от правды и признаёте за собой наличие какого-то грешка, означает, вы готовы начать управляться с ним.
Имея от всей души желание начать биться со своими пороками и самосовершенствоваться – непременно читайте далее.
Главные людские пороки перечень
Всего выделяют семь принятых человеческих грехов – лень, чревоугодие, гордыню, похоть, алчность, злость и зависть. Непременно, этот список можно перечислять до бесконечности, но обозначенные семь пороков выделили раздельно, потому что конкретно они содействуют появлению иных грехов.
Все люди временами сталкиваются с описанными грехами за всю свою жизнь. Принципиально также держать в голове про то, что грехи различаются друг от друга по своим смысловым чертам.
Например, за одни из их человек повинет перед собственной личностью, собственной религией, а за остальные недочеты – перед окружающими людьми.
Согласно распространённой точке зрения, гордыня является более ужасным пороком. Разъясняется это тем, что загордившийся человек кидается вызов самому Создателю.
Далее приведём перечень основных грехов с их детализированным описанием:
- Лень (может также проявляться в виде апатии, депрессии, нежелания что-то созодать). Лень является недочетом трудолюбия или его полным отсутствием. Ленивые люди не могут быть полезными для собственного общества.
Но время от времени любому из нас актуально нужно полениться для сохранения собственной энергии и улучшения предстоящей жизнедеятельности. Основное при всем этом не перестараться.
- Чревоугодие (понятно также под видом обжорства). Это патологическая страсть к смачной еде, которую человек употребляет в неумеренных количествах.
Необходимо отметить, что алкоголизм также представляет собой одну из разновидностей чревоугодия. Любители смачной пищи часто мучаются от лишнего потребления еды.
- Гнев (ещё проявляется в виде ярости, злости, злости, желания мстить). Гнев выступает негативной эмоцией, которая ориентирована на чувство несправедливости. При всем этом человека побеждает мощное желание устранить эту несправедливость.
- Жадность (известна под видом алчности и скупердяйства). Жадность представляет собой желание обладать как можно огромным количеством вещественных благ, когда человек просто утрачивает чувство меры.
- Зависть (данный порок ещё проявляется в виде ревности). Зависть выступает желанием человека владеть этим же, чем владеют наиболее удачные личности. Одолеваемый завистью человек может совершать различные ужасные поступки.
- Гордыня (также известна как гордость с высокомерием). Проявляется в виде эгоизма (эгоцентризма), лишней гордости, заносчивости. Если человека побеждает гордыня, он хвастает собой перед иными людьми и свято убеждён в том, что конкретно его мировоззрение является самым верным.
- Похоть (проявляется в виде распутства, блуда, сладострастия). Похоть выступает грубым половым влечением, запрещённой страстью, потаенными желаниями. В целом к этому пороку относятся любые виды желаний, из-за которых человек сталкивается с некими неудобствами либо страданиями.
Социологами было проведено увлекательное исследование, по результату которого составили «хит-парад» смертных грехов. На 1-ое пространство в нём попали гнев и гордыня, а на крайнем – оказались лень с жадностью.
Как биться со своими пороками
Не достаточно просто знать перечень основных пороков человека. Если вы вправду желаете начать улучшать себя, тогда избавляйтесь от собственных недочетов. Как это сделать – поведаем далее.
- Гордыня. Чтоб совладать с гордыней, следует испытывать чувство почтения и любви к иным людям, вне зависимости от того, какое положение в обществе и статус они имеют. Вы должны попытаться осознать, что окружающие, буквально также как и вы, являются частью единой Вселенной, в какой все должны жить в гармонических отношениях с миром.
- Алчность. Как можно совладать с сиим пороком? Нужно начать относиться к вещам по-другому, осознать себе, что истинные актуальные ценности никогда не бывают вещественными. И финансово накладная машинка либо квартира – это всё средства, помогающие для вас вести нормальную жизнь, а не объекты, которым следует поклоняться. Истинные ценности постоянно скрываются в глубине нас самих. Они заключаются в нашей вере, нашей возможности поменять себя и свою жизнь к наилучшему.
- Зависть. Если вы желаете искоренить внутри себя чувство зависти, то должны устранять чувство презрения к тем людям, которые достигнули большего фуррора в жизни. К тому же они в реальности понятия не имеют о ваших эмоциях и никаким образом не могут повлиять на вашу удачливость.
Обучайтесь жить, не оглядываясь на счастье и успехи остальных, концентрируйтесь лишь на для себя и вы обязательно можете преуспеть в том деле, в каком мечтаете это сделать.
- Похоть. Для устранения греха похоти следует не допускать интимной близости в тех вариантах, когда у вас отсутствуют какие-либо чувства к партнёру. Секс выступает проявлением любви, а если любви нет, то нереально гласить про всеполноценную близость.
- Гнев. Чтоб не нередко гневаться, проанализируйте ситуацию либо людей, от которых вы ощущаете энергию угрозы, которые внушают для вас чувство ужаса. Скорее всего, в реальности они совершенно не так небезопасны, как вы думаете про их. Займитесь проработкой собственных страхов, осознайте их настоящую сущность – это поможет для вас найти первопричину, а означает, и стремительно убрать их в принципе.
- Лень. Не все отдают для себя отчёт в том, что лень быть может не только лишь вредной, да и полезной. Просто предоставьте для себя незначительно физического и морального отдыха от всех и вся. Побудьте наедине с собой, отпустив все мысли и не предпринимая никакие деяния. Поленившись некое время, вы поймёте, что схожее состояние вызывает у вас лишь скуку и придёте в обычный тонус.
Нужно отыскать мотивацию для действий – пообещайте для себя поехать туда, куда издавна желаете, побаловать себя приятными покупками, узреть друзей. Ведь выход из состояния лени и ваши труды обязательно должны получить заслуженную заслугу.
Сейчас вы понимаете, главные людские пороки, которые делают нас ужаснее и мешают развиваться и совершенствоваться. Пытайтесь сберегать себя от негативных эмоций, очень устранять из собственной жизни негатив, проявляйте открытость по отношению к миру и впускайте в своё сердечко любовь – тогда ни один из 7 пороков не сумеет к для вас прицепиться.
В итоге непременно просмотрите увлекательный направленный на определенную тематику видео-материал:
Источник: https://potokudach.ru/samorazvitie/perechen-osnovnyh-chelovecheskih-porokov-s-sovetami-po-ustraneniju/
Из наследия оптинских старцев. О блудной страсти / Православие.Ru
Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.
Различие в согласии помыслов и преклонении воли
Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:
«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».
Причина блудной брани
Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:
«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».
О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.
Преподобный Амвросий писал:
«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».
«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».
Как бороться с блудной страстью
Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:
«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?
Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином.
Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3).
Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.
Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».
Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:
«Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся.
Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную.
О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».
Старец напоминал о силе крестного знамения:
«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого.
Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело.
Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».
Преподобный Амвросий также предупреждал:
«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».
«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».
Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:
«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».
Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:
«90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».
Чистота возвращается покаянием
Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:
«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».
Быть осторожным до самой смерти
Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:
«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.
И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».
Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:
«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Источник: https://pravoslavie.ru/59445.html
В чём заключается опасность страсти блуда и как с ней бороться?
Блуд (или блудная страсть) отличается особенным коварством. Она способна завладеть рассудком человека и процесс потакания ей нередко становится единственным стимулом жизни. Для выгораживания своей страсти блуда многие дают ей название любовь, хотя в действительности имеется ввиду не чистое и светлое чувство, а лишь физическое желание удовлетворять свои сексуальные потребности.
Более детально о блуде и методах борьбы с ним вы узнаете из данного материала.
Что церковь рассматривает под понятием блуда
Говоря про блудную страсть с её психологическими аспектами, необходимо в обязательном порядке затронуть христианское понимание смысла взаимоотношений между мужчиной и женщиной. То есть, основной жизненной задачи, которую ставит перед людьми Создатель.
Чтобы рассмотреть эту тему наиболее объективно, следует изучить святоотеческую антропологию (учение о человеке).
Церковь рассматривает появление любого рода страстей, как искажение человеческой сути после того, как человек совершил акт грехопадения. Христианское учение гласит, что есть одна основная причина совершения грехов – человеческое себялюбие, то есть, чувство неправильной любви человека к себе. Именно отсюда начинают произрастать все человеческие страсти и пороки.
Не исключение представляет и блудная страсть.
Обратите внимание, что у слов блуд и заблудиться, блуждать один корень. А это обозначает, что человек, когда впадает в блуд, начинает блуждать вдалеке от Истины. Впустив в себя порочную блудную страсть, человек неизбежно совершает не только физический, но и духовный блуд, в результате которого отдаляется, отчуждается от Создателя.
Всевышний в Своих притчах открывает людям священные секреты духовной жизни и Царствия Небесного. Те, кто читали Библию, знают притчу про блудного сына. В ней рассматривается блуд телесный, духовный и последующее раскаяние. Притча в прямом и переносном смыслах демонстрирует нам основной смысл блуда (то есть, блуждание вдалеке от себя самого, от Создателя и истинной любви).
Господь создал человека по образу и подобию своему и наделил его разнообразными дарами. Так, люди обладают и силой слова, и силой разума и высокими чувствами. Человек обладает поистине колоссальными возможностями и могуществом.
Но проблема заключается в том, действительно ли он всегда тратит свою энергию на то, на что нужно?
Святоотеческая антропология гласит, что у человека всего есть два пути. Один из них – быть усыновленным Богом. А второй – потакать себе, поддаваться своим страстям и прихотям и это путь, приводящий к гибели души человека.
Как блуд связан с гордостью
Мы уже писали про то, что процесс появления любых страстей является результатом грехопадения. Если объяснить по-другому, то в тот момент, когда человек решает обойтись без Господа, начинает ставить себя на его место, его переполняет гордость, тщеславие и самообман – всё это признаки искажения нашей природы.
Получается, что каждая из человеческих страстей представляет собой следствие гордости – высокомерного намерения человека устроить свою жизнь самостоятельно, без божественного вмешательства.
Все страсти имеют тесную связь друг с другом и оказывают взаимное воздействие друг на дружку. Например, страсть блуда представляет собой следствие гордости. Как работает этот механизм?
Священники убеждены в том, что если бы Всевышний позволил Дьяволу иметь полную власть над человеком, то бесы просто разорвали бы людей на куски. Но милостивый Господь допускает, чтобы дьявольская сила действовала на человека лишь в той степени, в которой он способен ей противостоять, устоять перед соблазном.
Когда же человек подвержен страсти гордыни (которая является ослепляющей), он перестаёт видеть в себе гордость и Господь, чтобы усмирить его, разрешает напасть на него бесу блуда. И лишь терпя эту пагубную страсть, которая всегда ощущается человеком и всегда мучает его, человек осознаёт, что он горд.
Согласно мнению святых отцов, бес блуда имеет власть над человеком исключительно с целью усмирения гордыни, ведь она является настолько омерзительным пороком, что все пытаются скрыть её, стыдятся её и не выпячивают. Хотя на сегодняшний день блуд становится всё более и более популярным в разнообразных своих формах и им начинают даже гордиться и превозноситься.
Получается, мы можем наблюдать тесную связь беса блуда и беса гордыни. Но Всевышний не всегда быстро освобождает человека от страсти блуда, чтобы не допустить развития гордости – самой опасной из всех страстей.
Страдая от страсти блуда, человек начинает понимать, что этот порок зачастую указывает на его гордость или желание осуждать других людей.
Замечательный пример мы можем наблюдать из откровения священнослужителя Паисия Святогорца. Он рассказывает про то, что однажды столкнулся с сильным искушением страстью блуда. Он поставил перед собой цель во что бы то ни стало устранить это искушение: занялся чтением молитв. Однако, брань не только не прекратилась, но стала ещё больше усиливаться.
В какой-то момент Паисий вдруг вспомнил, что совершенно недавно осудил женщину, также страдавшую от блудной страсти. И осуждение его было достаточно суровым.
Тогда он даже подумать не мог, насколько мощная эта страсть и, вероятно, внутри себя начал превозноситься над ней.
Как только у него в памяти возник данный эпизод, он искренне раскаялся в том, что осудил женщину несправедливо и страсть тотчас же оставила его.
Это отличный образец того, что Бог посылает нам страсть, чтобы удержать нас от гордыни. Она призвана призывать смирение и покаяние и избавить человека от греха осуждения своих ближних.
Что психологи говорят про страсть блуда
Разобравшись с мнением священнослужителей касаемо страсти блуда, перейдём к тому, что психологи думают о данном грехе.
Психологи говорят про то, что нередко одна проблема на самом деле обладает совершенно другими корнями. К примеру, родители приходят к психологу и жалуются, что их ребёнок плохо себя ведёт, но в действительности сами не дают ему никакой свободы воли. Или человек жалуется, что к нему все относятся несправедливо, хотя в действительности сам не уделяет другим людям должное внимание.
Точно также происходит и со страстью блуда. Когда специалист начинает практическую работу с пациентом, то нередко находит целый ряд совершенно иных оснований и нарушений, проблем.
Рассматривая сексуальную зависимость нужно отметить, что она обладает экзистенциальными духовными компонентами – глубинным неосознаваемым страхом смерти, вытесняемым чувством внутреннего опустошения, внутренним одиночеством.
Бывает, что имеют место и совсем другие нарушения:
- разные виды психологических детских травм;
- сексуальное насилие (если оно произошло в юные годы);
- плохие, патологические отношения в семье ребёнка.
Все факторы, описанные выше, начинают бросать человека в зависимость от секса, ведь таким образом он пытается искать для себя своеобразную анестезию, иллюзорное утешение. В действительности, конечно, никакого утешения он не получает, а лишь начинает проваливаться вглубь и вглубь данной зависимости, утрачивая здоровые и правильные жизненные ориентиры.
Страсть блуда в действительности выступает намного более фундаментальной проблемой, чем просто зависимость от секса. Она имеет значительную связь с духовной сферой личности. Блуд является своеобразным уходом, сбеганием личности от чего-то, в некоторых случаях – поиск ложной цели.
Личность начинает блуждать, пытаясь найти что-то, её душа пребывает в метании, но ищет он не там где нужно, поэтому и ничего не находит.
Это относится не только к блуду, но и к прочим страстям. Основная цель каждой страсти – завладеть человеком на всех уровнях: телесном, душевном и духовном. Именно по духовному уровню можно определить связь человека с Создателем.
Поэтому бороться со страстью – это обозначает не просто устранять блудные помыслы из своей головы, как могут многие ошибочно подумать. Это значит бороться за личность человека, за его совершенствование, в религии христиан – за спасение души праведников.
Если человек обращается за помощью к психологу, то его задача будет заключаться не просто в указании средства противостояния данной страсти, а в направлении человека таким образом, чтобы он начал раскрывать свои самые лучшие свойства души, научился полностью принимать себя. Тогда в конечном итоге такого самораскрытия все блудные помыслы исчезнут из мыслей.
Борьба с блудом по церковному
Священнослужители говорят про то, что первый этап борьбы с блудной страстью – это должно стать воздержание в пище (как указано в Святом Писании: Необходимо наказывать свои помыслы скудостию питания, чтобы мысли ваши были заняты голодом, а не блудом).
А, значит, потребуется пост, так как свидетельства святых отцов указывают на то, что страсть блуда возникает именно вследствие чревоугодия. Столп прочно стоит на своём основании и точно также блудная страсть покоится на пресыщении (изречение Нила Синайского). Особую опасность будет представлять и злоупотребление спиртными напитками.
Ведь под действием алкоголя человек, во-первых, не способен давать трезвую оценку своим поступкам и контролировать свои желания.
Во-вторых, именно спиртные напитки способны разжигать страсть похоти. Не нужно слишком долго искать примеры подобного. Не зря ведь многие сексуальные приключения происходят далеко не на трезвую голову.
Причём здесь мы говорим не только про утраченный контроль, ведь нередко случается, что в состоянии алкогольного опьянения человек способен совершать такое, что на трезвую голову ему даже на ум не придёт.
Хотя всё ещё зависит от количества выпитого. Не секрет ведь, что на определённой стадии алкогольного опьянения сексуальное желание в принципе исчезает и акт совокупления становится совершенно непривлекательным или даже невозможным. В этом случае бес блуда сменяется бесом уныния.
Блудная страсть провоцирует развитие многих других грехов и плохих поступков, а именно:
- блудного раздражения;
- блудных ощущений и положения, в котором оказываются сердце и душа человека;
- принятия нечистых помыслов, беседы с ними, услаждением ими, потаканием им и медлением в них;
- блудного мечтания и пленения;
- нехранения чувств, особенно осязания, в чём заключается самая главная дерзость, способная погубить все добродетели;
- сквернословия и чтения сладострастной литературы.
Чтобы достичь успеха в борьбе со страстью блуда понадобится, прежде всего, чётко сформированное намерение.
Первое, что нужно – это прояснение и укрепление мотивации. А для этого понадобится дать ответ на несколько вопросов. Причём делать это нужно в письменной форме:
- Подумайте про то, как замечательно вы себя почувствуете с преодолением блудной страсти (произойдёт налаживание взаимоотношений с девушкам, в будущем станет возможным создание крепкой счастливой семьи, избавитесь от тревоги и напряжения, станете более радостными и более свободными внутри).
- По каким причинам вы не желаете устранять данную страсть (например, не верите в то, что всё получится, нужно будет тратить на борьбу слишком много времени, которого у вас недостаточно, придётся больше заниматься своей внутренней жизнью, а вы не умеете делать этого).
- Опишите последствия, которыми чревата данная страсть (например, страхом оказаться в одиночестве, что вы не сможете создать устойчивые отношения, семью, всё больше отгородитесь от окружающих, вы привыкли избавляться от напряжения и тревоги именно с помощью такого способа и понятия не имеете, как это можно сделать другим образом).
- Насколько твёрдо ваше решение устранить блуд.
- Мобилизуйте всю свою волю и обязательно попросите помощи у Всевышнего.
Крайне важно, чтобы вы утвердились в своей мотивации, ведь именно она даст вам заряд сил и энергии, которые помогут справиться с неудачами и ошибками. Энергия необходима нам для того, чтобы ни в коем случае не сдаться, а продолжить работу над собой.
Вы должны запастись достаточным терпением, а также всегда помнить про то, что лишь Божья помощь окажет вам поддержку в этом нелёгком деле. И тогда вы непременно достигнете успеха.
В завершение
В завершение необходимо сказать ещё про то, что страсть абсолютно в любой своей форме (имеется ввиду не только блуд) заканчивается несвободой и внутренним рабством. Если открыть Новый Завет, то в нём мы находим слова апостола Павла: Вы братья, призваны к свободе!.
Человек же зачастую не умеет достойно распоряжаться своей свободой и не понимает истинной ценности данного чувства. Тогда он начинает подменять свободу своеволием, оказываясь заточённым в рабстве грехов.
Христианская религия выступает дарованной человеку возможностью получить свободу с помощью Иисуса Христа.
Вам откроется истина и благодаря истине вы обретёте свободу.
Поэтому, если человек желает добиться устойчивого результата по устранению своей страсти, то ему следует трудиться и активно развивать своё христианское мировоззрение.
Если личность не обладает укоренённостью христианского сознания, она не сможет решить данную проблему. Так как общество в большинстве своём является греховным, грех представляет собой мощнейший фактор, который порождает любые виды искушений.
Процесс становления человека настоящим христианином никогда не бывает быстрым, а зачастую он становится очень трудным и болезненным – как и любое рождение. В этом случае новая личность рождается во Христе.
Благодаря православной церкви человек может раскаяться в совершённых им грехах. И это замечательная возможность пересмотра своих поступков, мыслей и чувств, которая позволяет избежать соблазна вновь оказаться в аналогичной ситуации, но при этом не допускает развития уныния и тоски от осознания своей греховности.
У каждого человека всегда имеется право выбора – либо умереть голодным на чужбине, пася свиней, аналогично блудному сыну или же возвратиться в дом своего Отца.
Источник: https://poceluichik.ru/otnoshenija-2/v-chyom-zaklyuchaetsya-opasnost-strasti-bluda-i-kak-s-nej-borotsya