Что значит «предан Анафеме» — разберемся подробно

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека.

Что такое анафема и чем она опасна? — База ответов на любые вопросы

Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι, что означает «накладывать, возлагать».

Обратите внимание

Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви за какие-либо грехи и проступки.

Считается, что негативные действия и мысли несут угрозу единству церкви и нарушают чистоту учений о вере, поэтому люди, особенно тяжело провинившиеся перед Богом, лишаются возможности касаться святых Таинств и общаться с другими верующими.

Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для священнослужителей – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Верующий, подвергнутый анафеме, теряет право посещать храм, исповедоваться, молиться вместе с другими прихожанами, а после смерти не может быть отпет и похоронен на христианском кладбище.

Важно

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться.

С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре.

Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

Обратите внимание

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

В нашей время анафеме может быть предан верующий человек, член церковной общины, который активно проповедует ложные взгляды, публично искажает учение Божье, стремится расколоть единую Церковь на несколько течений. Кара постигает только тех, кто сознательно совершает проступки, но не касается людей заблудших, идущих на преступление против церкви по незнанию или непониманию.

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа.

Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.

До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов.

Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

Источник: http://mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-anafema-i-chem-ona-opasna/

Что значит анафема? как понять предать анафеме? смысл

В христианском мире анафема считается одним из самых страшных наказаний для человека.

Хотя на самом деле этот церковный акт несет в себе врачующую и воспитательную функцию, любой верующий в глубине души опасается быть подвергнутым анафеме, чтобы не лишиться всяких надежд на Спасение. Что же такое анафема? Чем она опасна и за что предают этой каре?

Что значит слово «анафема»?Что такое анафема?Что значит «предать анафеме»?За что могут предать анафеме?

За что Льва Толстого предали анафеме?

Термин «анафема» происходит от греческого слова ἀνατίθημι, что означает «накладывать, возлагать».

Совет

Первоначально он использовался в качестве определения приношения в храм или подношения богам, однако при переводе Евангелия на греческий язык термин употребили для передачи древнееврейского выражения herem, означающего нечто проклятое, обреченное на уничтожение.

С тех времен анафему стали воспринимать в отрицательном смысле и трактовать как понятие «отверженного людьми».

Согласно православным канонам, анафема подразумевает под собой отлучение от церкви за какие-либо грехи и проступки.

Анафеме предают путем соборного провозглашения, однако предоставляют возможность исправиться и вернуться в храм. Если человек осознал всю серьезность и неправомерность своих действий, допускается снятие наказания через публичное покаяние перед всеми прихожанами.

В католической церкви возврата к Богу не существует. Если верующий единожды был предан анафеме, он лишается всех надежд на Спасение и не может более быть причастным к церкви.

В давние времена людей, преданных анафеме, не просто изгоняли из храмов, но иногда и казнили. К примеру, в 1453 году отлучению от церкви подвергли Жанну д’Арк, после чего сожгли на костре. Такая же участь с преданием анафеме и сожжением постигла Джордано Бруно, но уже в 1600 году.

Под словами «предать анафеме» понимают полное отчуждение человека от церкви с исключением из церковной общины, запретом причащаться вином и хлебом, а для священнослужителей – невозможностью вернуться к занимаемой церковной должности.

Важно

Нужно заметить, что перед преданием анафеме грешнику дают возможность осознать свою вину и исправиться.

С ним ведут беседы, стараются внушить всю степень опасности, которую несут его действия и мысли, но если и тогда человек не пришел к покаянию, то его подвергают церковной каре.

Из-за большой серьезности наказания предавать анафеме может только синод, возглавляемый патриархом, или собор архиереев, а в особенно тяжелых случаях – Вселенский собор.

Обратите внимание

Чтобы быть подвергнутым анафеме, нужно совершить очень страшное догматическое либо дисциплинарное преступление. Как правило, в прошлом наказание постигало раскольников, лжеучителей, основателей, глав ереси (ересиархов).

Одним из самых известных людей в России, подвергнутых анафеме, был Лев Толстой. Отлучение писателя от православной церкви состоялось по определению Святейшего Синода в 1901 году в связи с его публичными высказываниями и убеждениями, не совместимыми с церковным членством.

В своих произведениях Лев Толстой явно указывал, что не принимает некоторые догматы Церкви, отрицает учение о Святой Троице и божественность Иисуса Христа.

Он считал, что церковь ставит свои интересы превыше христианских идеалов, и подвергал сомнению авторитет священнослужителей.

До самой смерти в 1910 году писатель так и не покаялся, в результате чего умер без причащения и отпущения грехов.

Его супруга нашла священника, который провел церемонию погребения, но Церковь объявила этот обряд частной молитвой и не приняла в качестве отпевания.

В беседе с корреспондентом «Труда» смысл анафемы как высшей меры церковного наказания человека раскрывает священник Максим Козлов, настоятель Татианинской церкви МГУ, доцент Московской духовной академии, кандидат богословия.

– Видимо, отец Максим, разговор естественно начать с выяснения значения самого термина «анафема». Большая советская энциклопедия утверждает, что в христианстве это «церковное проклятие, отлучение от церкви». Так ли?

– «Анафема» – слово греческое, восходит к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Анафема – то, что отдано, вручено в абсолютную волю, в абсолютное владение кому бы то ни было.

В церковном же значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы.

Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.

Так что анафема – это никакое не «проклятие церковное», как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина. Конечно, преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях.

Но отлучение от церковного общения, как таковое, бывает и без анафемы.

– Верно ли, что впервые все вероотступники были преданы анафеме в IX веке, после победы Церкви над ересью иконоборчества?

– Это не совсем так. Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем нравственности или неким идеальным пророком. Святой апостол Павел писал: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Важно

Анафемы объявлялись, конечно, и на Вселенских Соборах. Так, в IV веке был осужден пресвитер Александрийской церкви Арий, отрицавший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла константинопольского патриарха Нестория, ложно учившего о соединении Божественной и человеческой природы во Христе.

Такие церковные суды были вплоть до VII Вселенского Собора, на котором были преданы анафеме иконоборцы.

В 842 году в Греческой Церкви в первое воскресенье Великого поста был впервые совершен праздник Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осужденными на Вселенских Соборах, и вообще над всеми нечестивыми антихристианскими учениями.

– Этот праздничный чин и сейчас совершается в нашей Церкви?

– В Неделю Торжества Православия («неделя» на славянском означает «воскресенье») этот чин полностью совершался у нас до большевистской революции 1917 года. И хотя никакого специального церковного постановления на сей счет не было, анафему перестали объявлять, чтобы не усугублять и без того враждебное отношение новой власти к Церкви.

Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен, что представляется разумным, поскольку он конечно же нуждается в уточнении – применительно к нынешней церковной ситуации.

Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или во многом отошедших от давних заблуждений преемников тех же несториан, если сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?

– К вопросу восстановления чина анафематствования мы позже обязательно вернемся, а пока хотелось бы поговорить об особо громких осуждениях в нашей церковной истории. Некоторые люди и сейчас задаются вопросом: не переборщила ли в свое время Церковь с отлучением Льва Николаевича Толстого?

– Признавая его одним из величайших русских писателей, Церковь вместе с тем не могла умолчать о религиозных заблуждениях писателя, ибо «молчанием предается Бог».

Только не нужно представлять то событие по известному рассказу Куприна, с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась – это художественный домысел автора. В действительности же очень выдержанное Синодальное определение от 22 февраля 1901 года было свидетельствованием собственных взглядов писателя.

Наконец, писатель дерзнул составить «Евангелие, изложенное Львом Толстым», в гордыне своей считая, что он лучше всех из живших на протяжении девятнадцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Христос… «…Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…» – говорилось в церковном определении. Напомню, что Лев Николаевич незадолго до смерти был в Оптиной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в дальнейшем уже оптинского старца не допустили к умиравшему писателю. Так что окончательным для него был суд Божий.

Читайте также:  Стоит ли верить снам: с точки зрения православной веры

– А чем объясняется предание анафеме такой личности, как гетман Мазепа?

– Не только он, изменник Отечества, но и Гришка Отрепьев, и Степашка Разин были отлучены от Церкви не по вероучительным основаниям, а как враги государства. В те времена существовало принципиальное понимание «симфонии властей» – церковной и светской.

Первая заботилась о нравственном здоровье народа, вторая – о безопасности государства и защите самой Церкви. Всякий, кто восставал против государства, восставал не только против монархии, но против Державы, на протяжении веков являвшейся оплотом вселенского Православия.

В силу этого антигосударственные действия одновременно расценивались и как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались и церковному осуждению через анафематствование.

– В последние годы за антицерковную деятельность были преданы анафеме бывший митрополит Филарет (Денисенко), бывший священник Глеб Якунин… Скажите, у них и у других столь же сурово осужденных Церковью людей в принципе сохраняется возможность возвращения в Дом Божий?

– Анафема – это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен.

Совет

Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию.

Источник: http://pr-perevod.ru/sleng/chto-znachit-anafema-kak-ponyat-predat-anafeme-smysl.html

Анафема — это…

Человечество на протяжении веков задается поиском цели бытия и смысла жизни, ищет ответы на вопрос о происхождении всего живого. Определенное мировоззрение, желающее познать высший разум, и есть религия. В мире существует множество вероисповеданий. Самые распространенные: христианство, ислам, буддизм. В каждой религии существуют правила поведения, моральные нормы, обычаи и ритуалы.

Значимым событием в первую неделю Великого Поста считается праздник Торжества православия, провозглашающий победу церкви над ересью. Во время этой службы происходит отлучение от церковного общения лиц, совершивших тяжкие прегрешения против храма, т. е. провозглашение анафемы.

Происхождение слова «анафема»

Слово «анафема» греческого происхождения, русское подобие этого термина — «проклятие», получившее в Православной церкви вспомогательное значение — «осуждение на вечные муки».

В отличие от временного отлучения или епитимии, преданные анафеме исключаются из церковного общения и получают запрет на принятие таинств до своего полного раскаяния (в истории не известен ни один случай снятия анафемы с основателей еретического учения).

Посвященный божеству

В IV веке термин вошел в употребление в церковной практике. Значение слова «анафема» изменилось с течением времени. Изначально это было посвящение божеству, жертва по данному обету, затем – изгнание, проклятие, отстранение от церковного общения.

Слово «анафема» первоначально использовалось как название для изгнания из церкви, но превратилась в «отделенный, изгнанный, осужденный».

Слово происходит от греческого ἀνάθεμα, что означает «нечто, выделенное специально на зло», из ἀνατίθημι — «предложение по обету дарения», от ἀνά — «на», и τίθημι, что значит «я положил».

Первично это «что-то вознесенное как приношение богам»; позже значение превратилось в «отделенного, изгнанного, отлученного от церкви».

Библейское слово

«Анафема» – это значит, что человек (или вещь) проклят или обречен на проклятие или разрушение. Слово появляется в Библии шесть раз. Более современные переводы часто заменяют понятия «проклятый» или «вечно осужденный» словом «анафема», в отличие от более старых версий.

Термин «анафематствовать» также используется для описания действия: поставить проклятие на себя, чтобы оно начало работать в случае отказа выполнить обет. В своем рвении убить апостола Павла фарисеи анафематизируют самих себя, говоря: «…

ни есть, ни пить, пока не убьют Павла» (Деяния 23:12).

Осужденное зло

Анафема — это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании — формальное отлучение.

Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета.

В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.

Анафема»(в значении «проклятие»), приписываемая папе Григорию XI, означало «подношение» или «ничего специального», и происходит от глагола «предлагать».

В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало «все, что посвящено злу» или » проклятие».

Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.

В 1526 году слово «анафема» впервые появилось в английском языке и использовалось в значении «что-то проклятое». Через некоторое время было принято значение «освященный предмет», но широкого использования не получило.

Божье неудовольствие

В переводе с еврейского анафема обозначала вещь, предлагаемую Богу и запрещенную для обычного (не религиозного) использования.

В ортодоксальном иудаизме значение слова изменилось на выражение Божьего недовольства всеми людьми, иудеями или язычниками, которые не соблюдают принципы теократии, поэтому должны быть изгнаны из общины.

Такой подход сделал анафему инструментом синагогальной дисциплины.

Таинства католиков

В канонах, признанных католической церковью, значение анафемы — это исключение из общества верующих из-за ереси. Термин также использовался для обозначения отстранения, совершаемого с особой торжественностью, произнесенный с церемониями, с колоколом, книгой и свечой (их хранят для самых тяжких преступлений).

Анафема – это лишение прав и благ в церковном праве.

Взгляд Православной церкви

Православная церковь различает:

  • отделение от причастия храма (отлучение от церкви);
  • епитимию (покаяние), возложенную на человека;
  • анафему.

Во время епитимии человек остается православным христианином, хотя его участие в мистической жизни церкви ограничено, но те, кто предан анафеме, считаются полностью отлученными от церкви до тех пор, пока не покаются. Епитимия, или отлучение, ограничивается определенным периодом времени и зависит от покаяния.

Однако снятие анафемы — обуславливается исключительно раскаянием осужденного.

Две причины, по которым человек может быть предан анафеме — ересь (отклонение от официально принятого религиозного учения, иная трактовка доктрины) и раскол (отделение от юрисдикции Церкви и образование отдельного самостоятельного сообщества без изменения догматики).

Предать анафеме — совершить крайнюю меру, которой всегда должна предшествовать пастырская попытка урезонить нарушителя и привести его к покаянию.

Обратите внимание

Для православных анафема не является окончательным проклятием. Только Бог является судьей живых и мертвых, и до момента смерти всегда возможно раскаяние. В средневековой Западной Европе провозглашение еретиком влекло за собой смертную казнь, и до начала XIX века это применялось к протестантам Испании.

Публичное проклятие преследует двоякую цель: предупредить оступившегося, привести его к покаянию, а также предостеречь других от заблуждений с целью спасения души.

Публичное проклятие

«Предать анафеме» — что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, — «иже с ними».

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

Новое учение

Инакомыслящие были во все времена.

Некоторые публично заявляли о том, что они атеисты (Милюков – политический деятель оппозиции), мировоззрение других ставило их вне Церкви (Писарев, Герцен, Чернышевский), но церковь их не проклинала, так как их суждения не представляли опасности и не вели за собой последователей. В отличие от Льва Николаевича Толстого… В 1880-х годах Толстой стал основателем нового учения, радикально отличавшимся от церковного — толстовства. Основные идеи:

  • всепрощение;
  • непротивление злу насилием (подразумевался отказ от военной службы и уничтожение оружия);
  • прекращение употребления алкоголя и табака;
  • всеобщая любовь;
  • отказ от мяса (вегетарианство);
  • нравственное самосовершенствование (опрощение).

Проникнувшись его идеями, люди, искренне считавшие себя христианами, образовывали колонии в Харьковской, Симбирской и Тверской губерниях. Последователи были даже в Закавказье, Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!

Формально Льва Николаевича предали анафеме, но официально его имя не было включено в список для анафематствования.

Люди, далекие от церкви, воспринимали слово «анафема» резко отрицательно, поэтому отлучение Толстого выразили в более деликатных терминах: пока писатель не раскается, он пребывает вне Храма, его учения не являются церковными, т. к. Толстой пропагандирует свои собственные домыслы.

Коммуны толстовцев ликвидировали в СССР в 20-30-х годах ХХ века, а участников репрессировали. Только некоторые из них сохранились до начала Великой Отечественной войны.

Официально зарегистрированная организация новотолстовцев в России насчитывает всего 500 человек, правда, их учение сильно отличается от толстовства.

«Проклятые» люди

В мировой истории существуют еще несколько случаев анафематствования.

В 1054 году произошел Великий Раскол в истории христианства, приведший к разделению на Римско-католическую и Православную Церкви. Легат папы Льва IX кардинал Гумберт и Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий «отлучили друг друга от Храма». Преодолению раскола не помогло и снятие взаимных «проклятий» спустя тысячелетие в 1964 году.

В 1521 году предали «анафеме» Мартина Лютера Кинга за его критику развращенности римско-католического папства, сомнения в его непогрешимости и роли церкви в продаже индульгенций.

В 1667 году РПЦ анафематствовали всех староверов, т. е. тех, кто придерживался старинных церковных обрядов. Уникальным случаем в истории православия являлось признание неправоты в этом вопросе господствующей церкви и снятие запретов без покаяния самих староверов в 1971!

Важно

За жестокость, кровавые расправы, издевательства над невиновными, попрание прав и законности Патриарх Тихон в 1918 году предал анафеме большевиков и их лидеров. Посмертное отлучение и провозглашение персонального проклятия Владимиру Ленину совершил Архиерийский Собор РПЦ в 1970 году.

Есть еще пара значений термина:

  1. «Анафема» — это название британской рок-группы;
  2. Анафема — не очень популярное имя для девочки (чего только родители не придумают, чтобы быть оригинальными!).

Источник: https://syl.ru/article/392503/anafema—eto-znachenie-slova-opredelenie

Что значит – Предан анафеме

Что значит, если снится шприц и разные манипуляции с ним Для кого-то он ассоциируется с …

Значение сновидений с участием шмеля — трактовки в зависимости от всех деталей сновидения Представители фауны …

Шляпка, федора, шапочка: к чему снится этот стильный аксессуар К чему снится шляпа: сон хочет …

К чему снится школа в которой учился? Школа считается символом приобретения знаний и первоначальных навыков. …

Совет

В ночном видении увидели шкаф — расшифровка по известным сонникам К чему снится шкаф во …

Что означает готовить и есть шашлык во сне по сонникам Шашлык – не вполне обычное …

К чему снится шатающийся зуб? Такой сон не редкость и его толкования встречаются в множестве …

Читайте также:  Обзор совместимости между двумя собаками в паре

Источник: http://prelest-moya.ru/sonnik/chto-znachit-predan-anafeme

Анафема

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  2. Проклятие (устаревшее).
  3. В русском просторечии употреблялось как бранное слово; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.

Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.

Происхождение термина

У языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. ‏חֵרֶם‏‎‎‎ (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис. 21:2-3, Лев. 21:27, Втор. 7:26, Втор. 13:15-17, Нав. 6:17, Нав. 7:11, Зах. 14:11). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.9 Как прежде мы сказали, и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.(Гал. 1:8,9)
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа(1Кор. 16:22)

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла.(Деян. 23:14)

Слово «анафема» в данном случае переведено, как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор.

5:13), показывая что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем.

В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянами, дважды в его послании к Галатам (Гал. 1:8-9), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех».

Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда свое мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

  1. отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
  2. не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
  3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема.

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

Анафема до разделения церкви в 1054 году

Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».

  • 325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.
  • 341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучен от церкви тридцать седьмым папой Либерием. И папа Либерий и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
  • 518: Константинопольский Патриарх Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
  • 536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
  • 633: на V Толедском Соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя».
  • 680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
  • 754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
  • 843: Константинопольский собор анафемствовал иконоборчество.
  • 878: Папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
  • 1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

В Русской Церкви

В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как-то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.

В 1766 году Святейший Синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767), обязательную для всех епархий. Чин стал совершаться только епархиальным епископами в кафедральных соборах.

Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».

В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г. Отрепьев и И. Мазепа.

Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов: были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».

Согласно определению Синода от 2—4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стало совершаться «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в неделю Православия и во иных случаях» — без анафематизмов.

В практике современного Московского Патриархата, видимо, начиная с 1919 года, анафематствования опускаются; совершается полностью с определёнными добавлениями в РПЦЗ.

В Русском царстве в XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники. Предание анафеме часто влекло гражданскую казнь.

Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:

  • 1329: Митрополит Киевский Феогност посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна Даниловича, отлучил от Церкви Тверского князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к Хану, и псковичей, принявших его сторону.
  • 1375: стригольникам
  • При митрополитах Московских и Всея Руси Зосиме в (1490) и (1504) Симоне на Соборах осуждена и предана анафеме ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили.
  • 1604: Гришке Отрепьеву
  • 1654: Анкудинов, Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времени правления императора Павла I.
  • 1656: на Соборе было осуждено двуперстное крестное знамение. Однако в 1929 и 1971 годах Русская Церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными (см. ниже).
  • Соборы 29 апреля 1666 и в ноябре 1666—мае 1667 (последний под председательством Московского Патриарха Иоасафа II и с участием Патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667) — раскольникам-старообрядцам.
  • 1671: Разин, Степан
  • 1690: Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
  • 1708: Иван Мазепа
  • 1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Дмитрий Тверитинов
  • 1775: Пугачёв, Емельян (анафема снята перед казнью).
  • 1901: определение Святейшего Синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого (см. Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом). При этом официально анафема Толстому не провозглашалась, хотя этот факт и засвидетельствован рядом современников.
  • 1918: Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто творит «кровавые расправы» (избиение «ни в чём неповинных и даже на одре болезни лежащих людей», совершаемое «с неслыханною доселе дерзостию и беспощадною жесокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности»), «если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной».
  • 30 декабря 1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия I вынес постановление (журнал № 23): „Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви“.
  • 1970: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему В. И. Ленину.
  • 1983: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему сторонникам экуменизма.
  • В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку « отлучили себя от Православной Церкви» в отношении последователей языческих, теософских, оккультных «сект» и новых религиозных движений. Данная формулировка восходит к Определению 1901 года по Льву Толстому: «отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною».
  • 1997: Якунин, Глеб Павлович.
  • 1997: Филарет (Денисенко).
  • 2009: Епархиальный совет Псковской епархии (не упоминая имени правящего епархиального архиерея, которому, согласно канонам и нормативным документам РПЦ, принадлежит право налагать прещения) принял решение отлучить от Церкви журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)», создав прецедент использования положений пункта 3 главы XV «Основ социальной концепции Русской православной церкви». (Решение об отлучении Дементьева Псковской епархией не может вступить в законную силу до утверждения Патриархом — согласно Уставу РПЦ (пункт 5 главы VII) и Положению о церковном суде (пункт 4 статьи 47)). Журналист подал в суд иск к Псковской епархии РПЦ о защите чести и достоинства, утверждая в числе прочего, что он не крещён, и предание его анафеме невозможно.

Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А.

Максимович), анафема может быть снята при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в каковом случае допускаются все виды поминовения усопшего.

Однако единственное известное из практики Русской Церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся «старых обрядов» Московского Собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») и утверждённое Поместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Читайте также:  Приметы на Чистый Четверг — что делать, чтобы привлечь счастье

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным и прославленным РПЦ в лике святых Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

В католической церкви

  • 1080 г. — Папа Григорий VII вторично подверг императора Генриха IV анафеме
  • ок. середины XI века — Иоанн Итал, византийский философ XI века
  • 1179 г. — Нигилизм, предан анафеме папой Александром III
  • 1281 г. — Мартин IV (папа римский) предал анафеме византийского императора Михаила Палеолога как еретика и схизматика.
  • 1411 г. — Ян Гус
  • 1415 г. — Папа предал анафеме город Жатец
  • 1466 г. — Король Чехии Иржи (Георгий), был предан анафеме папой Павлом II и низложен.
  • 1453 г. — Жанна д’Арк, сожжена, впоследствии оправдана и в 1920 году причислена к лику святых
  • 1497 г. — Савонарола, Джироламо был отлучён от церкви папой римским Александром VI
  • 1521 г. — Мартин Лютер
  • 1541 г. — отлучение от католической церкви Генриха VIII
  • 1600 г. — Джордано Бруно, сожжён.
  • 1738 г. — Масоны
  • 1865 г. — Папа Пий IX, автор «Силлабуса» — «Списка важнейших заблуждений нашего времени», предал анафеме пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства, выступающих против Церковного государства, считающих протестантизм одной из Церквей и др.
  • 1897 г. — Лео Таксиль, известный писатель, критик клерикализма.
  • 1962 г. — Фидель Кастро отлучен от церкви папой Иоанном XXIII.

С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.

Источник: https://turkaramamotoru.com/ru/-173117.html

Нужна ли христианам анафема?

– Чаще всего анафеме люди сами себя предают,  отмечает руководитель исторического отдела Винницкой епархии иерей Назарий Давидовский. 

Это страшное слово «анафема». Что это за инструмент и для чего он нужен Церкви? Что происходит с человеком, преданным анафеме, и есть ли у него возможность изменить ситуацию? Может ли Церковь отменить анафему в силу раскрывшихся обстоятельств или нового видения?

В. Суриков. Первый Вселенский Собор. Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя

Все зависит от тяжести греха и проступка

В Церкви есть определенные дисциплинарные взыскания, и они касаются абсолютно всех членов общины. В зависимости от тяжести совершенных грехов к христианам применяются разные дисциплинарные меры.

К примеру, для мирян это епитимья – запрещение на определенный срок приступать к Таинству Святого Причастия. В истории известны случаи, когда из-за тяжкого греха людей оставляли без Причастия, но они могли причащаться не Тела и Крови Христовых, а вкушать антидор и агиасму.

Все зависит от тяжести греха и проступка.

Как говорится в Писании, «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Поэтому анафема может быть наложена, если человек сильно упорствует в каком-то грехе, не прислушивается к совету Церкви, к ее голосу.

Важно

Анафема – это отлучение от Церкви. Церковная община – как семья. И если кто-то в семье постоянно нарушает какие-то правила, то изначально его неоднократно наказывают, а потом уже говорят: «Это не член нашей семьи, он не принадлежит к нам». И анафема – это не проклятие, а свидетельство того, что этот человек не принадлежит к Церкви.

В древности церковь предавала анафеме еретиков. Как практика анафема появилась в V веке,со времен Халкидонского Собора.

На жесткой диете

Однако случаев, когда Церковь оглашает анафему, не так много. Чаще всего анафеме люди сами себя предают. Они сами уходят из Церкви – в секту или в никуда. И больше не принадлежат к Церкви. Общение разрывается – человек не является членом церковной общины.

Анафема обратима, если человек покается, понесет епитимью. У некоторых складывается представление, что епитимья – своеобразная каторга.

И слово какое-то пугающее: если священник наложит епитимью, то всё – как в ссылку отправляют. Это неправильное понимание.

Епитимья – не только заглаживание своей вины, а средство для воспитания человека, формирования его сознания. Это упражнение, которое дается человеку на определенный период.

Приведем медицинскую аналогию: при повышенной кислотности желудка возможно появление гастрита. Человек не соблюдает начальную диету, и у него возникает язва.

Чтобы выздороветь, он должен перейти на жесткую диету, кушать очень мало и в ограниченном количестве.

Но это нужно делать определенное время – для того, чтобы кровотечение остановилось, а слизистая зарубцевалась и зажила. Постепенно человек может вернуться к обычному ритму.

Совет

Так и в духовной жизни. Иногда начинается обострение, которое может выразиться или в хронической духовной «болезни», или еще в чем-то, и тогда налагается епитимья.

А анафема – свидетельство того, что человек отторгнут – он был среди нас, а теперь его нет с нами, нет общения с ним. Физически он есть, никуда не исчез, никто его не проклинает и не желает ему зла. Потому что любой христианин не может желать зла другому человеку, согласно Евангелию. Христос, пребывая на кресте, молился за своих распинателей.

Сложный вопрос

Филарет совершил раскол. Церковь звала его к себе – надо было смириться, возможности предоставлялись. Священнослужитель, не только монашествующий, и любой мирянин должен давать себе какой-то обет смирения.

Филарета несколько раз предуведомляли: отлучение от священнослужения, лишение сана, потом монашества, а в итоге ему провозгласили анафему, отлучив от Церкви.

Конечно, это был достаточно сложный вопрос, но его решение оказалось однозначным.

Константинопольский, Иерусалимский и Румынский патриархаты не признают анафему Мазепы.

Более того, еще в 1918 году патриарху Тихону поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной Российской Церкви. И хотя решение по этому вопросу тогда не было принято, никто не отвергает возможности вернуться к его рассмотрению в нынешнее время.

Провозгласить и отменить

Анафему снимают. Это обратимое действие. Но для этого нужно, чтобы человек покаялся. Если человек умер, не раскаявшись, то результат плачевный. Конечно, есть разные канонические нарушения.

Мазепа, говорят, давал церковную клятву на Евангелие и допустил на русскую землю шведов. Таких примеров можно привести много, но нет четких критериев, по которым можно определить, заслуживает ли человек анафемы.

Каждый случай – это некий набор факторов, и целесообразность анафемы устанавливается индивидуально.

Решение об анафеме принимает церковная власть.

Обратите внимание

В ходе истории управление Церковью было разным: в древности одно, в Русской Православной Церкви – патриаршее правление в допетровские времена, при Петре Первом – Святейший Правительствующий Синод, который принимал коллегиальное решение. Сейчас эту функцию выполняет Священный Синод, возглавляемый Предстоятелем. Далее, согласно каноническому праву, решение об анафеме принимается Архиерейским Собором.

В 1971 году Собор РПЦ снял анафему со старообрядцев. Собор предпринял деяние «об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», потому что ситуация была довольно обостренной. А наложена эта анафема была Большим Московским Собором еще в 1667 году. Так что это пример того, как поменялось мнение Церкви в некоторой степени.

Во время отпадения Католической церкви в 1054 году Папа Лев IX и Константинопольский Патриарх Керуларий провозгласили друг другу анафемы. Отменены они были лишь в 1965 году, когда Папа Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор встретились в Иерусалиме. Таким образом, анафемы и провозглашались, и отменялись.

Надо снимать напряжение

Может, такое же обострение и с Киевским патриархатом? Это мое личное мнение, и я ни к чему не призываю, но рано или поздно этот вопрос нужно будет решать. Разъединение православных церквей в Украине – это ненормально.

Хочется, чтобы все мы были едиными не только в своем государстве, но и в духовном плане, чтобы у нас не происходило таких противостояний. В последнее время наши отношения напряжены.

Со стороны раскольников часто звучат агрессия и разного рода обвинения.

Архимандрит Кирилл, который преподает в Йельском университете, в 2009 году был одним из основателей комиссии по диалогу между нашей Церковью и Киевским патриархатом, а также участником симпозиума всех веток украинского православия, проходившего в Канаде в 2014 году.

Он сказал, что, несмотря на большое количество разделяющих факторов, нас многое объединяет. Наша Церковь, Киевский патриархат, католицизм, протестантские деноминации – у всех нас разные понятия и юрисдикции. Это то, чем мы отличаемся.

Но при решении проблем гомосексуализма, наркомании, отсутствии мира во всем мире и других социальных вопросов христиане, невзирая на свои личные взгляды, должны быть одноголосны.

Надо снимать напряжение, спокойно беседовать друг с другом. Мы должны совместно продлевать и развивать киевскую богословскую традицию, вести диалог в ее духе. И в итоге, возможно, исчезнет существующая обостренность, а стороны достигнут компромисса.

Конечно же, вопросов очень много. Нужно общаться. Мы призываем: «Давайте объединяться на канонических основаниях». И пусть это не случится сиюминутно, не в этот год, но со временем увидим результат. Наша Церковь ведет диалог со старообрядцами, с католиками.

Важно

Мы не разделяем мнение христианских деноминаций, которые признают однополые браки и т. п. Но есть и другие, избравшие истинные пути. И во время этого диалога можно что-то делать для общества.

Потому что христианин не должен воинствовать с другими, ему следует бороться со своими страстями и грехами.

Анафемой мы человека не уничтожаем

«Нужна ли христианам анафема?» На этот вопрос очень легко ответить. Спросим родителей: «Надо ли наказывать детей за проступки?» Конечно, ребенок должен научиться отвечать за содеянное.

Я когда-то был на конференции, посвященной воспитанию детей, и одна психолог предположила, что надо не бояться бить детей по лицу.

Но ведь это унижение для человека, правда? А другая вышла и сказала, что нельзя…

И она права – человека надо наказывать, но не унижать. Это разные вещи.

Анафемой мы человека не уничтожаем. Инквизиции не надо проводить, но анафема как дисциплинарное средство должна провозглашаться Церковью в том случае, когда все другие увещевания ни к чему не привели. Предавать анафеме нельзя по политическим соображениям или под воздействием эмоций.

Человек сам выбирает

У Льва Толстого была возможность покаяться – его оппонентом был Иоанн Кронштадтский. Но писатель выступил против учения Церкви. Творческое наследие человека, его потенциал и мировоззрение зачастую надо рассматривать сквозь призму разных факторов. Еще пример: Мазепа был предан анафеме, а колокольня Софийского собора сохранилась до сих пор.

Да и строительство Киево-Печерской лавры он спонсировал. Мы с этим живем, колокольней любуемся. И Филарет в свое время строил церкви и рукополагал в духовенство. Поэтому вопрос о разных аспектах анафемы достаточно сложный, и на него тяжело ответить однозначно. Да, бывают политические нюансы и прочее, но человек сам выбирает: быть в Церкви или отлучиться от нее.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/nuzhna-li-hristianam-anafema

Ссылка на основную публикацию