Вся 2000-летняя история христианства — это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан.
Хотя началось все значительно раньше, и традиция празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокое ветхозаветное прошлое.
Задолго до Рождества Христова еврейский народ несколько столетий находился в рабстве у египетского фараона. Просьбы израильтян отпустить их, фараон неизменно оставлял без внимания.
В последние десятилетия, предшествовавшие исходу евреев из Египта, рабство стало для них невыносимым.
Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, даже постановили умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.
Пророк Моисей, по повелению Божьему, пытался добиться освобождения для своего народа.
И тогда последовали так называемые «10 египетских казней» — вся египетская земля (за исключением того места, где жили евреи) страдала от различных напастей, которые обрушивались на египтян то тут, то там.
Это явственно говорило о Божественном презрении на избранный народ. Однако фараон не воспринял всерьёз пророчествующие знамения, правителю очень не хотелось расставаться с бесплатной рабочей силой.
И тогда произошло следующее: Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца, запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а кровью закланного ягненка наказал помазать косяк двери своего жилища.
Это должно было послужить знаком неприкосновенности помеченного дома. Согласно преданию, ангел, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, прошёл мимо еврейских домов (XIII век до Р.Х.).
После этой последней казни напуганный египетский правитель в ту же ночь отпустил евреев из своих земель. С тех пор Пасха отмечается израильтянами как день избавления, исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских перворождённых мужеского полу.
Ветхозаветное празднование Пасхи
Празднование Пасхи (от еврейского глагола: «Песах» — «проходить», в значении — «избавлять», «щадить») проходило семь дней. Эту неделю каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме.
Во время праздника в пищу употреблялся только пресный хлеб (маца) в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был очень поспешным, и они не успели заквасить хлеб, а взяли с собой только пресный.
Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков. Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду.
Этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Как свидетельствует историк Иосиф Флавий, на Пасху 70 года по Р.Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 тыс. молодых ягнят и козлят.
Агнца, который так и назывался — Пасха, семья должна была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый день праздника. Эта трапеза была главным событием празднования.
Обязательно употреблялись в пищу горькие травы (в память горечи рабства), кашица из фруктов и орехов и четыре бокала вина. Отец семейства должен был рассказать за праздничным ужином историю исхода евреев из египетского рабства.
Пасха после Нового завета
После прихода Иисуса Христа старозаветное празднование Пасхи теряет смысл. Уже в первые годы христианства она была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).
В настоящее время невозможно точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения.
В Евангелии мы можем прочесть, что по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес 16-го дня Нисана, в «первый день недели» (после субботы). Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских странах он был назван «воскресеньем». Нисан соответствует марту—апрелю.
Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, которые отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354 соответственно). В лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки по сравнению с астрономическим годом, и правил их корректировки нет.
В I столетии по Р.Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Но уже во II—III вв. встал вопрос о самом торжественном праздновании дня Пасхи раз в году.
В IV веке Церковь приняла решение отмечать Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).
Александрийский епископ по поручению Собора особыми пасхальными посланиями извещал все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха. С тех пор этот день становится «праздником праздников» и «торжеством торжеств», центром и вершиной всего года.
Как праздновать Пасху
К Пасхе готовятся заранее. Самому главному празднику предшествует семинедельный пост — время покаяния и духовного очищения.
Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении. Эта служба отличается от обычных церковных служб. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоустого, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!»
Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Он вознёсся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца.
По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо.
- Живя по завету учителя «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19), нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок.
- С приветствием «Христос воскресе!», Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыплёнок, который вылупится из этого яйца.
- «Как может мёртвый воскреснуть? — последовал вопрос Тиберия. — Это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И на глазах у всех произошло чудо — яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом.
- Дни празднования не должны проходить только в беззаботном веселье. Раньше для христиан Пасха была временем особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда люди с приветствием «Христос воскресе!» приносили пожертвования.
Значение Пасхи
Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. Но речь идёт не о физической смерти, ведь люди как умирали, так и умирают, и это продлится вплоть до второго Пришествия Христа в силе и славе Его, когда Он воскресит умерших.
Но после Воскресения Иисуса физическая смерть уже не тупик, а выход из него. Неизбежный конец человеческой жизни ведёт к встрече с Богом. В христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, который готов или не готов к этой встрече.
Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба.
До XVI века православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения называется «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей — Адама и Еву — они из тех, кто хранил истинную веру и ждал Спасителя. Это же звучит и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мёртвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Он всех приветствовал словом: «Радуйтесь!».
Смерти больше нет. Эту радость апостолы возвестили миру и назвали её «Евангелием» — благой вестью о воскресении Иисуса Христа. Эта радость переполняет сердце истинного христианина, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и главные слова его жизни: «Воистину воскресе Христос!».
Особенностью Евангелия Христова является доступность его понимания и исполнения заповедей вечной жизни для людей любой культуры, любого возраста и состояния. Каждый человек может найти в нем Путь, Истину и Жизнь. Благодаря Евангелию чистые сердцем видят Бога (Мф. 5, 8), и Царство Божие обитает внутри их (Лк. 17, 21).
Празднование Пасхи продолжается всю неделю после Светлого Воскресения — Светлую седмицу. Отменяются посты в среду и пятницу. Эти восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет».
Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга приветствием: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!»
Источник: http://nauka-prosto.ru/page/istorija-prazdnika-pashi
Смысл Пасхи
В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение». Но чаще всего — после слов «Христос воскресе» — мы слышим одно слово: «Пасха». Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю слова.
Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия.
Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова. А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев.
И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.
В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского.
И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел” мимо.
То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски “шесах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха”.
Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.
В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? Там указывается на переведение через Чермное море. Но это уже позднейший смысл; а первоначальный — проведение мимо смерти в ночь казни первенцев.
И это событие евреи праздновали по особому обряду: закалали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром.
Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… (Исх.12, И, 14).
И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.
И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 26-27).
А вышло из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12, 37).
Источник: https://pravmir.ru/smysl-pasxi/
В чем заключается главный смысл пасхи?
Портал «Православный Взгляд» спросил у священников о том, в чем заключается главный смысл Воскресения Христова.
ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер.
Святые отцы пишут, что многим было бы лучше вообще не воскресать, чтобы не наследовать вечных мучений, поэтому смысл Пасхи заключается не в том, что «Христос воскрес и мы воскреснем», а в том, что Христос своей искупительной смертью победил духовную смерть.
Православная церковь говорит о существовании двух смертей и двух воскресений из мертвых. Первое воскресение из мертвых — это когда неверующий становится верующим, язычник — христианином, еретик — православным.
В Священном Писании сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: смерть вторая не имеет власти» (Откр 20:6).
Второе воскресение из мертвых связано с телесным воскрешением, но оно не имеет принципиального значения, так как если до первой смерти человек не примирится с Богом, ему уже ничего не поможет.
- Первая смерть наступает во время смерти тела, а вторая наступит тогда, когда грешники в день Страшного Суда услышат слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41).
- Поэтому если человек участвует в первом воскресении, то над ним вторая смерть уже не властна и ему скажут другие слова: «Приидите, благословенные Отца Моего наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).
- После того как Господь Иисус Христос умер, Его друзья и враги стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву, что означало бы воскресение из мертвых. Иудеи понимали, что это самый принципиальный момент, и очень боялись, что ученики выкрадут Тело Христа и заявят о Его воскресении, поэтому поставили стражу около пещеры.
- И когда Бог Отец воскресил своего Сына силой Духа Святаго, а Сын Божий силой собственного ипостасного божества восстал из гроба — это стало самым главным свидетельством, что жертва принята. И в этом состоит главный смысл христианской Пасхи, потому что до этой жертвы все люди шли в ад, и грешникам не было оправдания.
- Апостол Павел подчеркивает, что Сын Божий был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:22-24), поэтому мы оправданы Воскресением Христовым и искуплены его святою кровью, и те, кто в Него уверуют, обретут дар вечной жизни.
ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ), клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист и миссионер.
Ответ на этот вопрос — вся христианская вера и жизнь во всей своей полноте! А раз так, то поневоле придется ограничиться лишь осколком, отблеском, в котором, тем не менее, можно увидеть животворящий и спасительный свет.
Главное в христианстве — Христос, Бог, Который стал Человеком и прошел через всю меру человеческих страданий, включая Распятие.
А Пасха (Воскресение Спасителя) — это точка, фокус, где с наибольшей силой и яркостью сходится человеческое с Божественным, причем сходится так, что каждый из нас имеет возможность подключиться к ней, стать не зрителем, а участником события, причастником Божества. Подчеркиваю, что это возможность, реализация которой зависит от свободной воли каждого. Отсюда и значение Пасхи для человека.
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ОКНИН, настоятель Никольского храма города Чехова.
Без Креста нет Воскресения, поэтому страдания всегда будут предшествовать духовному и физическому подъему человека.
Каждый христианин должен отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом.
В Первом послании святого апостола Павла к Коринфянам говорится: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор 1:18).
Крестоношение — основа христианской жизни, но многие люди носят крест на шее только как красивое украшение, а настоящего Креста не имеют.
Но ведь только через Крест Христос спас человеческий род и взошел на Небо.
В Евангелии от Марка есть отрывок, который прочитывается за богослужением в праздник Вознесения Господня: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога…» (Мк 16:19).
Каждый человек должен пройти путем Христа и воскреснуть не только духовно, но и телесно. Христос после своего воскресения вкушал пищу вместе с апостолами, чтобы показать, что его тело настоящее, поэтому в Священном Писании говорится о воскрешении всего человека, а не о воскрешении души или тела.
В истории церкви всегда существовало множество ересей на этот счет, в частности, в учении богослова Оригена Александрийского, но мы на основании Священного Писания можем утверждать, что воскресение будет в теле, и это для нас самый главный аргумент.
ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Пасха дает надежду на спасение, потому что «если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (1 Кор 15:14), поэтому Воскресение Христово для православного христианина является источником жизни и именно наличием Пасхи христианство кардинально отличается от всех остальных религий.
Пасха — это та цель, к которой стремится все человечество на протяжении всей истории, и эта цель заключается в бессмертии. Христос показал, что только через Воскресение Христово, через Пасху человечество может достичь этого бессмертия.
Человек должен быть готовым к принятию счастья, но счастье зависит не от внешних условий, а от внутреннего состояния, которого можно достичь, только живя духовной жизнью.
В Православной Церкви существует догмат о том, что Господь Иисус Христос, воплотившись на земле, навечно соединился с плотью, и в будущей жизни Он нас встретит в той плоти, в которой воскрес. И мы воскреснем в обновленном теле, подобно Христу, но это тайна, как и когда это будет, однако это обязательно будет.
ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ЧУВИКИН, ректор Перервинской духовной семинарии.
Пасха — это центральный христианский праздник, недаром он называется Праздником праздников и Торжеством торжеств, потому что если бы Христос не воскрес, то и не произошло бы спасения рода человеческого. Как сказал Апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (Кор 15:14).
Праздник Пасхи имеет центральное значение в жизни всего человечества, потому что через Воскресение Христово нам дарована возможность вечной жизни.
Если Господь воскрес, то Он и нас воскресит для вечной жизни, поэтому Святая Церковь придает такое огромное значение Пасхе и заранее готовится к этому празднику, начиная с Сырной Седмицы и заканчивая периодом Великого Поста, во время которого верующие постятся и усиленно молятся.
И, конечно же, в этот период, в храмах совершаются дивные богослужения, которые располагают нас к покаянию и перемене образа жизни.
Святитель Иоанн Златоуст в пасхальном слове говорит, что радость Пасхи объемлет всех: и постившихся, и не постившихся, и ленивых, и богатых, и убогих.
Но тот, кто достойно прошел период великого поста: постился, совершенствовался в молитве и христианских добродетелях — в более полном объеме испытают радость Пасхи.
Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной Седмицей, потому что в эти дни Святая Церковь предлагает вспомнить события перед Крестной Смертью и Воскресением Христа. И мы сопереживаем Христу, состраждем, сораспинаемся и спогребаемся. Об этом много написано в церковных гимнах, которые исполняются в Страстную Седмицу.
Отличие Христианства от всех других религий заключается в том, что только в Христианстве Всемогущий Бог-Творец страдает, приносит себя в жертву за грехи всего человечества, будучи Сам безгрешным, а в других религиях Бог обычно властелин, повелитель, самодержец, грозный и наказующий. Это парадокс, который по-человечески трудно понять, но в этом и заключена великая тайна. Мы веруем, что Господь создал человека не для тления, не для смерти, но для того, чтобы человек жил вечно.
Когда человек умирает, душа продолжает жить, она идет на мытарства, а в сороковой день — на поклонение к Богу, где определяется ее временная участь до Второго славного пришествия Христова.
Когда второе пришествие наступит, тогда воскреснут все люди, какой бы смертью они не умерли, тела вновь соединятся с душами, но будут уже другими.
Те люди, которые доживут до Второго Пришествия, не умрут, но тоже изменятся, как сказано у Апостола Павла: «Потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фес 4:13-17).
Господь всех соберет на окончательный Суд, который будет неподкупным, нелицемерным и не подлежащим пересмотру, только одни будут наследовать жизнь вечную, а другие вечное осуждение.
ПРОТОИЕРЕЙ РОСТИСЛАВ ЯРЕМА, доктор богословия, профессор, секретарь Совета Северо-Восточного Московского викариатства, редактор сайта patriarch.ua.
Христос Воскрес и своей крестной смертью дал нам возможность войти в жизнь вечную. Мы странники на земле, но наша дальнейшая загробная участь зависит от того, как мы проведем земную жизнь.
Вся наша жизнь заключается в том, чтобы соединиться со Христом, достойно понести свой крест, который дал нам Господь, и получить, в конце-концов, жизнь в райской обители Бога.
Христос нам сказал, что нужно терпеть, и что Царствие Небесное нудится, и только тот достигнет его, кто осуществит подвиг ради Христа.
И если человек достойно провел земную жизнь, то он получит вечную жизнь, а нераскаявшийся грешник, живший по своим похотям, получит вечные мучения.
Перед Воскресением Христовым каждый год в Иерусалиме сходит Благодатный огонь, и предание гласит, что если этот огонь не сойдёт, то наступит конец мира. Господь даёт нам подобное для укрепления веры, чтобы мы знали, что есть благодать и милость Божия.
Источник: http://orthoview.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-glavnyj-smysl-pasxi/
Светлое Христово Воскресение. Смысл Пасхи. Значение пасхального обряда
Для большинства людей, особенно верующих, праздник Пасхи является долгожданным и особо почитаемым. Выделяет его среди прочих праздников и Святая Православная Церковь. Воскресение Христово – это одно из событий, которое, как и прочие, связаны с жизнью Спасителя. Тем не менее, Церковное самосознание воспринимает его как величайшее и основное.
Чем это объясняется? Строго говоря, в жизни Святой Православной Церкви праздник совершается ежедневно. Каждый день в богослужениях, которые совершаются в храмах и монастырях, чествуются те или иные святые, — люди, жившие по Закону Божьему и Его воле.
Святой – это живой свидетель возможности воплощения в земной действительности идеала добра, любви, духовно-нравственного совершенства, — свидетель, указывающий на то, что уподобиться Богу через усиление природных человеку свойств – любви к Богу и ближнему, в условиях земной жизни, возможно.
Наличие именно этой возможности и осознание того, что живя здесь, все-таки можно спастись, — и является для человека в высшей степени радостью, настоящим праздником, торжеством души.
Между тем, Православная Церковь делает особый акцент на тех евангельских событиях, которые тесно связаны либо с Самим Спасителем и Его жизнью, либо с теми, кто был связан с Ним тесными узами в деле осуществления дела Домостроительства спасения – спасения всего человечества от власти греха и смерти духовной. Рождество св.
Иоанна Предтечи, Рождество Божьей Матери, Ее введение в храм, Благовещение, Рождество Христово, и пр. – все эти реальные исторические события были постепенным осуществлением во времени Божественного замысла о человеке, который завершился в Крестной смерти Спасителя и Его славном Воскресении.
Все, что происходило до этого, было вещанием благой вести – Евангельской истины, очевидным свидетельством участия Бога в жизни людей, выражением Божьей «инициативы» встретиться с человеком в образе Совершенного Человека, чтобы вместе с ним пройти один путь и показать пример, каким должен быть настоящий и подлинный человек.
Именно в Крестной смерти Спасителя вполне осуществляется идеал бескорыстной жертвенной любви, — той любви, которой является Сам Бог. Только такая любовь действенна. Только такая любовь может изменять мир, преображать его. Только такая любовь делает человека подобным Богу. Вслед за смертью Христа наступает Его Воскресение.
Он – явившаяся миру Истина, умер, чтобы Воскреснуть, и, тем самым, показать бессмертие Истины, победу вечности, добра и любви. Поэтому для Православной Церкви, для каждого христианина Светлое Христово Воскресение – не просто история или воспоминание, — это, именно, событие в их жизни. Событие основополагающее и главное.
Не будь Воскресения Христова, не было бы ни христианства, ни взросших в нем святых людей. Не было бы и той новой эпохи, которая, благодаря христианской религии, во многих отношениях стала наиболее динамичной и преуспевающей в сравнении с другими историческими периодами. Именно поэтому, Пасха в богослужении церковном называется «Праздником праздников» и «Торжеством из торжеств».
Многие люди, если не большинство, в празднике Пасхи видят повод прийти в церковь для того, чтобы освятить куличи, яйца и другие приношения. Правильно ли рассматривать этот великий Праздник исключительно с точки зрения традиции и обряда? Может кто-то и считает Праздник Воскресения Христова «великим» только потому, что он, в силу сложившихся традиционных устоев стал общенародным.
Кроме того Пасха, как правило, приходится на весенний период, когда природа оживает, выходит как бы из состояния спячки и застоя: здесь и цветенье, и зеленеющие поляны, и ликование птиц, и согревающие своими теплыми лучами весеннее солнце, — словно, пасхальный период – это активизация динамики жизни. Впрочем, здесь есть и другое.
Дело в том, что с наступлением весны и тепла, каждый человек склонен строить личные планы на ближайшие несколько месяцев. Он полон надежды и ожиданий. Он уверен, что в этом году ему что-то удастся, и удастся многое, что его намерения будут максимум реализованы.
Итак, с одной стороны, давняя пасхальная традиция, как объединяющий славянский народ, фактор, — с другой, открывшаяся перспектива для выполнения «жизненного плана». И то, и другое приходится на весеннее время и обязательно совпадает с Праздником Пасхи.
Поэтому для сознания современных сограждан «Пасха-Весна» — это не только «совпадение» общенародного, церковно-культурного взгляда, но и раскрытие широких горизонтов новых возможностей, надежд и ожиданий, связанных с жизненно-важным. Однако такая добрая и полезная общественная «психология» нуждается в существенном дополнении.
Это дополнение – в понимании события Воскресения Христова и непосредственном участии в нем. Ведь Пасха – это не только обряд или традиция, не только освящение куличей и теплящаяся в церкви у иконы восковая свеча. Это и не просто ассоциация с весной, как периодом, дарящим возможность что-то сделать во имя себя.
Воскресение Христа, прежде всего, — событие! И оно – не мифологическое сказание и не человеческий вымысел. Это – реальная история, которая имела место во времени и, которая, не перестает быть актуальной для настоящего и будущего. Христос умер на Кресте, Воскрес во имя всего человечества, — человечества всех времен.
Поэтому для каждого человека это событие не должно становиться минувшим, когда-то бывшим. Оно не имеет преходящего значения. Пасха должна быть всегда вхожей в жизнь человека. Ибо Она – победа жизни над смертью, идеального и вечного Добра над преходящим злом. И только во Христе Воскресшем возможно достичь действительной Пасхи.
В этом смысле недостаточным представляется следование лишь только пасхальным обрядам. К последним необходимо приступать в духе богослужения, через богослужение, где Христос снова и снова умирает на Кресте и Воскресает во славе Своей. Где дается возможность приобщиться реальному Христу в Божественной Евхаристии. Это – главное. И это – подлинная Пасха.
Все же обрядовое является дополнением к этому главному. Так как любой церковный обряд – это выражение сути главного на уровне быта, чего-то внешнего. И оно так же полезно для укрепления и развития народного благочестия, но это – не суть Пасхи, а разновидность ее восприятия и выражения.
Вы говорите, что церковный обряд – это выражение сути главного в духовной жизни человека, его многовекового религиозного опыта. Что же все-таки означают пасхальные приношения в виде куличей и яиц? Прежде, чем говорить о символическом значении куличей и яиц, необходимо упомянуть об Артосе. С греческого языка Артос означает «хлеб».
Это – просфора большого размера с изображением Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи Артос полагается на аналое в храме у местной иконы Спасителя. Сам этот хлеб напоминает, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом вечной жизни. Самым насущным Хлебом, — духовной пищей, необходимой для духовной жизнедеятельности и роста.
Исторически употребление Артоса уходит своими корнями во времена апостолов, которые выставляли хлеб во время общинного собрания в знак присутствия самого Христа. Пасхальный кулич является в некотором роде «аналогом» Артоса или его подобием. Если Артос – это атрибут богослужебный, то кулич, имеющий то же значение, скорее является церковно-обрядовой пищей.
Артос богослужебный и кулич как церковно-обрядовая пища, имеют между собою ту же связь, что и связь жизни человека с богослужением. Здесь религиозная составляющая пронизывает внешнюю сторону личной жизни человека, наполняет ее соответствующим смыслом. Что касается яиц. Еще в античное время яйцо считалось прообразом вселенной, символом жизни.
С Пасхой это связано постольку, поскольку Воскресение Христа означает для человека рождение в жизнь вечную, в жизнь духа и истины. Это — рождение «новой твари», с новым самосознанием и обновленными, облагодатственными силами. Красный цвет яйца означает одновременно и скорбь в связи с Крестной смертью Богочеловека Христа, пролившего кровь за все человечество, — и торжество радости по поводу Его величественного Воскресения.
Наверное, именно с Пасхальной радостью, которой преисполнены сердца людей и связано то обстоятельство, что на первой недели после Пасхи — светлой седмице, не совершается поминовение усопших? Всю светлую неделю, Православная Церковь посвящает исключительно событию Воскресения Христова. Этим она выражает глубочайшее благоговение ко Христу , Который явил Собою ту Истину, к постижению Которой естественным образом стремится все человечество.
Своей жизнью и учением Спаситель исчерпывающим образом разрешил те недоуменные, жизненно важные вопросы и проблемы, которые волновали человека на протяжении всей его истории. Вопросы о цели человеческой жизни, о том, кто есть человек, каким он должен быть в действительности, к чему предназначен, и что ему по-настоящему природно. Христос не только сообщил это людям в Своей проповеди, но и показал на Собственном примере. Будучи во всем, подобным человеку (кроме греха!), Он реализовал все сказанное в полноте.
Поэтому, христианин не может не благодарить Того, Кто ради него пришел в этот мир, чтобы указать выход из состояния страданий, духовного диссонанса, внутренней дисгармонии, доказать, что этот выход необходим и возможен, а так же даровать реальные благодатные силы в помощь человеку, который все-таки решился хотя бы в меру осуществить в реалиях своей земной жизни, идеал Христа и Евангелия.
Верующий не может не радоваться тому, что в Своем Славном Воскресении Сам Бог побеждает смерть, обновляя, тем самым, человеческую природу, подпавшую тлению. Да, человек продолжает умирать, но благодаря Христову Воскресению он получил возможность воскреснуть всей своей цельной личностью уже в новом, обновленном состоянии. Теперь он бессмертен не только по душе, но и телу.
В благодарность за этот Божественный дар новых возможностей, — возможностей вечного порядка, Святая Церковь и сосредоточивает свое внимание всецело на Виновнике новых «человеческих перспектив».
Событие Пасхи вводит в категорию новой жизни всего человека, всю его личность. Смерть для него теперь – не конец, а лишь преддверие вечной жизни, в которую он войдет в новом виде и состоянии. Осознавая эту возможность потенциального личностного бессмертия в период, посвященный Воскресению Христа, верующий перестает в смерти видеть лишь только смерть, а в мертвом — мертвого. Теперь он особенно убежден, что умершие тела живых душ предопределены к воскресению, – к жизни в новом качестве. Они должны воскреснуть, — и они воскреснут. Поэтому на Светлой неделе христианин «не углубляется в переживания по поводу смерти близких, а наоборот, радуется их рождению в другую жизнь
Источник: https://pravlitlug.ru/publitsistika1/item/883-svetloe-khristovo-voskresenie-smysl-paskhi-znachenie-paskhalnogo-obryada
История и значение праздника Пасхи. Как праздновать Пасху
Вся 2000-летняя история христианства — это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан.
Хотя началось всё значительно раньше, и традиция празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокое ветхозаветное прошлое.
Задолго до Рождества Христова еврейский народ несколько столетий находился в рабстве у египетского фараона. Просьбы израильтян отпустить их, фараон неизменно оставлял без внимания. В последние десятилетия, предшествовавшие исходу евреев из Египта, рабство стало для них невыносимым.
Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, даже постановили умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.
Пророк Моисей, по повелению Божьему, пытался добиться освобождения для своего народа. И тогда последовали так называемые «10 египетских казней» — вся египетская земля (за исключением того места, где жили евреи) страдала от различных напастей, которые обрушивались на египтян то тут, то там. Это явственно говорило о Божественном презрении на избранный народ.
Однако фараон не воспринял всерьёз пророчествующие знамения, правителю очень не хотелось расставаться с бесплатной рабочей силой.
И тогда произошло следующее: Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца, запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а кровью закланного ягненка наказал помазать косяк двери своего жилища. Это должно было послужить знаком неприкосновенности помеченного дома.
Согласно преданию, ангел, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, прошёл мимо еврейских домов (XIII век до Р.Х.).
После этой последней казни напуганный египетский правитель в ту же ночь отпустил евреев из своих земель. С тех пор Пасха отмечается израильтянами как день избавления, исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских перворождённых мужеского полу.
Ветхозаветное празднование Пасхи
Празднование Пасхи (от еврейского глагола: «Песах» — «проходить», в значении — «избавлять», «щадить») проходило семь дней. Эту неделю каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме.
Во время праздника в пищу употреблялся только пресный хлеб (маца) в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был очень поспешным, и они не успели заквасить хлеб, а взяли с собой только пресный.
Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков.
Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду. Этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.
Как свидетельствует историк Иосиф Флавий, на Пасху 70 года по Р.Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 тыс. молодых ягнят и козлят.
Агнца, который так и назывался — Пасха, семья должна была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый день праздника. Эта трапеза была главным событием празднования. Обязательно употреблялись в пищу горькие травы (в память горечи рабства), кашица из фруктов и орехов и четыре бокала вина.
Отец семейства должен был рассказать за праздничным ужином историю исхода евреев из египетского рабства.
Пасха после Нового завета
После прихода Иисуса Христа старозаветное празднование Пасхи теряет смысл.
Уже в первые годы христианства она была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Христа.
«Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).
В настоящее время невозможно точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения.
В Евангелии мы можем прочесть, что по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана (март-апрель), а воскрес 16-го дня Нисана, в «первый день недели» (после субботы).
Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним».
Позже в славянских странах он был назван «воскресеньем».
Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, которые отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354 соответственно).
В лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки по сравнению с астрономическим годом, и правил их корректировки нет.
В I столетии по Р.Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой.
Но уже во II—III вв. встал вопрос о самом торжественном праздновании дня Пасхи раз в году.
В IV веке Церковь приняла решение отмечать Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).
Александрийский епископ по поручению Собора особыми пасхальными посланиями извещал все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха.
С тех пор этот день становится «праздником праздников» и «торжеством торжеств», центром и вершиной всего года.
Как праздновать Пасху
К Пасхе готовятся заранее. Самому главному празднику предшествует семинедельный пост — время покаяния и духовного очищения. Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении.
Эта служба отличается от обыч ных церковных служб.
Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоустого, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро:
«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых.
Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Он вознёсся к Богу Отцу.
В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца.
По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо.
Живя по завету учителя «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19), нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок.
С приветствием «Христос воскресе!», Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыплёнок, который вылупится из яйца.
«Как может мёртвый воскреснуть? — последовал вопрос Тиберия. — Это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И на глазах у всех произошло чудо — яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом. Дни празднования не должны проходить только в беззаботном веселье.
Раньше для христиан Пасха была временем особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда люди с приветствием «Христос воскресе!» приносили пожертвования.
Значение Пасхи
Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. Но речь идёт не о физической смерти, ведь люди как умирали, так и умирают, и это продлится вплоть до второго Пришествия Христа в силе и славе Его, когда Он воскресит умерших. Но после Воскресения Иисуса физическая смерть уже не тупик, а выход из него.
Неизбежный конец человеческой жизни ведёт к встрече с Богом.
В христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, который готов или не готов к этой встрече.
Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии.
Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба. До XVI века православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения называется «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей — Адама и Еву — они из тех, кто хранил истинную веру и ждал Спасителя.
Это же звучит и в главном пасхальном песнопении:
«Христос воскресе из мёртвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни.
После Своего воскресения Он всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет. Эту радость апостолы возвестили миру и назвали её «Евангелием» — благой вестью о воскресении Иисуса Христа.
Эта радость переполняет сердце иcтинного христианина, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и главные слова его жизни: «Воистину воскресе Христос!».
Особенностью Евангелия Христова является доступность его понимания и исполнения заповедей вечной жизни для людей любой культуры, любого возраста и состояния.
Каждый человек может найти в нем Путь, Истину и Жизнь. Благодаря Евангелию чистые сердцем видят Бога (Мф. 5, 8), и Царство Божие обитает внутри их (Лк. 17, 21).
Празднование Пасхи продолжается всю неделю после Светлого Воскресения — Светлую седмицу. Отменяются посты в среду и пятницу. Эти восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет». Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга приветствием:
Источник: http://voskrcerkov.ru/2017/04/18/istoriya-i-znachenie-prazdnika-pasxi-kak-prazdnovat-pasxu/
Православная Пасха 2019: когда и как празднуют, история, традиции, символы
Когда празднуется православная Пасха в 2019 году, какого числа она будет — многие из нас интересуются уже заранее.
Праздник Пасхи у православных христиан в этом году состоится 28 апреля 2019 года. А ровно за неделю до него, 21 апреля, все православные традиционно будут отмечать Вербное воскресенье. В этот же день, 21 апреля в 2019 году, будет и католическая Пасха.
Значение праздника у христиан
Традиция отмечать Пасху берет свое начало вовсе не с Воскресения Христа – она существовала и до этого. Еврейский праздник Пейсах отмечался и отмечается в ознаменование выхода израильского народа из египетского плена под предводительством Моше (Моисея).
Просто получилось так, что Спаситель воскрес из мертвых именно в этот день. Как известно, подобные совпадения только на первый взгляд могут показаться случайными. Освобождение еврейского народа из египетского плена – это история, которая в общем смысле рассматривается как освобождение всего человечества от власти греха и смерти.
Чудесное воскресение Христа означает величайшую победу добра над злом, зримый символ того, что любовь и вера гораздо сильнее, чем ненависть и страх.
И как еврейский народ приносит в жертву пасхального ягненка, так и сам Господь принес сына своего на заклание. И в этом событии проявилась безграничная любовь Бога к человеку.
И даже если человек относится к пасхальному празднику нейтрально, это не лишает его права присоединиться к ликующему человечеству, которое непременно произнесет заветные слова:
- «Христос воскрес!»
- «Воистину воскрес!»
ОТКУДА ПОШЛО СЛОВО «ПАСХА»
Интересно, что в переводе с иврита слово «Песах» означает «миновал» или «прошел мимо». Имеется в виду, что однажды Бог прошел мимо еврейских домов и уничтожил только жилища их угнетателей – египтян.
В наше время символизм истории также очевиден: добро непременно побеждает зло. Господь снимает угнетения и освобождает человека от греха. Принимая жертву Христа, абсолютно любой из нас может рассчитывать на прощение и понимание.
Почему дата Пасхи постоянно меняется
Вопрос о том, какого числа в 2019 году будет Пасха, нередко связан с еще одним. Почему дата этого праздника все время меняется в отличие, например, от Рождества (7 января) или Крещения (19 января)? Действительно, Пасха относится к так называемым переходящим праздникам – торжествам, которые не имеют четко установленного дня.
Дело в том, что в Православии празднование Пасхи выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. А как определить именно первое полнолуние?
Считается, что весна наступает после 21 марта – т.е. дня весеннего равноденствия. Тогда день впервые становится равным ночи по продолжительности (в часах). Получается, что как только прошло 21 марта, нужно дождаться полнолуния, а ближайшее воскресенье и будет пасхальным.
Когда отмечают православную Пасху?
Поэтому главный христианский праздник у православных всегда отмечается в период с 7 апреля по 8 мая:
- Православная Пасха 2019 год – 28 апреля.
- Православная Пасха 2020 год – 19 апреля.
- Православная Пасха 2021 год – 2 мая.
- Православная Пасха 2022 год – 24 апреля.
- Православная Пасха 2023 год – 16 апреля.
Представляем комментарий священнослужителя по этому поводу:
Все про символы праздника — крашеные яйца и кулич
Конечно, непреложные символы праздника – это крашеные яйца и кулич. И кажется, что об этих двух традициях известно все. Но эта простота лежит лишь на поверхности, да и вообще не стоит забывать, что удивительное – рядом.
Почему красят яйца на Пасху
Действительно, почему на Пасху в 2019 году мы вновь будем красить яйца?
Наиболее распространенная легенда гласит, что когда Мария Магдалина узнала о том, что Христос воскрес из мертвых, она поспешила поведать об этом всей округе. И конечно, отправилась и к римскому императору Тиберию, который в те годы управлял оккупированными территориями Израиля.
Конечно, ее проповедь о воскресении не была воспринята всерьез.
Поэтому когда Мария сказала Тиберию: «Христос воскрес!», он взял обычное куриное яйцо и ответствовал: «Мертвые не воскресают, как и яйца не становятся красными».
И в тот же момент яйцо в его руке стало ярко-красным, что, наверное, лишило правителя дара речи на некоторое время. Однако он не стал отрицать очевидного и сказал: «Воистину воскрес!»
Интересно, что в этой истории есть и свой собственный символизм. По сути, она показывает отношение общества к чудесам. Одни готовы всем сердцем поверить в то, что они случаются. И даже без доказательств. Другие люди, которых нередко называют рациональными, прагматичными (а совсем недавно их чаще называли материалистами), требуют объективной основы для любого утверждения.
Примечательно, что ни Мария Магдалина, ни Тиберий не вступают в дискуссию. И высшая сила сама показывает недоверчивому императору, что чудеса-таки случаются.
И если даже мы знаем о жизни все и еще немного, это не значит, что можно обойтись без веры. Ведь именно она является своеобразным прообразом позитивного будущего, устремленностью вперед, некоторым проектом нашей судьбы. Кстати говоря, само слово проект переводится как «устремленный вперед».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Поскольку яйцо окрасилось в ярко-красные оттенки, необходимо, чтобы на пасхальном столе этот цвет был одним из преобладающих. Конечно, соблюдается гармония палитры и вкусовые предпочтения хозяев, но красные яйца непременно должны присутствовать как символ праздника.
Почему на Пасху непременно должны быть крашеные яйца
Наряду с историей Марины Магдалины и императора Тиберия есть и еще несколько предположений, почему на Пасхе должны непременно присутствовать крашеные яйца:
- Прежде всего, яйцо считается символом Вселенной, символом самой жизни. Это один из культурных архетипов наряду с образом воды, огня и других знаковых символов. Яйцо как будто стоит выше всех религий, национальностей и культур. И это привилегированное положение признается практически всеми. Если вдуматься, то яйцо – это не то, что дает жизнь. Это и есть сама жизнь. В этом маленьком прообразе организма заложено все необходимое для появления нового живого существа. С виду оно ничем не отличается от камешка или другого неживого объекта. Но под скорлупой интенсивно идут различные процессы, благодаря которым и происходит продолжение рода. Используя достижения современной науки, мы можем увидеть все своими глазами, как будто оболочки и не существует. А вот людям древности приходилось постигать мир по большей части своей верой. Что не мешало им жить, радоваться и любить.
- Образ яйца считался священным у египтян, персов и римлян. Интересно, что римляне перед началом любой праздничной трапезы съедали печеное яйцо. Считалось, что это добрый символ удачного начинания любого дела. Кстати говоря, эти народы всегда отмечали наступление весны. И на столе обязательно присутствовали вареные яйца как образ возрождения природы и добрых перемен.
- Интересно, что в день рождения другого римского императора, Марка Аврелия, которое случилось 2 века спустя после воскресения Христа, курица снесла яйцо с красными крапинками, и это посчитали счастливым знаком. С тех пор у римлян было принято посылать друг другу окрашенные яйца по случаю любого праздника.
- И еще одна версия отличается особой оригинальностью. Считается, что камень, который заслонял вход в гроб Господень, напоминал именно форму яйца.
Можно заметить, что ни одна из версий не противоречит другой. Поэтому они все в равной степени имеют право на существование. Более того – разные предположения лишь дополняют друг друга.
Вполне естественно представить, что люди древних времен также обменивались своим культурным опытом, как и современное общество. И хотя по понятным причинам традиции тогда распространялись медленнее, все равно они сохранились и даже дошли до наших дней.
Таким образом, обычай красить яйца живет ровно столько, сколько существует христианство. Уходили эпохи, исчезали целые государства и народы, но память о светлом воскресении жила и живет среди огромного количества людей.
Получается, что каждый, кто красит яйца, соприкасается с древнейшей историей, которая насчитывает по меньшей мере 20 столетий. Если только на секунду вдуматься в это, можно сразу почувствовать атмосферу настоящего праздника. И эти светлые раздумья непременно настроят на позитивную волну любого, кто пожелает проникнуться духом Пасхи.
Что символизирует православный кулич
Когда мы интересуемся, какого числа будет Пасха в 2019 году, то непременно вспоминаем не только о самой дате светлого праздника, но и о куличе. Вкусная, ароматная выпечка, символ праздника, которая при соблюдении правильного рецепта может простоять в доме как минимум всю светлую седмицу (неделю после пасхального воскресенья).
Существует несколько десятков разновидностей этого праздничного блюда. Традиционно его выпекают из теста на основе молока, сливочного масла и куриных яиц.
Кулич принято украшать посыпкой, кусочками фруктов или ягод, глазурью – словом, в этом творческом деле каждый кулинар может дать полную свободу своей фантазии.
А почему вообще взялась традиция выпекать кулич? В отличие от яиц, точного ответа на этот вопрос не существует.
Однако то, что эта традиция древняя, известно наверняка. Она живет с незапамятных времен. Как известно, Христос сам и преломил хлеб, и разлил вино во время Тайной вечери ровно за три дня до своего воскресения.
Любые разновидности хлеба имеют священное значение для всех народов земли. Даже сегодня, когда голод во многих странах окончательно побежден, считается дурным тоном играть с кусочками хлеба, выбрасывать их или нелестно отзываться об этом без преувеличения истинно народном продукте.
В этом смысле пасхальный кулич можно рассматривать как символ плодородия, сытости, достатка в доме. А учитывая традицию хлебопреломления, которая была заложена во время тайной вечери, можно сказать, что хлеб есть символ тела Христа.
Поэтому выпекание и употребление кулича – это еще одна возможность соприкоснуться с праздником и проникнуться той волшебной атмосферой, которая ежегодно воцаряется на всей планете в течение 2 тысяч лет.
А вот информация, как говорится, из первых уст. На вопрос о том, почему появилась традиция приготавливать кулич на Пасху, отвечает иеромонах Иов Гумеров.
Что нужно делать на Пасху: традиции и современность
Итак, на праздник, а точнее – накануне светлого Воскресения, практически все красят яйца и приобретают куличи. Конечно, можно выпечь сдобу и самостоятельно – ведь подготовка к празднику тоже и есть сам праздник.
А что же еще делают на Пасху? Какого бы числа ни выпало это воскресение, в 2019 году наверняка люди соприкоснутся со многими древними традициями. Вот самые известные из них.
Освещение яиц и кулича
- Конечно, в такой день верующие стремятся попасть в церковь и выдержать всенощную службу, которая совершается в ночь с субботы на воскресенье. А если даже этого сделать не удалось, приходят в храм для того, чтобы освятить яйца и кулич.
- Традиция освящения позволяет человеку настроиться на светлые волны праздника. Не секрет, что в собрании верующих складывается особая атмосфера, которую едва ли можно почувствовать дома или даже наблюдая за трансляцией богослужения по телевизору.
- Вот почему посетить храм в такой день стоит непременно. И не будет лишним сделать милость, угостив яйцами и куличами нуждающихся.
Христосование
Ну а дома праздник продолжается – более того, здесь он в самом разгаре. С утра нужно постараться встать пораньше, ведь Спаситель воскрес утром. Да и восходящее солнце само по себе символизирует начало торжества.
По традиции все празднующие берут пасхальные яйца и христосуются – т.е. сталкивают яйца друг с другом и разбивают скорлупу с любого конца – острого или тупого. После этого необходимо трижды поцеловаться в щеки и произнести всем известные слова:
- «Христос воскрес!»
- «Воистину воскрес!».
Если следовать церковному канону, фраза будет звучать несколько иначе, что нисколько не меняет ее значения:
Традиционно ходят в гости, угощают пасхальными блюдами родных, близких, соседей и просто всех, кто мил сердцу. В этом смысле очень хорошо, что Пасха всегда празднуется в воскресенье. У нас появляется возможность вспомнить и навестить всех, кто, возможно, уже давно ждет нашего внимания.
Другие народные обычаи на Пасху
Кулич и яйца – это главные символы праздника, поэтому и пасхальные традиции в основном связаны именно с ними:
- После посещения церкви можно приобрести несколько свечей и украсить ими кулич. Традиционно ставят одну свечу в одну пасочку, после чего зажигают огонь, чтобы он радовал всех, кто в доме.
- Можно устроить приятный праздник для всех домашних – и конечно, не стоит забывать о детках. Например, пусть они поищут крашеные яйца, которые будут предварительно спрятаны в разных местах дома. Устройте вместе веселые поиски.
- А еще можно организовать «покатушки» – у кого яйцо укатится дальше других.
- Традиционно дом украшают зеленью, нарождающимися ветвями деревьев. Вообще допускается использовать все символы, которые олицетворяют возрождение и добрые перемены.
Праздничный стол на Пасху
Наряду с вопросом, когда будет Пасха в 2019 году, часто интересуются и тем, какие блюда будет правильно поставить на стол. Ведь праздничное меню служит своеобразным кулинарным портретом торжества и позволяет насладиться моментом в полной мере.
К тому же с наступлением праздника заканчивается Великий пост, который предъявляет наиболее строгие требования к ограничению в еде и напитках. И после столь длительного испытания радость от праздника только усиливаются.
Традиционно на столе наряду с куличом присутствует и другая выпечка, а также блюда из мяса:
- буженина;
- запеченная телятина;
- дикая утка, тушенная в сметане;
- всевозможные пироги, кулебяки, сладкая сдоба.
А что касается праздничного напитка, то им по праву считается красное вино. Предпочтительно заранее подготовиться и приобрести церковный кагор. А еще интереснее, если сделать красное вино самостоятельно. Его можно заготавливать чуть ли не за год, но ведь ожидание только усиливает удовольствие.
Чего не следует делать в светлое воскресенье
Конечно, есть очевидные рекомендации, которые касаются любого праздничного дня, и в особенности святого праздника Пасхи:
- Не стоит выяснять отношения, начинать важные деловые разговоры в такой день.
- Лучше воздержаться от неприятных воспоминаний и всего того, что буквально омрачает Христово Воскресение. Важно понимать, что Пасха – это день радости, а не скорби. Верующие вспоминают не об умершем, а о воскресшем Спасителе.
- Не стоит предаваться чревоугодию и пьянствовать. Разумеется, в еде себе никто не отказывает, да и пара бокалов приятного красного вина не помешает. Нужно помнить, какова главная пища в такой день — духовная, а не земная.
- Нежелательно прибираться, заниматься ремонтом, посещать салоны красоты, мыть окна и т.п. То есть все действия, которые отвлекают от приятного торжества, нежелательны. В то же время прямых запретов на это нет. Каждый может поступать по своей совести. К тому же иногда человек может оказаться на работе даже в Христово Воскресение. И конечно, он должен выполнить свой служебный долг.
- Не стоит в такой день посещать и кладбища, для почитания умерших стоит выбрать другое время. Пасха – это торжество жизни над смертью, правды над грехом. Лучше не забывать об этом, когда в 2019 году будет встреча светлой Пасхи.
Соответствующее мнение высказывают и представители православной церкви.
В прекрасный весенний день Светлого Христова Воскресения, каждый может почувствовать себя частью чего-то чудесного и вечного. Ведь отметить Пасху — большая честь. Это значит соприкоснуться со святой историей – возможно, главным событием в истории человечества.
Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/paskha/pravoslavnaya.html