Монах схимник — кто такой, чем отличается, образ жизни, как им стать

Люди, которые особо глубоко чувствуют свою связь с богом часто выбирают такой сложный жизненный путь, как монашество. Но монахом стать весьма непросто, для этого нужно пройти несколько этапов, и только тогда можно будет назваться схимником.

Схима — определение и значение термина

В Православной церкви схима — это торжественный обет монахов придерживаться строго определённого образа жизни, жить, так сказать, в аскетических условиях и соблюдать строгие правила поведения.

По википедии, изначально это слово обозначало монашеское одеяние, облачение монахов. Сейчас же, когда говорят о схиме без какого-либо уточнения, то обычно имеют ввиду высшую монашескую степень.

Следует отметить, что существуют всего три монашеских степени:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Рясофор

Чтобы человек доказал свою твёрдость намерений, на первой стадии его постригают в рясофор. Это самая начальная и первая стадия, через которую должны пройти все послушники, чтобы стать схимниками. Термин «рясофор» обозначает «несущий рясу». Ряса — это длинна одежда, с очень широкими рукавами, она обычно застёгивается на вороте или поясе и имеет чёрный цвет.

После обряда у послушника начинается испытательный срок, который может продлиться довольно длительное время, а готовность монаха перейти на следующую стадию определяет настоятель его обители. В течение всего этого срока послушник ещё может вернуться в обычную жизнь и при этом не последует никакого церковного наказания.

Малая схима

Это следующая степень монашества, её ещё называют пострижение в мантию. Тут уже будущие схимники дают особые обеды:

  • послушания — обязательное исполнение какой-либо работы;
  • нестяжания — отрицание всякого своё имущества;
  • целомудрия — скромность вообще, а также воздержание от сексуальных связей и помыслов.

Теперь в гардеробе монаха помимо рясы имеется ещё и мантия. По этой причине этот этап и носит название — пострижение в мантию. Мантия переводится с греческого как «покрывало», её может носить и епископ и простой монах. Мантия простых монахов имеет только чёрный цвет. И также теперь будущий схимник носит особую обувь — сандалии, а также чётки.

Надевает параман — особый платок в дополнение к мантии, где изображается восьмиконечный крест, а также Адамова голова и орудия страстей Христовых, по краям парамана имеются надписи на церковном языке. На голове теперь у монаха клобук — переводится как «шапка» — особое облачение, которое носится на голове, символизирует терновый венец Христа.

Вторая ступень монашеского пути предполагает концентрацию монаха на непрекращающемся духовном росте. Монахи отказываются от повседневных человеческих благ, изменяют имя и дают особые обеты. На втором этапе уже нельзя вернуться в обычную жизнь, при этом не понеся строгого церковного наказания.

Пострижение в великую схиму

  • Самая последняя и высшая степень монашества. Монах, который принял великую схиму — великий ангельский образ, называется схимником или схимонахом. Пострижение в этот раз совершается дольше и более торжественно, чем пострижение в малую.
  • При этом пострижении монах снова даёт особые обеды и ему снова меняют имя (благодаря этому у монаха увеличивается число небесных покровителей).
  • Можно сказать, что обеды великой схимы являются повторением обетов второй стадии, то есть малой схимы, но при этом их надо ещё более тщательно и строго соблюдать.

Жизнь схимонаха

Те, кто прошли все три стадии и теперь являются схимниками имеют особый жизненный уклад, отличный от остальных монахов и послушников. Обычно они живут отдельно и занимаются только служением литургии и духовничества, другими послушаниями они не занимаются.

История великой схимы

  • Великая схима впервые была установлена в VII веке, на Шестом Вселенском соборе, а правила перехода от обычного монашества в схиму были приняты в IX веке.
  • Изначально великую её могли принимать только мужчины, но в XV веке в Русской православной церкви ввели особый порядок пострижения и женщин, но, правда, тогда были все равно немного другие обряды, отличающиеся от обрядов монахов-мужчин.
  • Принявший великую схиму все свое время должен был посвящать учению, чтению священных книг и молитве. Со временем строгость монашеских обязанностей, обетов и обрядов смягчались.

Источник: https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/shima-eto-chto-znachenie-shimy-v-pravoslavii-postrizhenie-v-shimu.html

Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

Чем отличается священник от монаха, и кто такая схимница? У моей знакомой сын решил посвятить свою жизнь Христу и ушел в монастырь. Женщина сильно переживала за разлуку с единственным сыном, и я решила узнать о посвящениях в монахи подробнее.

Схимник — это последняя и наивысшая ступень посвящения и отречения от мира, но сначала неофит просто живет при монастыре и является послушником.

Почему православные христиане становятся монахами, что побуждает отрекаться от мира? Об этом я расскажу вам в статье.

История монашества

  • В старину схимников называли отшельниками или пустынниками, так как они жили сначала в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях.
  • Но с течением времени затвор перестал быть обязательным условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежде, поэтому и название схима относилось именно к одежде.
  • Впоследствии к одежде и аскетическому образу жизни прибавились обеты.
  • В наши дни великосхимника можно отличить по особой остроконечной шапочке, которая называется куколь.
Обратите внимание

Первые монахи появились в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эры. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе.

Первые христиане буквально понимали заповеди Христа и напутствия апостолов, поэтому отрекались от мирской суеты полностью. По мнению первых христиан мир наполнен злом, а источником зла является бренное тело.

Именно тело поддается многочисленным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.

Монах принимал на себя обеты:

  1. нестяжания (бедности);
  2. целомудрия (безбрачия);
  3. послушания (отказ от собственной воли).

Обет нестяжания предполагает полный отказ от какой-либо собственности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольный отказ от всех вещей мира, потому что они становятся ненужными. Это утрата всякого интереса к земным вещам по причине их ненадобности. Монах пользуется вещами только по крайней необходимости.

Обет безбрачия не просто предполагает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола вообще. То есть, для человека имеет значение только душа, а она пола не имеет.

Обет послушания обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается только одно желание — постоянно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в беспрекословном послушании настоятелю монастыря. Однако беспрекословное послушание предполагает не безропотное повиновение против собственной воли, а радостное служение.

Первые монахи уходили в пещеры или пустынные места, чтобы проживать вдали от мирских соблазнов. Со временем они стали образовывать монашеские общины — монастыри. Они принимали новых членов общины и проводили их через испытания, чтобы проверить твердость намерения жизни во Христе. Испытания предполагали полное послушание и отречение от собственной воли.

Монашество на Руси

На Руси монахов именовали иноками. Это русское название, образованное от слова иной. Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за черного цвета одежды).

Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Потому что он терял для них свою привлекательность и смысл. Первые монахи были отшельниками и пустынниками, они добровольно уходили от людей в свой райский уголок.

Пещера для них являлась райскими кущами, наполненными благодатью и особым смыслом.

Если человек ощущает внутри себя особенную близость к богу, он принимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:

При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества.

  • Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, а также отречение от мирской суеты. Дословно с греческого слово ряса переводится как ветхая, потертая.
  • Однако рясофор может и не получить нового имени.
  • Одним из первых известных монахов на Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.
  • Малая схима предполагает получение нового духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и послушания. Малосхимника можно отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается поверх рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет сурового аскетизма.
Важно

У монаха схимника появляются новые святые покровители, их намного больше, чем у простого верующего или рясофора.

Великая схима — это самая высокая ступень монашеского посвящения, достичь которой может не каждый монах. Великая схима предполагает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом. Великую схиму называют Великим Ангельским Образом. Монах произносит те же обеты, но обязан их выполнять в более суровой форме. Также при Великой Схиме дают новое духовное имя.

Почему схиму называют ангельским образом? Потому что постригающиеся приобретают подобие ангелов, так как полностью отрекаются от мира (как бы умирают для него). Они выбрали стать подобными ангелам, полностью утратить контакты с миром людей ради общения с богом.

Благодать схимы именуется святыми отцами вторым крещением.

Для чего схимонах получает новое имя? Потому что он умирает для земного мира и рождается для нового — горнего. Новое имя монах слышит впервые при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах осознает себя совершенно другим человеком.

Служение схимников

  • Чем отличается послушание схимников от послушания рясофоров? У них остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии.
  • Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, кроме молитвенного служения. Рясофор выполняет в монастыре разные работы наравне с трудниками (проживающими в обители работниками).
  • Он проходит своего рода искус — испытание на выдержку.
  • После того как искус пройден успешно, начинаются посвящения. Сначала человека постригают в иноки, затем в схимники.
Читайте также:  Молитва «Трисвятое» - зачем нужна, кому и чем поможет, текст, особенности

Эти посвящения отличаются друг от друга числом даваемых обетов и особенностями аскетического поведения. Схимники полностью оставляют все земные дела и заботы, чтобы посвятить себя молитве.

Молитва в христианстве является высшей добродетелью, так как позволяет соединяться духом с Господом.

Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в своей жизни образу Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым главным и значимым в их жизни. Все остальное меркнет по сравнению со светом Господа и его благодатью.

Однако период послушничества может растянуться на многие годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Потому что монашество — это не выбор человека, а призвание.

Если настоятель монастыря не видит призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек может быть полностью уверен в своем избрании, но через несколько лет может и усомниться в этом.

Совет

Потому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен определить истинность намерений и выбора пути послушника.

Источник: http://elitarnoe.ru/otnoshenija-2/kto-takoj-monax-sximnik-i-chem-on-otlichaetsya-ot-inoka

Что такое схима у монахов?

Схимой называют обет православного монаха соблюдать чрезвычайную строгость в своём образе, поведении.

Символом данного обета становится монашеское облачение, которое, в зависимости от степени посвящения, имеет три вида — рясофор («носящий рясу»), малую схиму (малый ангельский образ, мантия) и великую схиму (великий ангельский образ).

Когда человек посвящается в рясофоры, он не приносит перед лицом Господа обета и становится рясофорным монахом. Его облачением становятся рясы (верхнее одеяние, не предназначенное к богослужению), камилавки (головные уборы), подрясник (нижнее одеяние, предназначенное и к богослужению, и к прочему ношению).

Рясофорный монах проживает трёхлетний искус, испытывая себя — может ли он отказаться от всякого соблазна, от родных, от себя во имя служения Богу?

Пострижение в малую схиму

  • Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства), непрестанной молитвы. Такому монаху позволено надевать паллий, или мантию — длинную, до пола, безрукавую накидку, покрывающую рясу.
  • Другими символами малосхимника становятся параман — четырёхугольный плат; клобук — особая шапка, символизирующая терновый венец; чётки и сандалии.Став малосхимником, монах выбирает путь строгого, всестороннего аскетизма. Он обязательно, в отличие от рясофора, изменяет своё имя. Обет послушания монах исполняет, подчиняясь воле старца — своего духовного руководителя.

Пострижение в великую схиму

Пострижение в великую схиму — вступление в высшую степень монашества, где — предельно полное отчуждение от мирского, отвержение от себя даже ради единения с Господом. Таких монахов называют схимниками, схимонахами.

При пострижении схимонахи дают те же обеты, что и малосхимники, но в более категорической и доведённой до предела форме. Они ещё раз меняют имя, тем самым не просто обретая нового небесного водителя и заступника, но и окончательно порывая со своим происхождением, человеческими связями.

Нередко схимник поселяется отдельно от другой братии и не совершает обычных послушаний: его дело отныне — духовничество и служение литургии.

Важно

По внешнему виду схимники определяются аналавом — крестовидной перевязью, возлагаемой на грудь, плечи и спину и имеющей форму Андреевского креста; куколем — островерхим капюшоном с длинными полосами материи, свисающими на грудь и спину, с нашитыми крестами, серафимами и текстом Трисвятой песни; хитоном и поясом. Всё одеяние будущего схимника вечером перед пострижением вносят в алтарь и кладут у подножия его, чтобы одежда освятилась у трапезы Господней.

Настоящее великое схимничество настолько трудно, настолько должно быть вызвано чрезвычайными внутренними устремлениями и глубочайшей верой, что в современной церкви схимников мало. Часто в схимники постригают тех, кто находится при смерти, очень стар, немощен. Если же ещё молодой, полный сил монах принимает схимонашество, он совершает настоящий подвиг.

Происхождение схимы и схимонашества

  • Схимонашество появилось в IV веке, а чин пострижения дал Пахомий Великий. Упорядочение системы монашества произошло на Четвёртом Вселенском Соборе, где пустынники, проживавшие в монастырях, стали называться схимонахами, затворниками.
  • Первоначально схимники почти ни с кем не общались, творя молитву вместо речей. Однако в XIX – XX веках произошли перемены.
  • Многие из схимников в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости, и по этой причине правящий архиерей благословил их на утешение приходящего народа.
  • Люди потянулись к схимникам в Оптину Пустынь, Лавру Преподобного Сергия, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь.

Источник: http://mnogo-otvetov.ru/faith/chto-takoe-sxima-u-monaxov/

Схима – что это такое: как ее принимают и кто такие схимонахи в православии

Как считается, монахи молятся за весь человеческий род, за каждого человека в отдельности и мир полностью. Эти люди полностью отдают себя служению человечеству и отрекаются от мира. Для того, чтобы выбрать такой путь в православии принимается схима, по сути, это высшая ступень отречения от мира. Что значит принять схиму.

Монашество в различных религиях

Традиция посвящать свою жизнь монашескому подвигу существует практически в каждой более-менее развитой религиозной традиции. Об этом свидетельствует Википедия и другие доступные источники. Безусловно, институт монашества является актуальным для общества в целом, а также для высоких духовных целей.

Люди приходят в монастыри зачастую с совершенно разными целями. Кто-то бежит от мира, другие просто не смогли ничего достичь и решили выбрать духовный путь. Есть и такие, которые намеренно решили полностью отдать себя служению Господу, к примеру, Серафим Саровский, который вполне мог бы стать богатым купцом, но решил уйти в монашество.

Нужно ясно осознавать особенности этого религиозного института. Признаком развитого общества и человека в отдельности является глубокое почтение к служителям религии, которые поддерживают, передают и несут в себе определенную традицию.

Монашеский постриг

Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями. Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.

Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.

Итак, ступени православного монашества:

  • трудник – такой человек работает в монастыре и проживает там, посещает службы, может приобщаться к укладу, но не принимает обетов и не постригается, сейчас распространено принятие трудников во многих монастырях, нередко православные приезжают туда ежегодно на 2-3 недели как на своеобразный отдых, чтобы немного отвлечься от мирского и приобщиться к духовному;
  • послушник – такой чин сразу получают пришедшие семинаристы и пономари, а также трудники, которые прошли через различные послушания, они благословляются духовенством и могут носить подрясники и скуфейки (это повседневная монашеская одежда);
  • рясофор – начальная стадия монашества, послушник получает благословение носить рясу, четки и другие предметы монашеского обихода, но ему не дают нового имени, и он не принимает на себя каких-то суровых обетов, по сути, этот этап является преддверием самого монашества, он может длиться существенный период, рясофорный послушник решает какой выбрать дальнейший путь, помимо всего остального, может спокойно завершать монашескую «карьеру» и вернуться в мир;
  • малая схима – тут, собственно, и начинается монашество как таковое, послушник принимает постриг в собственной обители и дает различные обеты, получает новое имя, причем этот этап состоит из двух: сначала идет иноческий (послушник становится иноком) постриг (тут обеты не так суровы), а следующим является мантийный постриг, который превращает послушника в настоящего монаха, который отрешается от мира и имеет собственной целью непрестанное духовное совершенствование, отсюда не существует обратной дороги, точнее, если такой монах разоблачиться, то последуют негативные последствия со стороны церковного института;
  • великая схима – окончательный этап, когда снова меняется имя, выполняется новый ритуал пострига, обеты дополнительно утверждаются и могут стать более суровыми.

Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.

Особенности великой схимы

Пострижение в великую схиму сейчас довольно часто разрешают престарелым монахам, которым целесообразно отправиться на покой. К примеру, когда игумену или архиерею более не представляется возможным управлять монастырем или епархией, соответственно, они переходят в схиму великого ангельского образа (второе название великой схимы) и постепенно отдаляются от мира.

Зачастую люди, которые живут на русской земле, ищут различных «гуру» или религиозного послушания в других традициях, хотя совсем рядом располагается бездонно глубокая православная традиция, которая включает в себя и непрерывную передачу учения, и отношения между духовными наставниками и учениками. Все то, что часто привлекает люди в восточных религиозных учениях.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/postrig-v-shimu-chto-eto-takoe-v-pravoslavii.html

Кто такой инок, а кто такой монах?

В традициях Русской Православной Церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

  • Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешают носить подрясник. Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
  • Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу.
Читайте также:  Значение тату змеи - происхождение, символика, кому подходит

В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству).

При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания. Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток.

В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.

  • Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др. русск. «инъ» — иной) — древнерусское название монаха, иначе чернеца.

В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».

В современных русских женских монастырях сохраняется традиция, согласно которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя.

Монашеские обеты Господу во время чина пострижения не произносятся, поскольку иночество — это подготовительная стадия перед мантийным пострижением. Монашеские обеты пока лишь подразумеваются, поскольку готовность к их принятию и исполнению требует особого внутреннего устроения, определенной духовной зрелости.

Совет

Согласно правилам и уставам Православной Церкви иноческий постриг совершается при наличии на то благословения архиерея. В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных.

Рясофорная послушница обладает правом ношения подрясника, рясы, апостольника, скуфьи. Форма одежды инокини отличается от одежд рясофорной послушницы наличием клобука.

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.

  • Малая схима, или мантийное монашество. Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.

Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова μοναχός — одиночный).

Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета: послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику); безбрачия (или девства); нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью); непрестанной молитвы.

Часто пострижение в малую схиму совершается на Литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.

В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и, отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.

Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, — монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).

  • Великая схима или схимничество. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.
Обратите внимание

Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.

Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество, — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

Источник: https://omiliya.org/squestion/7137.html

Кто такой иеромонах?

Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.

Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.

Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:

  • монах это не всегда человек, который может вести службу,
  • а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).

Черный и белый священник — в чем отличие?

  • Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.
  • Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).
  • Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.
  • Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.
Важно

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Кто может стать иеромонахом?

Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.

Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.

Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.

Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.

Иеромонах — где он служит?

Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.

Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.

Совет

Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.

Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Как обращаться к иеромонаху?

Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».

Иеродиакон — кто это?

По аналогии с иеромонахом, иеродиакон — это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства — например, причащать или исповедовать.

К нему тоже нужно обращаться — «отец». Но — не «батюшка».

Источник: http://uznavay.pro/kto-takoy-ieromonah/

Схима: монах и «схема» ангела

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ.

Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру.

То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника.

Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени.

Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Читайте также:  Вспыльчивые знаки зодиака, выпадающие в декабре: Стрелец и Козерог

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений.

Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку.

Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнуты воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Обратите внимание

Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя.

Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией.

Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви – сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

  • Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.
  • Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества.
  • Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей.
  • Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы.

Важно

По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Источник: https://foma.ru/shima-vid-obraz-ili-shema-angela.html

Схимник — это старец при храме

Схимники – это такие монахи, которые живут при монастырях и храмах. Их еще называют схимонахами – монахами, принявшими в своей жизни высшую степень послушания. С древнегреческого «схима» означает «образ» и в православии является торжественным обетом, подразумевающим соблюдение особенно строгих аскетических правил ведения жизни.

Есть в России храм Николая Чудотворца, что в Ярославской области, где якобы живет такой монах-старец.

Он ведет глубоко отшельнический образ жизни. А еще он предсказывает будущее.

В связи с этим была написана книга, имеющая одноименное название «Схимник». Она не похожа ни на одну другую книгу по своему смыслу и содержанию. И что самое удивительное, в редакцию она также попала волшебным образом.

«Схимник» Анхеля де Куатьэ

  • Это необыкновенная книга, написанная простым языком от первого лица и имеющая глубочайший смысл. Она затрагивает не только тему подвига жизни схимника (это отшельник, живущий недалеко от буддийского храма).
  • Книга открыто задает главные вопросы человеку, читающему ее: о смысле жизни, о предназначении, о тех возможностях судьбы, что предоставляются раз в жизни.
  • О том, что никогда не поздно обратиться лицом к источнику света, к божественной силе, чтобы начать служить ему, неся в мир любовь…
  • В книге описано, как за считанные часы человек преодолевает огромное расстояние – и в физическом плане, и в духовном (постепенно приближаясь к своему истинному я), чтобы найти схимника и попросить у него Скрижали Жизни.
Совет

Эта задача ему предназначена была с рождения. Простой парень из Питера должен был участвовать в единоборстве сил света и тьмы на строне сил света, чтобы в итоге одержать победу над тьмой.

И он прошел весь путь, он нашел схимника…

А оказалось, что Скрижалей у того нет и что живут они внутри обычных людей, разбросанных по всему миру! Просто в суете дней каждый из них немного забыл об этом, утратили связь со своим внутренним источником Света. Но ведь никогда не поздно вспомнить о своем предназначении! Об этом книга.

Схимонах при храме в Никольском

А что касается реальной жизни, то в России есть такой старец Иоанн – схимник-монах при храме Святого Николая Угодника, расположенного в Ярославской области (Угличский район, село Никольское).

Сколько лет он там уже обитает, неизвестно.

Эта обитель была построена в конце XVIII века за счет денежных вложений графа Шереметьева. Он на тот момент являлся хозяином той деревни, на территории которой был возведен храм.

Это каменное пятиглавое сооружение, имеющее ярусную колокольню начала XIX века. А также в этой обители 5 приделов:

  • Владимирский
  • Василия Блаженного.
  • Богородице-Рождественский.
  • Мученицы Агриппины.
  • Ильинский.

Это достаточно большое количество, что еще раз подчеркивает, что храм достаточно просторный.

Именно при нем уже много лет живет схимонах Иоанн. Но похоже, он живет настолько отшельнической жизнью, что его никто практически не видит.

А еще есть его пророчества, которые он изрек на нынешнее время…

Предсказания старца Иоанна

  • На самом деле человечество в некотором роде уже устало от пророков и пророчеств, которых насобиралось великое множество за последние тысячелетия. Они говорят и о катаклизмах в разных частях света, и о конце света.
  • А потому предсказания старца Иоанна серьезно воспринимает только часть людей. Возможно, его слова правдивы, потому как в восточной мудрости есть же изречение, что надо будет — и муравей станет вестником. И неважно, видел ли кто-то этого схимника и можно ли установить его личность. Но это все спорные вопросы, единого мнения достигнуть непросто.
  • Иоанн говорит о том, что в случае предания земле тела В. И. Ленина есть вероятность затопления столицы. И не только ее, но Астраханской и Воронежской областей. А также Санкт-Петербурга. Что это будет великое бедствие для россиян, сопровождающееся и голодом, и большими разрушениями, и жертвами.
  • Единственное спасение — это обратиться к истинной чистоте, любви, божественному свету. И молиться.

Предсказание об объединении славян

Еще старец-схимник Иоанн говорит о драконе и медведе. Они разрывают на части каждого, кого захотят. Возможно, это борьба сил добра и зла, света и тьмы…

Но придет Серафим Саровский, который и объединит все славянские народы. И будет над ними один царь…

Старец постоянно говорит о праведной и чистой жизни, о молитве. И в этом спасение каждого, силы света защитят от влияния тьмы. Выбор есть всегда! Ведь человек – это единственное существо во Вселенной, обладающее свободой воли.

Еще несколько слов об этих необыкновенных монахах

Говорят, что живут схимники по две-три сотни лет – где-то в самом сердце тайги… А еще, что отшельник может быть лишь один, а потом ему на смену приходит другой — через сотню лет…

Но известно точно, что схимники – это не простые монахи, они ведут очень аскетичную жизнь, много времени проводят в молитвах… Все это способствует глубочайшему очищению сознания и духа. Но очень хорошо настраивает на божественную волну. То есть можно считать, что они становятся проводниками энергии и информации наивысшей чистоты. А потому кто знает, возможно, в их словах есть доля истины.

Источник: https://syl.ru/article/336555/shimnik—eto-starets-pri-hrame

Ссылка на основную публикацию