Спас Нерукотворный — икона, появившаяся при земной жизни Иисуса Христа.
Икона «Спас Нерукотворный»
Образ Спаса Нерукотворного изображает только лик Христа, значение и символизм иконы акцентирует внимание на главной цели христианина — установлении личных отношений с Богом.
Это образ, говорящий именно о личности, а не о деятельности Христа. В отличие от повествовательных икон, здесь Христос находится в прямом контакте, «лицом к лицу».
Почему Нерукотворный или История возникновения образа
Образ возник на полотенце (плате), которым утирал лик Иисус Христос, увидев, что присланный из Едессы Анания (Ханаан) собирается писать Его портрет. Ананию прислал больной проказой правитель Авгарь V Ухама с просьбой к Иисусу об исцелении. Анании было также поручено написать портрет Христа и принести его Авгарю, если Иисус прийти не сможет.
Важно! Икона Спаса Нерукотворного не имеет автора: ее явление — одно из важнейших чудес, совершившихся во время земной жизни Иисуса Христа.
Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, Анания встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер лик платом, на котором запечатлелся Его лик.
Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа
Этот платок Анания отвез своему правителю, который образом Христовым был исцелен от проказы. Но не до конца — на лице его следы болезни оставались до тех пор, пока он не принял христианство и не поместил дарованный ему Спасителем образ над воротами города, свергнув висевшего там прежде идола.
Потомок Авгаря, вновь впавший в идолопоклонство, пытался уничтожить чудотворный образ. Икону сохранил местный епископ: он замуровал плат в городской стене. Место, где она была сохранена, было забыто жителями Едессы.
Важные события или Празднование в честь иконы
Церковь чтит образ Спаса Нерукотворного ежегодно 16 августа по новому стилю. В этот день на службе читается акафист этой иконе, поются молитвы, обращенные к ней. Дата выбрана неслучайно: 16 августа 944 года образ был перевезен в Константинополь. Его выкупили у Едессы Константин Багрянородный и Роман I.
За 400 лет до этого при осаде Едессы персами образ Спаса Нерукотворного был вновь обретен. Место, где была скрыта икона местному епископу указала Богородица. При вскрытии ниши в городской стене, оказалось, что образ неповрежденным сохранился на плате и запечатлелся на глиняной доске.
Деревянная резная икона «Спас Нерукотворный»
Жители города пронесли образ по крепостной стене с молитвой. Неприятель отступил. Едесса же стала ежегодно чтить святой образ.
В Константинополе реликвия находилась в Фаросском храме Божией Матери. Точная история первой иконы Спаса Нерукотворного неизвестна: есть только предания. Согласно одному из них он был похищен крестоносцами в XIII веке, но увозивший его корабль затонул. Другое предание гласит, что плат перевезли в XIV веке в Геную.
Сейчас никто не знает, где находится реликвия.
Как изображают образ Спаса Нерукотворного
После событий 544 года сформировались два канонических способа изображения Нерукотворного Образа: убрус и чрепие. Спас на убрусе — икона, где лик Христов помещается на фоне светлой материи(убруса). Иногда изображают также ангелов, придерживающих края плата. Спас на чрепии (черепице, кирпиче) изображается на темном фоне или на кирпичной кладке.
Важно! В Православной традиции этот образ рассматривается как одно из свидетельств истинности человеческого воплощения Бога и как основное доказательство необходимости иконопочитания.
Самые известные иконы Спаса Нерукотворного
В собрании Третьяковской галереи находится двусторонний образ работы новгородских мастеров XII века, с одной стороны которого Спас на чрепии, а с другой — Прославление Креста. Спас Нерукотворный в версии новгородской иконы XII века — один из наиболее известных списков с Едесской реликвии.
Спас Нерукотворный — первая работа каждого окончившего обучение иконописца.
Еще один особо чтимый Русской Православной Церковью список Нерукотворного Образа происходит с вятской земли. Он был перевезен в Москву из города Хлынова царем Алексеем Михайловичем.
Произошло это тогда, когда на Руси свирепствовала моровая язва, от чего город Хлынов защитила икона Спаса Нерукотворного.
Список с вятского образа был воссоздан над воротами тогда еще Фроловской, а в последствии — Спасской башни Московского Кремля.
Надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля
По легенде, во время крушения под Харьковом поезда император Александр III удерживал на своих плечах рушащийся вагон, в чем ему помогла икона Спаса Нерукотворного, которую он имел при себе.
Помолиться перед иконой Господа нашего Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» можно обо всем, что важно для верующего. Полноценная духовная жизнь невозможна без молитвы и душе необходимы все четыре ее вида: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная.
Совет! Самой простой молитвой, запомнить которую под силу любому человеку, считается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Икона Спас Нерукотворный
Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-spas-nerukotvornyj.html
Спас нерукотворный образ | Медик03
Немногие задумывались над тем, откуда вообще возникли иконы. Почитание их настолько прочно вошло в православную традицию, что кажется, так было всегда. В истории христианства самой первой иконой стал «Спас Нерукотворный». Этот образ имеет очень интересную историю и глубокое богословское значение.
Возникновение первого образа
Церковное предание сохранило немного описаний внешности Христа, а в Библии об этом вообще не сказано ни слова.
Но откуда тогда взялось изображение того лика, который всем хорошо знаком? Историю иконы «Спас Нерукотворный» донес до нас во всех подробностях римский историк Евсевий, ученик Памфила, родом из Палестины. Множество сведений о жизни того периода известно именно благодаря его трудам.
Авгарь отправил к Христу и художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо.
На плате остался отпечаток лика — поэтому он называется нерукотворным — потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так возникла первая икона — еще при жизни Спасителя.
Послы доставили ткань в Эдессу, где она стала городской святыней.
После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей — он исцелил Авгаря, совершил еще много чудес и обратил местных жителей в христианство. Об этих событиях свидетельствует другой историк — Прокопий Кесарийский. А Евагрий из Антиохии повествует о том, как образ чудом избавил жителей города от вражеской осады.
Дальнейшая судьба чудесного плата
Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами.
Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в.
, епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.
Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в.
византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь.
Этот день теперь является церковным праздником.
К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) — легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.
Как выглядит Спас Нерукотворный
Описание иконы, хранившейся у царя Авгаря, дошло до нас благодаря историческим документам. Материя с отпечатком Лика была натянута на деревянную основу.
Это единственный образ, который изображает Христа как человеческую личность. Другие изображения Спасителя делаются с атрибутикой, либо Господь совершает некие действия.
Здесь же показан «портрет», лицо Христа, не дается «видение» автора, а представлен Образ, как он есть.
Чаще всего встречается Спас на убрусе — лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.
Уникальность образа — в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным.
Новгородский список считается античным воплощением идеальной красоты.
Помимо симметрию, важную роль тут играет отсутствие эмоций — возвышенная чистота, духовный покой, которыми обладает Спаситель, как бы передаются и тому, кто смотрит на икону «Спас Нерукотворный».
Роль и значение образа в христианстве
Трудно переоценить значение иконы Спас Нерукотворный — его чудесное появление стало очень весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, как возможность вознести хвалу Первообразу.
Изображение только лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений с Христом как с Богочеловеком.
Без этого никакие церковные обряды не могут служить «пропуском» в царство небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя — призывая каждого конкретного человека пойти за Собой.
Созерцание иконы Спас Нерукотворный помогает понять, в чем заключается смысл христианской жизни.
В чем помогает спас нерукотворный
Каким же образом верующий может установить контакт с Богом? Чтобы икона Спас Нерукотворный стала настоящей защитницей, надо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек высказывает свои прошения, надежды, даже обиды на близких выслушает Всевышний — только не должны они быть высказаны со злостью…
Образ Спасителя обязательно должен быть в каждом христианском доме. Просить у Него можно о чем угодно:
о спасении души; о помощи близким; за детей; о крепком здоровье; о благосостоянии; о помощи в работе, любых мирских делах.
Нельзя применять иконы при ворожбе, использовать их в разных магических ритуалах. Истории известны случаи, когда для магов такие попытки заканчивались очень плохо.
Какие молитвы лучше подходят для того, чтобы произносить их перед иконой «Спас Нерукотворный»? Прежде всего — «Отче наш», молитва данная людям самим Иисусом Христом во время земного пути.
Каждый день должен начинаться с нее, даже перед приемом пищи истинно верующие люди читают ее, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть.
Перед тем, как уснуть, тоже можно прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.
Где находятся иконы Спасителя
Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, имелись списки, прославленные чудотворениями. Один из них долго находился в Новоспасском монастыре (возле Таганки), прославившимся как усыпальница семейства Романовых. Хотя первое чудо было явлено в г. Вятка, вскоре чудесная икона была торжественно перенесена в столицу. Случилось это в январе 1647 г.
Поначалу образ Спаса Нерукотворного находился на одной из башен Кремля, но в этом же году отправился в Спасо-Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершенных по молитвам у вятской иконы:
прозрел полностью слепой мужчина; помощь в подавлении бунта С. Разина; крестный ход с иконой помог остановить пожар 1834 г.; множество исцелений во время эпидемии холеры.
Удивительный памятник российской культуры — Храм образа Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Небольшая изящная церковь создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина.
Они создали проект здания, иконостас, все убранство, написали иконы, даже выложили мозаикой пол. Росписи на окнах принадлежат М. Врубелю. Храм освящен в 1882 г.
Проехать из Москвы можно электричкой до станции «Хотьково».
Самая древняя в России икона Спас Нерукотворный относится к 12 в., написана в новгородской манере. Изображение плата на ней отсутствует, т.к. образ воспроизводит лик Спасителя, чудесно проявленный на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, данный извод может быть очень близок к оригиналу, появившемуся на убрусе. Хранился образ в Кремле, сейчас находится в Третьяковской галерее.
Молитва иконе
Известно, что святые образы создают иконописцы. Так было испокон веков. Для того, чтобы написать икону, изображающую Господа, Богоматерь или какого-либо подвижника, необычному художнику нужно прийти в определенное состояние души, перед этим поститься, молиться. Тогда созданный им лик будет по праву служить средством общения с Творцом и его угодниками.
Однако история упоминает о существовании и так называемых нерукотворных икон. К примеру, у многих на слуху такое понятие, как «Спас Нерукотворный». Подобным образом обозначают образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на ткани, которой Спаситель утер свое лицо.
29 августа православные христиане отмечают праздник, посвященный перенесению данной святыни из Едессы в Константинополь.
Источник: http://medic-03.ru/spas-nerukotvornyy-obraz/
Спас нерукотворный
Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она — основа всего православного иконопочитания.
История
Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.
Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ.
Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан.
По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.
После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу.
По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола.
И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.
Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Со временем место это было забыто.
В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы.
Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано.
Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.
Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления.
Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме.
В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ.
Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.
Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Плат святой Вероники
На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.
Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.
Иконография
В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».
На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа.
В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч.
μανδύας — «убрус, плащ»).
На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.
Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу.
Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».
Спас Нерукотворный «Спас Мокрая Брада»
В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.
Чудотворные списки «Спаса Нерукотворного»
«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.
А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг
Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» — новгородский двухсторонний образ XII века — находится в Третьяковской галерее.
Спас Нерукотворный. Третья четверть XII века. Новгород
Прославление Креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный) XII век. Новгород
Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе.
Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками.
Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа.
Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г.
иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия — настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.
Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз.
Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля.
Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни.
В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.
Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга.
Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Был любимым образом императора Петра I.
Икона была написана, предположительно, в 1676 году для царя Алексея Михайловича знаменитым московским иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы. Именно перед этой иконой император молился при основании Петербурга, а также накануне судьбоносного для России Полтавского сражения.
Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.
В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.
«Анчисхатский Спас» — одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии).
Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» в Тутаеве
Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе. Древний образ написан в середине XV века известным иконописцем Дионисием Глушицким. Икона огромная — около 3 метров.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. 44 года пребывала икона в Архиерейском доме, только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть ее в собор.
С великой радостью они несли святыню из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать, чтобы омыть дорожную пыль.
Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, который существует и по сей день и почитается святым и целебным.
С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой, изъятыми большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время — его копия.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, 2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой — целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.
Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы.
Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим.
Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.
Док.фильм «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» (2007)
Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима.
Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.
Молитва ко Господу
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.
Ина молитва ко Господу
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1232752358186290141/spas-nerukotvornyj/
Икона Спаса Нерукотворного — Иконописная мастерская Радонежъ
Икона Спаса Нерукотворного всегда была на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа “Спас на убрусе” лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма.
Лик Иисуса Христа – лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы “Спас на чрепии” объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на “доску негниющу” и помещен над городскими вратами.
Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа.
Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ. На иконах “Спас на чрепии” нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.
На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.
В православной церкви одним из наиболее известных и почитаемых образов является икона Спаса Нерукотворного. Её история восходит к временам Нового Завета, когда Спаситель исполнял своё земное служение. Предание о возникновении первого нерукотворного образа излагается в книге, именуемой Четьи Минеи. Вот что она рассказывает.
Икона Спаса Нерукотворного. История иконы
Древний правитель Авгарь Ухама V заболел проказой. Понимая, что спасти его может только чудо, послал к Иисусу Христу своего слугу по имени Ханнан с письмом, в котором просил Его прийти к нему в город Едессу и исцелить его.
Ханнан был искусным художником, поэтому ему было поручено, в случае если Христос не пожелает прийти, написать Его портрет и принести правителю. Слуга застал Иисуса окружённым, по обыкновению, толпой людей.
Чтобы лучше разглядеть Его, Ханнан залез на высокий камень, устроившись там, принялся рисовать. Это не скрылось от всевидящего ока Господня.
Зная намерения художника, Иисус потребовал воды, омыв Свой лик, вытер его платом, на котором чудесным образом сохранились Его черты. Этот нерукотворный портрет Господь передал Ханнану и повелел отправить пославшему его Авгарю, добавив, что Сам не придёт, так как ему надлежит исполнить возложенную на Него миссию, но пришлёт к нему одного из Своих учеников.
Икона Спаса Нерукотворного. Исцеление Авгаря
Когда Авгарь получил драгоценный портрет, то тело его очистилось от проказы, но на лице её следы ещё остались. Избавил от них правителя святой апостол Фаддей, который пришёл к нему по повелению Господа. Исцелённый Авгарь уверовал во Христа, принял святое крещение.
Вместе с ним крестились и многие жители города. Плат с образом Спасителя он повелел прикрепить к доске и поместить в нише городских ворот. Так появилась первая икона “Спас Нерукотворный”. Значение этого события очень велико.
Христиане обрели образ, порождённый не фантазией смертного человека, а волею Творца.
Однако прошли годы, и один из потомков Авгаря впал в идолопоклонство. Чтобы спасти драгоценный образ, епископ Едессы приказал замуровать нишу, в которой он находился. Так и сделали, но перед тем, как положить последний камень, зажгли перед ним лампаду. Суета мирская заполонила умы горожан, и чудный образ был забыт на долгие годы.
Икона Спаса Нерукотворного. Второе обретение образа
Икона Спаса Нерукотворного провела в нише долгие годы. Только в 545 году, когда город был осаждён персами, случилось чудо. Епископу города было явление Пресвятой Богородицы, сообщившей, что от врагов их избавит только икона Спаса Нерукотворного, замурованная над воротами города.
Срочно разобрали кладку, обрели Нерукотворный Образ, перед которым по-прежнему горела лампада. На глиняной же доске, которая закрывала нишу, чудесным образом появилось точно такое же изображение Спасителя. Когда горожане совершили крестный ход с обретённой святыней, персы отступили.
Таким чудесным образом город избавила от врага икона “Спас Нерукотворный”. Описание этого события донесло до нас Священное предание.
Оно в памяти каждого, кто знаком с христианской литературой. Через восемьдесят с лишним лет Едесса стала арабским городом. Сейчас эта территория принадлежит Сирии. Однако почитание святого образа не прерывалось.
Всему Востоку было известно, что молитва иконе “Спас Нерукотворный” творит чудеса. Исторические документы свидетельствуют о том, что уже в 8 веке все христиане Востока отмечали праздники в честь этого святого образа.
Перенесение образа в Константинополь
В середине 10-го века благочестивые византийские императоры выкупили святыню у правителя города Едесса и торжественно перенесли её в Константинополь, в Фаросский храм Богоматери.
Там в течении более трёхсот лет и находилась икона “Спас Нерукотворный”. Значение этого факта состоит в том, что если прежде она была в руках мусульман, то теперь стала достоянием христианского мира.
О дальнейшей судьбе образа информация противоречива.
По одной версии, икона была вывезена крестоносцами после захвата ими Константинополя. Однако корабль, на котором её пытались доставить в Европу, попал в шторм и затонул в Мраморном море. Другая версия указывает на то, что хранится она в Генуе в монастыре святого Варфоломея, куда была вывезена в середине 14-го века.
Купить икону Спаса Нерукотворного
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Спаса Нерукотворного. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу. Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Источник: https://ikona-radoneg.ru/spas-nerukotvornyy
Какой иконе о чем молиться
И правда, иной раз растеряешься: столько в церкви образов, икон, к какой подойти, к кому обратиться с молитвой? Да и памятные дни разных икон отмечаются каждую неделю…
Спросить же, как вести себя правильно, иной раз боязно: вдруг тебя не поймут, или рассердятся, что вы не знаете «очевидного». Ничего страшного, сейчас во всем разберемся.
Начнем с самого простого — входя в храм, перекреститесь. А потом можете спросить, где находится интересующий вас образ.
«Спас Нерукотворный» — одна из самых известных икон. Лик Спасителя на ней строг, но в глазах его — внимание и грусть. К Спасу Нерукотворному обращаются, когда хотят просить о спасении души, избавить от нехороших мыслей.
Можно сказать и иначе: если не знаете, куда идти, запутались, нуждаетесь в совете — обращайтесь к Спасу. Просьба может касаться как себя лично, так и других людей. Надо знать наизусть «Отче наш»! Учтите, что эта икона есть в каждом храме, а есть также и храмы, названные именем Спаса Нерукотворного.
Разницы, куда обращаться, нет, но в народе считают, что лучше идти в храм, носящий имя Спаса.
«Спас в терновом венце» — образ, моление которому помогает преодолеть все препоны на пути спасения души. Это образ, к которому обращаются, когда уже натворили бед и хотят исправить ситуацию.
«Спас Вседержитель» — икона, к которой обращаются, молясь о сохранении и здоровье всех членов семьи.
«Распятие» — эта икона-бережительница, она позволяет защитить дом от нехороших людей, в том числе от воров.
«Троица» — великая икона, чудотворная! Молятся возле нее о том, что волнует вас больше всего, о самом заветном, самом важном. Если вы, не дай Бог, потеряли веру в будущее, не находите сил сопротивляться обстоятельствам или принять их, вам — к ней. Моление совершают после покаяния. Можно поехать для этого в Троице-Сергиеву Лавру, «Троица» — главная святыня Лавры.
Образ Божией Матери написан во множестве вариантов. Это прекрасные, дивной красоты иконы — Казанская и Иверская, Владимирская и Тихвинская… К какому образу с какой просьбой подходить — давайте посмотрим. И сейчас речь, в первую очередь, пойдет о семье, любви и жизненных трудностях.
«Иверская Икона Божией Матери» обычно привлекает тех, кто пришел просить о защите близких и дома от темных сил, от болезней. Помогает она и защититься от клеветников, врагов, козней недобрых людей. Ее же просят о достатке, особенно если были материальные потери не по вашей вине. Это икону называют хранительницей.
«Казанская икона Божией Матери» тоже хранительница. Но особую помощь она оказывает тем, кто молится о сохранении жизни близких, оказавшихся в непростой жизненной ситуации или участвующих в военных действиях. Ей молятся и о тех, кто служит в армии, стал военным.
«Тихвинская икона Божией Матери» называется также путеводительницей — она подсказывает правильные решения. Ее можно попросить о наставлении в пути — причем как в прямом, так и в переносном смысле: и в пути жизненном, и в дальней дороге.
«Владимирская икона Божией Матери» помогает принять правильные решения.
«Вера. Надежда. Любовь» дарует молящемуся мудрость, дает силы для того, чтобы пережить все житейские неприятности и трудности, помогает обрести уверенность в своих силах, укрепиться в вере, любви и надежде.
«Остробрамская» икона помогает сохранять счастье в семье.
«Семистрельная» икона изображает Богородицу, пронзенную стрелами с разных сторон: четырьмя с правой стороны и тремя с левой. Разновидность иконы — «Умягчение злых сердец». Семистрельная икона — первая помощница в восстановлении мира в семье и примирении врагов, помощника при разрешении важных дел.
А «Троеручица» успокаивает и помогает обрести душевное равновесие.
Есть также довольно редкие, но популярные (в хорошем смысле слова) образы для определенных периодов жизни. Так, «Помощнице в родах» молятся о благополучии беременной женщины, счастливом родоразрешении и здоровье младенца, а «Млекопитательница» (есть и такая икона!) оберегает здоровье новорожденного и помогает матери иметь достаточно молока.
Теперь — немного о молитвах за здоровье. Конечно, именно с ними мы обращаемся к Богу чаще всего. Безусловно, любой ваш приход в церковь и любая молитва — искренняя, от сердца идущая — может быть услышана, и моление к определенным иконам — не догма. Тем не менее, от разных болезней молятся и разным иконам, и разным святым.
«Всецарица» считается одной из самых сильных икон. Ее называют также Пантассой. Икона оказывает исцеляющее воздействие. Именно Всецарице молятся, чтобы избавить своих детей от каких-либо зависимостей, а также об избавлении от самых тяжелых болезней. Кроме того, избавиться от таких бед, как наркозависимость и тяга к азартным играм помогает «Неупиваемая чаша».
Женское здоровье поправляет «Умиление». Возле этого образа просят также о женском счастье, хорошем женихе и счастливом замужестве.
О здоровье детей молятся также у иконы «Взыскание погибших». Возле нее же просят, чтобы вернулись в семью дети, ставшие жертвами сект, зависимостей, чужих негативных воздействий.
Целительница относится к одному из самых древних образов. Около нее молятся об исцелении тела и души, избавлении от скорби и бед.
Ну а «Скоропослушнице» молятся о неотложной помощи, которая нужна в самых острых и тяжелых случаях.
Есть также в православии ряд икон, имеющих поистине великую славу. Таких образов немало, перечислим главные.
Конечно, в первую очередь это Николай Угодник Чудотворец. Все, кто находится в пути и все, кого обидели несправедливо, находят у Николая помощь и защиту.
Путешественники и моряки, командировочные, а также в целом — любые категории населения могут обратиться к Чудотворцу с просьбой устранить несправедливость в отношении них и их близких.
Николаю молятся и те, кого несправедливо осудили, и родные осужденных.
Святой великомученик Пантелеймон оберегает от болезней и исцеляет от них. Обратите внимание: на иконе изображен ларец, в нем Пантелеймон хранил снадобья от недугов. Он был великим лекарем при жизни и остался им после смерти.
Сергий Радонежский считается покровителем тех, кто учится. Его просят о том, чтобы хорошо учились дети.
Серафим Саровский помогает обрести опору даже тем, кто отчаялся. Он дарует утешение в скорби и помогает уверовать в свои силы.
Ну и Георгий Победоносец, великомученик, утоляет печали, уменьшает скорби, а кроме того его молят о… здоровье домашних любимцев!
«Нечаянная радость» чаще всего слышит обращенные к ней просьбы о здоровье детей, исцелениях, избавлении от болезней и грехов. Молятся ей и о согласии в семье.
Иногда бывает, что вас мучает что-то давно совершенное, вы раскаялись в том, что сделали не по желанию и не по злому умыслу, а по случайности. В таком случае нужно помолиться «Споручнице грешных».
Всегда и всем помогает Блаженная Матрона. Нет вопросов, с которыми нельзя было бы к ней обратиться, нет и запретных просьб — кроме тех, что могут нанести кому-то вред.
Источник: https://amp.vm.ru/news/483617.html
Икона Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный считается самой первой иконой в мире. Существует две истории , рассказывающие о происхождении чудесного образа, по которым сам способ получения лика Иисуса Христа не отличается, различны лишь обстоятельства, при которых это изображение было получено.
Первый вариант происхождения иконы Спаса Нерукотворного таков: в городе Едессе, столице небольшого государства Осроены (ныне юго-восток Турции) правил царь Авгарь Уккама(Абгар Чёрный)V.
Авгарь одним из первых правителей в мире призвал всё население своего государства принять христианство, сам он очень уважительно относился к Христу и его вере, и даже предлагал сделать из Осроены центр христианской веры.
В свои молодые годы Абгар V заболел чёрной, египетской проказой (той же болезнью, что и библейский многострадальный Иов) и никак не мог излечиться, сильно страдая от болезни. Желая облегчить свои страдания, Абгар Уккама попросил своего придворного художника Ананию отвезти Иисусу письмо с приглашением и написать портрет Христа.
Анания поехал в Иерусалим, чтобы нарисовать образ Спасителя с натуры. Но так велико было количество людей рядом с Иисусом, что художнику не оставалось ничего другого, как установить мольберт и холст на пригорке и издалека начать рисовать Христа. Естественно, что выразительно и точно написать Его лик, светящийся божественной силой и мудростью, у Анания не получалось.
Спаситель, увидев художника, послал апостола Фому, чтобы тот привёл Ананию к Нему. Узнав про болезнь царя Авгаря и его послание, Иисус попросил Ананию отдать Ему холст. Приложив Своё лицо к материи, Спаситель отдал холст художнику. Тот взглянул и обомлел: на холсте чудеснейшим образом отпечатался невыразимо прекрасный божественный лик Иисуса Христа. Так появилась первая икона Спас Нерукотворный.
Царь Авгарь, получив портрет Иисуса Христа, припал к образу с молитвой и вскоре излечился от своей мучительной болезни. Позже царь поместил холст с ликом Спаса Нерукотворного над городскими воротами Едессы, скинув оттуда статую языческого божества. И много-много лет образ Иисуса Христа защищал от захватчиков столицу Осроены, служа в том числе и молитвенным образом для населения Едессы.
В 944 году чудесный холст перенесли в Константинополь при непосредственном участии византийского императора Константина VII Багрянородного.
Там и находилась 200 лет икона Спаса Нерукотворного, пока крестоносцы, участвовавшие в Четвёртом Крестовом Походе, не разграбили Новый Рим, и не вывезли с собой икону.
По преданию, образ Нерукотворного Спаса утонул вместе с кораблём, на котором увозили награбленное.
Второй же вариант возникновения образа Спаса Нерукотворного связан со Страстями Христовыми, в частности с эпизодом несения креста Спасителем. Святая Вероника, сопровождая Иисуса Христа, несущего крест на Голгофу, отирала Его лицо от пота и крови льняным платком, посредством чего на нём отпечатался лик Спасителя. Этот платок и изображение на нём стали прообразом иконы Спаса Нерукотворного.
Иконография Спаса Нерукотворного делится на две основные разновидности: Спас на убрусе (Убрус) и Спас на чрепии (Чрепий или Керамида), хотя встречаются изображения лика Спасителя без фона.
В образе Спаса Нерукотворного на убрусе лик Христа написан на фоне тканевого платка (убрус — это платок), из упомянутых выше двух преданий.
В Керамиде лик Спасителя написан на фоне кирпичной кладки: по преданию образ Спаса Нерукотворного отпечатался на кирпичах, скрывавших нишу, в которой была спрятана икона Иисуса Христа.
Нерукотворный образ Спасителя отличается от образа Господа Вседержителя своим призывом к молящемуся: Спас взывает к гуманности, он не судит, а поддерживает, укрепляет духовные силы человека.
Молитва к иконе Спаса Нерукотворного помогает в исцелении болезней, в обретении и укреплении жизненных и духовных сил.
На этой странице Вы можете заказать икону Спаса Нерукотворного.
Источник: http://spb-icon.ru/ikoni-iisusa-christa/ikona-spas-nerukotvorniy.html
Где вешать иконы в доме
Путь к Богу у каждого свой. Ощутить божественную благодать, обратиться с молитвой ко Всевышнему помогают иконы. У многих правомерно возникает вопрос о том, где же можно расположить иконы в доме, чтобы ежеминутно быть под божественной защитой и не оскорбить святости образов. Апостол Павел в первом послании к Тимофею (1 Тим.
2,8) учит: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Следуя святым словам, мы начинаем утро с молитвы, называемой утреннее правило. Приступая к трапезе, каждый раз просим Бога благословить приём пищи, а после еды благодарим за Его милость. Отходя ко сну, обращаемся к Господу с вечерней молитвой.
Любое дело православный верующий начинает с просьбой Божьего благословения. Чаще всего для удобства главный иконостас размещают в спальне, встречая и провожая день с мыслью о триедином Боге, вездесущем, всемогущем, едином.
Присутствие в супружеской спальне икон не должно мешать нормальным супружеским отношениям, так как ничего грешного в отношениях законных мужа и жены нет: Бог создал нас для жизни в паре. Святые образа вешают в детской комнате, но так, чтобы было безопасно для ребёнка. Икона не должна упасть и травмировать дитя.
Под её покровом и защитой малыш будет с первых дней жизни. Наученный матерью, к ней он впервые обратится с просьбой, с её образом в сердце будет следовать праведным путём. На кухне разместите несколько икон, и это тоже будет правильно, так как членам семьи станет удобно совершать совместную молитву, до и после еды, которую послал нам Всевышний.
Уместно повесить икону над дверью: выходя из дома, мы сможем перекреститься и обратиться к Богу. Как видите, икона нигде не будет лишней, напоминая нам светом лика о Господе и вечной истине. Выбирая место для святых образов, нужно знать некоторые простые правила, основанные на писаниях святых, богословов.
По словам Святого Иоанна Дамаскина, «так как Бог есть духовный свет, и Христос в Писании называется Солнцем правды и Востоком, то и должно посвятить для поклонения Ему восток». Зайдите в любой храм и увидите, что иконостас расположен именно на востоке. Издавна ведётся у христиан выбирать для «красного угла» – иконостаса – восточную сторону дома.
В современной квартире не всегда есть возможность придерживаться канонов в этом вопросе, поэтому разрешается повесить иконостас в другом месте. Но в любом случае важно соблюдать некоторые требования.
Вот они: — стоя перед иконой и творя молитвы с крестным знамением и поклонами, Вы должны свободно делать это, ничто не должно стеснять движения и прерывать таинство постижения истины в общении со Вседержителем; — уважайте членов своей семьи, не участвующих в данный момент в молитве, выберите место, где никому не помешаете; — не ставьте иконы в шкаф, сервант (что очень часто можно встретить). Лучше всего поставить их на полках, угловых или простых, приобретённых в церковном магазине. Полку же удобно прибейте на стенную поверхность примерно на уровне глаз, чтобы образ хорошо был виден. Под полкой можно поставить тумбочку и положить молитвослов, Евангелие, другие святые книги, дорогие для Вас, свечи, лампадку. Здесь, возле икон, место для святого масла и воды, просфор; — со свечой или лампадой обращайтесь осторожно, чтобы не причинить пожар. Не ставьте их на нижние полки или возле предметов, легко загорающихся; — оборудуя место для икон, удалите стоящие или висящие поблизости светскую развлекательную атрибутику: художественные книги, плакаты, телевизор, картины. Неуместно рядом со святыми образами будут выглядеть и фотографии родственников или знакомых. Помните, что иконы – не украшения, а источник связи с духовным миром, где нет места суете и тщеславию.
Выбрав и оборудовав, наконец, место для божницы, правильно, соответственно иерархии, поставьте иконы. В центре должен быть образ Иисуса Христа – «Спас нерукотворный», «Господь Вседержитель». По правую руку от Спасителя располагают икону Богородицы. Чаще всего это Владимирская икона Божьей Матери, Смоленская икона Божьей Матери, Казанская икона Божьей Матери.
В глубоко верующих, благочестивых семьях из поколения в поколения передаются почитаемые образы Божьей матери. Их тоже благоговейно располагают справа от Иисуса Христа. Слева от Спаса определяют место для иконы Иоанна Предтечи. Такой состав иконостаса известен под именем «Деисус».
Почитая Николая Чудотворца, православные верующие часто слева от Иисуса Христа ставят в божнице (так еще называют домашний иконостас или «красный угол») иконы этого святого. Есть множество икон святых, целителей, блаженных, Ангелов-хранителей, Архангелов, к которым тоже часто обращаются с искренней молитвой об исцелении, помощи в делах, учёбе, путешествии, удаче в личной жизни.
Их ставят или вешают и слева, и справа в киоте. Непреложным есть только требование: сверху над ликом Иисуса Христа может быть только Святая Троица или Распятие.
При крещении крёстные родители одаривают ребёнка иконами Спасителя, Богородицы, Святых, Ангелов-хранителей. Все они станут для подрастающего человека животворным источником божественной благодати.
Под их покровительством он будет совершать свой первый опыт молитв и духовного общения с Богом, их возьмёт с собой во взрослую жизнь, полную соблазнов, не лишённую ошибок. С верой в душе всегда будет легче идти.
И начало её – в родительском доме под светлыми христианскими образами.
Принимая пищу, верующие никогда не забывают вознести молитву. Для такого случая обращаться можно и к иконе Иисуса Христа, и Божьей Матери, и любому другому образу. Главное, чтобы всё делалось от души и, в идеале, в общей молитве всей семьёй.
Среди православных распространен обычай размещать икону над дверью, чтобы при выходе из дома просить заступничества от злых сил, чтобы человек, придя на порог с недобрыми помыслами, не нанёс вреда семье.
Издавна верят, что иконы Божьей матери «Семистрельная», «Покров Богородицы», «Нерушимая стена», Спасителя, Распятие, другие святые образа, если обратиться с искренней молитвой, отведут беду и защитят от коварства и злой воли.
Бывая в храмах, Вы, конечно, видели, как благоговейно содержатся в чистоте помещение, места размещения икон. Круглый год стоят свежие живые цветы. Так повелось, что цветами Пречистой Девы Марии всегда считали белую лилию, розу. Их чаще всего можно видеть в украшении икон, как и всего храма.
Под иконы бережно застилают так называемую «пелену». Искусные святые образа с выпуклыми элементами, бархатной тканью очищают кисточками от пыли, протирают специально предназначенными для этих целей салфетками. Вот в такой чистоте нужно содержать иконостас и дома. И кисточку, и пелену можно приобрести в церковном магазине.
Мастерицы и рукодельницы могут проявить фантазию и сделать пелену своими руками, с мыслями о Боге.
Как видите, не очень важно, сколько будет в доме икон. Просто нужно помнить о Спасе, Новом Завете, соблюдать 10 заповедей, жить в согласии с собой и окружающим миром.
Пусть поможет каждому в этом молитва перед святыми христианскими иконами, доказавшими в веках свою чудотворную силу.
Источник: https://sicona.ru/blog/gde-veshat-ikony-v-dome